Три часа дня, а пляж на Любенском озере заполнен отдыхающими. Мамы загорают, дети весело барахтаются в тёплой воде «лягушатника». Ситуацию контролирует спасатель ОСВОДа, который то и дело подходит к воде и просит ребят быть осторожнее. Пытаясь перекричать детский визг и смех, увещевает: «Девочка с розовым кругом, вернись ближе к берегу!» По другую сторону буйков, за которые, как известно, заплывать запрещено, также дежурит спасатель на лодке.
– В зоне нашей ответственности нарушения случаются редко. Но стоит проехать чуть дальше вдоль берега, как ситуация резко меняется. Сами можете в этом убедиться, – старший спасатель Любенского поста Вадим Кисель приглашает нас в патрульный катер, где уже заняли свои места остальные члены рейдовой группы. В их числе представители Гомельского городского отдела по ЧС Дмитрий Матвеев и Юлия Соболь-Михальцова, патрульные милиционеры Советского РОВД Алексей Купцов и Владимир Михайлов. Перед тем как катер тронется, надеваем спасательные жилеты.
Поначалу кажется, что Вадим Кисель сгустил краски. На берегу встречаются рыбаки, но в воду заходят единицы – практически все удят с берега. Некоторые, завидев моторку ОСВОДа, приветственно машут руками.
– С рыбаками проблем практически нет. Люди в основном ответственные, порядок знают. Да и не до купания им, для них главное – улов, – поясняет Вадим Кисель.
Ближе к железнодорожному мосту через Сож на небольшом песчаном пятачке замечаем отдыхающую семью – родителей и двоих детей-подростков. Причаливаем. Мокрые волосы у ребят не оставляют сомнений – недавно купались в неустановленном месте. Папа и мама сначала пытаются доказать обратное, но быстро сообразив, что наказывать их никто не собирается, в итоге соглашаются: «Решили отдохнуть подальше от шумной толпы».
– Не хочу вас пугать, но только за сутки с 19 по 20 июня в области утонули двое детей. В Мозырском районе 13-летний мальчик, в Речицком – 15-летняя девочка. Оба отдыхали у воды с родителями. Точно так же, как ваши, без спасательных средств, – упрекает Вадим Кисель.
– Так они у нас плавать умеют, – «по инерции» возражает отец. Чувствуется, что информация произвела на него впечатление.
– Это хорошо, – одобряет спасатель. – А рассчитывать собственные силы они умеют?
– Вряд ли, – вступает в разговор мама. И тут же обращается к детям: – Отныне в воду ни ногой! Хотите купаться – поехали на пляж.
На прощание Юлия Соболь-Михальцова вручает семье памятки о правилах поведения на воде и безопасности в быту.
Следующий пункт маршрута – залив, отделяющий Любенский микрорайон от Монастырька. Пока движемся к пересекающей его дороге, Вадим Кисель рассказывает про коварность этого места. Средняя глубина – около пяти метров, дно всё в ямах. В 80-х был случай, когда в заливе одновременно утонули четыре человека. У одного из купальщиков прихватило сердце, и он утащил с собой на дно трёх пытавшихся спасти его друзей. Их потом так и подняли на поверхность со сцепленными руками.
– Местные это знают, – резюмирует Вадим Глебович, – поэтому стараются здесь не купаться. Но случается.
И снова спасатель не ошибается. Ещё издалека примечаем в воде компанию парней. Правда, к моменту прибытия спасательного катера все четверо уже на берегу, в прибрежных кустах накрыта «поляна» с нехитрой закуской и литровым пакетом дешёвого вина. Второй, уже опорожнённый, валяется неподалёку.
Увидев, кроме спасателей, сотрудников милиции, сразу присмирели. Один из участников пикника даже попытался дать дёру, но то ли от усталости, то ли от количества выпитого его так повело в сторону, что сержанту Михайлову с трудом удалось его удержать.
– И вы в таком состоянии купались? – искренне изумляется милиционер.
– Да мы даже не собирались, – с непреклонной верой в собственные слова заявляет другой отдыхающий, с которого ещё продолжает капать вода. Когда ему указывают на это, невозмутимо заявляет: – Это я от жары вспотел. А остальные на берегу купались…
Однако шутки быстро заканчиваются, когда сотрудники правопорядка выносят каждому предупреждение о недопустимости купания в неустановленных местах и распития спиртных напитков в общественном месте. Видно, нарушителей беспокоят последствия, которые им грозят.
– Пока это только предупреждение, – терпеливо разъясняет Алексей Купцов. – В следующий раз получите штраф.
– Большой? – интересуется один из парней.
– До 50 базовых величин.
Молодой человек даже присвистнул от услышанного. Его товарищ соображает куда быстрее:
– Да ну его, парни, такой отдых на природе. Собираем манатки и уходим.
Счастливые, что отделались лёгким испугом, мужчины быстро ретируются.
На обратном пути в месте, где залив расширяется до размеров Любенского озера, внимание Вадима Киселя привлекает выходящий из воды мужчина, на плечах которого сидит девочка лет десяти. На берегу их ждут две женщины.
– Мы и не знали, что здесь купаться запрещено, – оправдывается та, что постарше. – Всю жизнь здесь купались, и ничего.
– Это хорошо, что ничего, – резонно замечает Вадим Кисель. – Но на пляже всё же безопаснее. Да и развлечений больше для ребёнка.
Услышав про развлечения, девочка тут же проявляет интерес:
– А на катамаране покататься можно?
– Да запросто! – улыбается спасатель. – И на сапбордах, и на лодке с вёслами.
– Папа, хочу на доске попробовать, – девочка умоляюще смотрит на отца.
– Тогда собираемся – и на пляж! – командует глава семейства.
В конце рейда Вадим Кисель резюмирует: любители променять безопасный отдых на «дикий» находятся всегда. Но с благоустройством в Советском районе четырёх пляжей их число заметно поубавилось.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram