«Центролит» в Гомеле: как выглядят женщины-металлурги

В ближайшее воскресенье как минимум 755 гомельчан отметят День металлур­га. Именно столько человек трудятся сегодня на литей­ном заводе «Центролит», где накануне профессионально­го праздника побывали наши журналисты.

В октябре «Центролит» отме­тит 55-летие со дня первой плав­ки металла в цехе крупного ли­тья. Несмотря на то что первая продукция была получена тремя годами ранее, эту дату на заводе считают более весомой. Имен­но с литьём завод вошёл в си­стему Минстанкопрома СССР и стал отгружать его для мно­гих типов станков по всему Союзу.

Максимальный объём выпу­ска отливок был достигнут в 1988 году и составил 85,5 тыс. тонн. Затем по причине эко­номического кризиса и паде­ния спроса на литьё выпуск упал до 7 тысяч в 1995 году. В это время приступили к выпу­ску дорожной арматуры и из­делий для городского дизайна. Они использовались при ре­конструкции улиц в Москве и Санкт-Петербурге, украсили крупные белорусские горо­да. Это помогло избежать про­стоя.

Всего за эти годы пред­приятием освоено более 5 тысяч наименований продукции: сложное литьё для машиностроения, станкостроения, автомобилестроения. Основ­ная продукция – отлив­ки по чертежам заказчика массой до 18 тонн из серо­го и до 10 тонн из высоко­прочного чугуна.

Сегодня станкостроительная отрасль России и Беларуси пе­реживает настоящий бум разви­тия в рамках импортозамещения, и «Центролит» идёт в авангар­де этого процесса, здесь отлива­ют основные узлы обрабатыва­ющих центров.

Гомельские специалисты бе­рутся разработать конструкторско-технологическую документацию будущего изделия по представленному образцу, а ино­гда и просто фотографии. Доводят всё до ума сначала в каби­нетах, а потом работают над от­ливкой в цехах, причём часто с дополнительными операция­ми – термообработкой и чер­новой механической обработкой под полным контролем техниче­ских служб.

На данный момент на заводе в круглосуточном режиме рабо­тают 755 человек, из них 236 – женщины, то есть почти треть. Эти дамы не просто разделяют с коллегами-мужчинами тяжёлые условия труда, но и успешно ру­ководят целыми подразделения­ми, предлагают инновации, уве­личивают эффективность произ­водства. Сегодня, в преддверии профессионального праздника, мы предлагаем читателям позна­комиться с некоторыми из них.

Елена Евсеенко: «Работы всегда много, и её нужно грамотно организовать»

Выпускницу Гомельского машиностроительного техникума Елену Евсеенко сразу приняли на завод мастером в цех литья №1.

– Это было в 1998 году. Собеседова­ние проводил лично тогдашний директор Николай Викторович Андрианов. Посмо­трел на меня, маленькую, худенькую, и по-отечески спросил: «Точно не боишься? Справишься?» Я не задумываясь кивнула в ответ. А потом поняла смысл его вопроса – ведь меня определили на участок, где было «горячо» во всех смыслах – и раска­лённый металл, и люди с характером. Пол­года плакала после рабочих смен, – вспо­минает начало начал теперь уже опытный металлург.

Но мысли уволиться молодой специа­лист гнала от себя. Ведь на самом деле ей тогда доверили очень ответственный фронт работы.

– Это был подготовительный участок цеха среднего литья, где делали формовоч­ную смесь. Завод только что пережил кри­зис, связанный с распадом Союза. Активно восстанавливал объёмы производства. То есть работы было много, и её нужно было грамотно организовать. Да, сначала боялась повысить голос на матёрого металлурга. Но потом начала понимать подчинённых, а они меня, – теперь уже с улыбкой гово­рит о прошлом Елена Михайловна.

Через полгода коллектив признал её авторитет. Кстати, несмотря на юный воз­раст начальницы, работники обращались к ней только по имени-отчеству.

– Что ещё вспоминается? В любые, даже самые сложные времена, зарплату на заводе выдавали не печными заглушками, а живыми деньгами. В поисках сбыта завод­чане брались за любую работу, поэтому номенклатура выпускаемых изделий была очень большой – от сковородок до станин. Мастерам на местах нужно было органи­зовать и сам процесс, и отследить своевре­менное снабжение материалами, – говорит об объёмах собеседница.

Со временем Елена Евсеенко стала стар­шим мастером, а потом – начальником участка в цехе №1. А тринадцать лет назад её перевели в цех №4, где последние три года она руководит его работой. Цех специ­ализируется на литье дорожной арматуры, это всем известные решётки для приёма дождевой воды и крышки люков.

– В нашем деле всё давно придумано. За последние два десятка лет металлическая основа тех же крышек не изменилась ни на сантиметр. Разве что в последнее время мы стали их ещё грунтовать и красить в чёрный цвет. От люка особых красот не требуется – главное, чтобы он не лопнул под коле­сом автобуса, – рассказывает о нынешних буднях Елена Михайловна.

По словам нашей героини, завод посто­янно выделяет большие деньги на улучше­ние условий труда работников. Её теперь уже родной четвёртый цех не исключе­ние. В нём заменили старое остекление на пролёты из ПВХ-профиля, на очереди – оборудование.

Однако не машинам решать в конечном итоге производственные задачи.

– В цехе сегодня работают 39 человек, хотя еще 13 лет назад их было около сотни. Многие не выдержали темпов, кто-то ушёл на пенсию. При этом продукции меньше не стало. Наоборот, прибавляем. Это костяк, на каждого из них сегодня можно поло­житься, – отдаёт должное подчинённым Елена Евсеенко.

Марина Мамаева: «Скоро в заводскую лабораторию поступят новые приборы»

На Гомельский литейный завод «Центролит» Марина Владими­ровна устроилась в 1987 году после окончания Белорусского политехнического института. В Гомель попала по распределению, и областной центр на тот момент был для неё абсолютно чужим городом.

– Имела представление больше о заводе, чем о городе, так как уже была на этом производ­стве на преддипломной практике, – вспоминает Марина Мамаева. – Работа лаборатории за эти годы мало изменилась. Единственное, существовало разделение между отделами, которые специализиро­вались на исследованиях металла и формовочной смеси. Для этого в лаборатории трудились около 40 человек, сейчас их всего дюжина. Но всё успеваем.

По ходу плавки за сутки лабо­ранты выполняют до 25 иссле­дований. Входной контроль тре­бует ещё около десятка исследо­ваний. Оборудование надёжное, хотя уже несколько устаревшее. Сейчас завод проводит процедуру закупки новых приборов, которые позволят анализировать сразу все требуемые элементы и делать это гораздо быстрее.

Гомельчане работают с серым чугуном различных марок, и для каждой важно строгое соот­ветствие химических элементов заявленным свойствам. Льют на гомельском «Центролите» и высо­копрочный чугун.

– Нужно понимать, что сотрудники лаборатории занимаются не только испытаниями образцов. Мы постоянно выходим в цеха для контроля приго­товления смеси и соблю­дения технологического процесса, – уточняет Марина Владимировна. – Специфика не позво­ляет сотрудницам, а у нас работают исключительно девочки, покрасоваться в красивых платьях. То есть на работу мы, конеч­но, одеваемся стильно, а уже тут переодеваемся в стандартную рабочую спецовку.

Профессиональные знания помогают Марине Мамаевой и в быту, и с совсем неожидан­ной для женщины стороны. Она не будет спрашивать у посто­ронних совета по поводу удале­ния ржавчины со смесителя или трудновыводимых пятен с ткани. За 36 лет работы с химическими реагентами их свойства выу­чила назубок. Однако не стесня­ется учиться. Не реже раза в год начальник центральной завод­ской лаборатории записывается на курсы повышения квалифи­кации по лабораторному делу. И это при том, что государствен­ные стандарты в металлургии не менялись с 1970-х годов.

Валентина Цыганкова: «Завод выдерживает конкуренцию за счёт инженерной мысли»

Валентина Алексеевна работает на литейном заводе «Центролит» сорок лет. Сюда её распределили после окончания Белорусского политехнического инсти­тута в 1983 году, где она выучилась на инженера-механика литейного производ­ства.

– Первые впечатления от литейки, вероятно, у всех одинаковые – большие глаза при виде огненной реки из расплав­ленного металла. Но я не испугалась: опыт получила ещё до вуза. Год отработала в литейном цехе серого чугуна на «Гом­сельмаше» на приёмке, так что прекрасно представляла, с чем столкнусь в качестве дипломированного специалиста. Скажу больше: так как склад ума у меня техни­ческий, мне всё это нравилось и хотелось как можно быстрее вникнуть в суть про­изводственных процессов.

В институте Валентина Цыганкова изу­чала оборудование литейного производ­ства, но поработать механиком не дове­лось. Вместо этого всю карьеру на «Цен­тролите» она построила в качестве техно­лога, став на определённом этапе главным технологом завода. Через три года после трудоустройства её назначили начальни­ком бюро, а это, согласитесь, быстрый рост для женщины.

– Это было время, когда завод вышел на полную производственную мощность. Работы было очень много, в месяц завод давал более 7 тысяч тонн литья, – вспо­минает Цыганкова. – Работали на нужды станко- и машиностроения. Практически вся номенклатура шла серийно, продук­ция была вполне утилитарной, без худо­жественных изысков, но очень востребо­ванной по всему Союзу.

В 90-е, после развала СССР, для литей­щиков наступили сложные времена. Чтобы сохранить предприятие, брались за любую работу. Выручило градострое­ние. Москва и Санкт-Петербург одновре­менно взялись за реконструкцию старых улиц и площадей. Для них гомельчане отливали ажурные ограды, фонари и малые архитектурные формы. В Евросо­юзе стала пользоваться спросом гомель­ская дорожная арматура.

Сегодня экономика растёт, и заказов становится больше. В том числе неор­динарных.

– Буквально недавно Московский станкостроительный холдинг приезжал к нам на разведку: нужно было понять, сможем ли мы сделать ползун для нового станка. От него отказались другие произ­водители, так как деталь высоконагру­женная и очень ответственная. Техно­логи поломали головы, но в итоге при­няли заказ. Изделие уже отгружено заказ­чику. Станок с нашей деталью даже экс­понировался в Москве как инновацион­ный продукт, – привела пример Вален­тина Цыганкова.

По мнению собеседницы, гомельский «Центролит» пользуется известностью в России благодаря тому, что даже в кризис­ные времена сумел сохранить крепкую службу конструкторов и технологов для изготовления технологической оснастки. Сделать-то её готовы многие большие и мелкие компании, а вот спроектиро­вать способны единицы. Гомельчане это делают в режиме нон-стоп, так как в усло­виях санкционных ограничений новые заказы из России поступают практически безостановочно.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights