В Гомель на «Сожскі карагод» обязательно приедет Государственный академический ансамбль танца и его художественный руководитель Валентин Дудкевич.
Валентин Владимирович к тому же возглавляет жюри фестиваля, а ещё он давний друг директора Детской хореографической школы искусств Гомеля Петра Свердлова. Что ещё связывает с областным центром легендарного балетмейстера – в нашем материале.
– Весной ваш коллектив уже приезжал в Гомель, когда у воспитанников местной хореографической школы был выпускной. Мастера и дети выступали на одной сцене. Что это был за эксперимент?
– Никаких экспериментов, а всего лишь желание нетривиально отметить Международный день танца. Накануне я созвонился с Петром Ивановичем и узнал, что готовится отчётный концерт учащихся и выпускников хореографической школы. Решил, что неплохо было бы совместить его с нашими гастролями. Тем более что нашим артистам и его воспитанникам предстоит работать в совместном проекте – современной постановке мюзикла-балета «Щелкунчик». Заодно проверили зал (Общественно-культурный центр – прим. авт.), оценили его технические характеристики. Результат нас устроил. Учащимся школы и их родителям мы впервые за пределами Минска показали свои новые, можно сказать, революционные номера «Кривичи» и «Лютичи», одновременно фольклорные и современные, которые рассчитываем представить и на фестивале в сентябре.
– Валентин Владимирович, а есть ли в вашем коллективе выходцы из Гомеля вообще и детской хореографической школы в частности?
– Мы ищем таланты во всех регионах республики, и должен сказать, что чаще всего находим в Минске, Витебске и Гомеле. Последние – воспитанники детской хореографической школы, окончившие потом колледж искусств имени Соколовского, как, например, наш балетмейстер и постановщик Максим Кашевич. Скажу без преувеличения, это будущее ансамбля и белорусского танца вообще. Очень талантливый и способный молодой человек.
– Расскажите подробнее о новом «Щелкунчике». Что это за постановка и когда ждать премьеру?
– Это современный взгляд на всем известную историю Гофмана. По формату – мюзикл-балет. Его премьера уже была в Белгосфилармонии, но спектакль нуждается в развитии и доработке совместно с Петром Ивановичем и его учениками. Рассчитываем презентовать его в новогодние или рождественские праздники здесь же, в Гомеле, в общественно-культурном центре. Надеемся, что наш «Щелкунчик» привлечёт внимание не только взрослых, но и юных зрителей.
– Не боитесь, что на «Щелкунчик» с классической музыкой юные гомельчане не пойдут?
– Не боимся, и судим об этом по реакции столичного зрителя, который уже видел наш новый спектакль и воспринял его на ура. А чтобы получить такую реакцию, постарались необычно преподнести творчество Петра Чайковского. Помимо музыки великого композитора в современной аранжировке звучат специально написанные для сказки песни и разговорные сцены. Добавляют красок эксклюзивные декорации.
Понимаете, меня, откровенно говоря, достала современная музыка. В ней нет ничего для разума, души – только навязанный ритм. Не то, чтобы западный – он везде такой, но какой-то уличный, низкого пошиба. Не хочется молодёжь на этом воспитывать. Нужно поднимать общий уровень культуры, актуализировать высшие ценности, заронять в души людей главное – что миром правит любовь.
– Кстати, о Западе. Имея богатый опыт гастролей и стажировок за рубежом, считаете ли вы белорусов танцующей нацией? И как отличается отношение к этому искусству у нас и за границей?
– Я бы сказал, очень отличается. Например, французы постоянно экспериментируют с формой, любят новизну. У них совершенно другие приоритеты и принципы постановки танца. Если я сначала определяю его содержание, работаю по Станиславскому, переходя от смысла к слову и к действию, то французский педагог собирает танцовщиков вокруг себя и говорит: «Покажите мне то, чего я не видел». Только и слышишь: это я видел, это тоже, а такое – и подавно… Они идут от формы, а не содержания, мы же – наоборот.
Что касается белорусов как танцующей нации, то, не буду лукавить, она «средне-танцующая». По-настоящему танцующие нации – это Россия, причём не вся, а казанская, и Украина. Меньше танцуют поляки и прибалты. Европа вообще не танцует – традиции там давно утрачены.
А очень жаль, ведь в танце каждого народа зашит свой код. За годы работы я научился с первых движений узнавать, какое происхождение имеет тот или иной танец, почему он существует, какую историю рассказывает… Для того, чтобы поставить такие номера, как «Кривичи» и «Лютичи», да и вообще любой историко-бытовой и народный танец, нужно брать шире, не зацикливаться на одной хореографии, разбираться во многих пограничных областях. Потому что история народа – это ещё и орнаментика, и колористика…
– Спустя годы изучения белорусского танца, какой главный миф о нём вам хотелось бы развеять в своих постановках?
– Долгое время было принято считать, что белорусы всю историю прожили в лаптях. Это, конечно, не так. Любое общество многослойно. Даже если основную его часть составляют сельские жители, никуда не деваются горожане, мещане, интеллигенция. Белорусы – не исключение. Мы были не только мирными и «памяркоўнымі», но и воинственными, творческими, аристократическими… Это и хочется отразить в своих постановках.
Фольклористы говорят, что белорусскую историю растащили по частям – в Польшу, Литву и другие приграничные страны. Теперь её нужно возвращать – если не в музеи и запасники, то хотя бы в сознание людей. И танцевальному искусству в этом деле отведена чуть ли не ведущая роль.
– Спасибо за искренность и до встречи на «Сожскім карагодзе».
Из досье
Валентин Дудкевич родился 6 октября 1943 года в Могилёве.
С детства занимался хореографией. Окончил Белорусский государственный хореографический колледж по специальности «артист балета», Белорусский государственный театрально-художествен-ный институт, аспирантуру Института этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Имеет квалификацию «искусствовед» в области этнографии и фольклора. Стажировался в Москве и Париже.
Дважды лауреат специальной премии Президента Беларуси деятелям литературы и искусства (1998, 2004).
В 2008 году за личный вклад в развитие национального хоре-ографического искусства и значительные успехи в сохранении и популяризации культурного наследия белорусского народа награждён орденом Франциска Скорины.
Руководитель хореографической школы искусств Гомеля Пётр Свердлов доволен творческим сотрудничеством с Государственным академическим ансамблем танца и надеется, что оно будет развиваться. Для этого есть всё:
– Школа на подъёме, и я рад, что у нас такие талантливые дети и педагоги. Хореография и пластика, которую показывают наши дети, востребована и интересна. Хореографическому мастерству у нас обучаются более 800 ребят по таким направлениям, как: современная хореография, классический, народно-сценический, историко-бытовой и бально-спортивный танец.
Cпектакль «Щелкунчик», о котором рассказывал Валентин Владимирович, – это логическое продолжение нашего с ним многолетнего творческого союза. Параллельно готовятся масштабные хореографические полотна к открытию фестиваля «Сожскi карагод».
Пользуясь случаем, благодарю наших родителей за терпение и многочасовое ожидание под учебными классами, особенно в период репетиций. И, конечно, огромное спасибо педагогическому коллективу – моим единомышленникам. Я рад и горд, что работаю с такими талантливыми, преданными своему делу людьми.
Автор: Светлана Соколова. Фото: sb.by; Дарья Моложавская, newsgomel.by
Сейчас читают:
Стало известно, кто приедет в Гомель на «Сожскі карагод»
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram