Городской этап республиканского конкурса «Учитель года» включал профессиональное тестирование, видеовизитку, мастер-класс для коллег-педагогов, открытый урок в незнакомом классе и презентацию педагогического опыта. Последний тур прошёл на базе гимназии №46 имени Блеза Паскаля. Наши журналисты побывали на защите проектов и узнали, чем удивляли жюри конкурсанты этого года.
Кстати, о жюри: в его составе были методисты и учителя-предметники, а также победители и финалисты конкурса прошлых лет. По мнению Вадима Лосева, «географа» из школы №19, взявшего в 2020 году «Хрустального журавля», именно городской этап самый трудный.
– К тебе ещё присматриваются, оценивают, достоин ли ты представить не только своё учреждение образования, но и целый город на областном уровне. А на «республике», где все – первые среди равных, ты уже всем всё доказал. Можно рискнуть и проявить себя более творчески: даже если не победишь, «финалист» тоже звучит гордо, – поделился собственным опытом Лосев.
В этом году к участию в городском этапе допустили 47 педагогических работников, до последнего тура дошли 16. От финалистов требовалось представить собственный педагогически опыт и ответить на вопросы членов жюри.
– Под широким определением «педагогический опыт» в контексте конкурса следует понимать методики, которые воспитатели и учителя применяют в своей повседневной практике. Они должны отличаться оригинальностью и пользой, – пояснила суть защиты проектов заместитель начальника управления образования горисполкома Елена Порошина.
Постарались все. Например, воспитатель детсада №127 Елена Зайцева, изучив основы ТРИЗ-педагогики, придумала, как можно их применять для развития воображения детей.
– Приёмов множество, я опишу один из них – «подзорную трубу». Её функцию для ребёнка выполняет обыкновенная картонная трубочка. Я приношу в сад репродукцию картины, например, «Утро в сосновом лесу», и прошу каждого навести на неё глазок «подзорной трубы». Таким образом дети детально исследуют художественное полотно, абстрагируясь от постороннего визуального шума, – озвучила важные подробности Зайцева.
По словам воспитателя, главная задача ребят – заметить и выделить как можно больше объектов или подробностей сюжета. А потом описать, что они видят на картине. При этом повторяться нельзя: если кто-то уже назвал «мишек», следующий ребёнок должен отметить что-нибудь другое.
– Но «мишек» назвать мало – надо рассказать, какие они, что их окружает и так далее. Мы специально сняли видеоролик, где продемонстрировали, чем ответы детей, воспитанных по методам ТРИЗ-педагогики, отличаются от родительских, – поделилась результатами Зайцева.
И действительно: если взрослые в своих описаниях оказались крайне скупы, то ответы детей больше напомнили полноценные сочинения по теме. Они отметили мельчайшие нюансы светового сценария, смогли проследить траекторию движения всех трёх медведей и «вслух» догадаться, куда она пойдёт дальше. И всё это без подсказок и наводящих вопросов педагога.
Не менее интересными были выступления и остальных участников. Учитель музыки СШ №30 Татьяна Витушко за свою многолетнюю практику выяснила, что предметы эстетического цикла помогают совершенствовать творческие способности учащихся. Труднее всего учениками воспринимаются понятия и явления, которые нельзя «потрогать», поэтому лучше работать с образами, направленными на их собственный опыт.
Учитель начальных классов средней школы №52 Лилия Лысенкова в работе с современным поколением детей часто использует прием «синквейн» — составление стихотворения, состоящего из пяти строк, чтобы, например, охарактеризовать героя на уроках чтения или подвести итоги занятия. А учитель истории и обществоведения гимназии №36 имени И.Мележа Ольга Вербицкая описала использование метода дорожных карт через форсайт-технологию на уроках истории Беларуси.
Победителей определяли в восьми номинациях, соответствующих уровням образования (дошкольное, начальное) и научным (предметным) направлениям. В некоторых номинациях, например, «Воспитатель дошкольного образования», билет на областной этап разыгрывался между тремя конкурсантами: это значит, что на районном этапе они набрали одинаковое количество баллов. В номинации «Белорусский язык и литература» выступал только один педагог. От жюри в таком случае требовалось только согласовать или не согласовать его допуск на областной этап.
Кто представит Гомель на областном этапе?
Елена Антропова, городской лицей №1,
Ольга Вербицкая, гимназия №36 имени И.Мележа,
Ольга Головешкина, средняя школа № 27,
Александр Зеленевский, гимназия №10,
Лилия Лысенкова, средняя школа №52,
Егор Логош, средняя школа №42,
Мария Покидько, детский сад №152,
Ирина Тишкова, средняя школа №12.
belakgomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram