Для учителя французского и английского языков гимназии №46 Марии Гончаровой нынешний учебный год – первый. Однако начинающим педагогом, несмотря на официальный статус молодого специалиста, вчерашнюю выпускницу Минского государственного лингвистического университета при всём желании не назовёшь.
– Все пять лет, пока училась в университете, я старалась совершенствовать педагогические навыки, – рассказывает Мария Гончарова. – Каждое лето работала в детских оздоровительных лагерях то педагогом-организатором, то воспитателем. Это не считая обязательной практики. Со школьной скамьи и до сих пор активно участвую в волонтёрском движении, что также даёт определённый педагогический опыт. Ведь умение общаться с людьми, порой совершенно не знакомыми, тоже целая наука, близкая к педагогике.
Премудрости французского языка Мария Гончарова постигала в гимназии №1 города Бобруйска. Все 11 лет её неизменным (и незаменимым!) наставником была Лариса Викторовна Нильская.
– Удивительного такта и огромной эрудиции человек, – тепло вспоминает свою «француженку» Мария. – Для меня она стала второй мамой. Именно Лариса Викторовна привила мне любовь к иностранным языкам и вообще к педагогике. Благодаря ей уже в восьмом классе я твёрдо решила, что тоже буду учительницей. Хотя до этого колебалась, очень хотелось стать тренером по гандболу. Я ведь восемь лет этим видом спорта занималась. Между прочим, тренерская работа – это та же педагогика, только со своей спецификой.
С улыбкой вспоминает Мария Гончарова свои гимназические годы. Тогда на всех конкурсах и олимпиадах главными соперниками бобруйских «французов» были их сверстники из 46-й гомельской гимназии. И как ни старались бобруйчане, выходить победителями из этих баталий у них получалось редко.
– Мне всегда было интересно: кто же те люди, которые дают своим подопечным такие знания? И когда в университете началось распределение, попросила направить меня в гимназию имени Блеза Паскаля. Тем более что Гомель для меня город не чужой: здесь живёт бабушка, к которой каждое лето я приезжала на каникулы. И буквально влюбилась в эту жемчужину над Сожем, особенно в парк.
Особое впечатление на Марию Гончарову произвело то, как её встретили в гимназии №46.
– Когда беседовала с директором Еленой Викторовной Шевцовой, поразилась её осведомлённости о моих достижениях. Она знала, что я на волонтёрских началах работала с иностранными делегациями и спортивными командами. Например, со сборными Франции и Бельгии по конькобежному спорту на Европейских играх. Это, кстати, была великолепная языковая практика. Знала Елена Викторовна и о том, что, кроме французского и английского, я изучала финский язык.
К сожалению, был в жизни Марии Гончаровой и противоположный опыт. Одну из педагогических практик несколько студентов-лингвистов проходили в «раскрученной» минской гимназии. Где встретили их, признаётся молодой учитель, более чем прохладно.
– Это было такое разочарование в педагогике, что даже у меня мелькнула мысль: а стоит ли игра свеч? Уровень подготовки учеников низкий, учителя – каждый сам по себе, никакого взаимодействия. Мы, практиканты, чувствовали себя там досадной помехой. Благо нас курировала Ирина Викторовна Чепик, университетский преподаватель по методике. Видя ситуацию, она взяла нас под свою опеку, каждый день приходила на уроки, указывала на недостатки. Благодаря этой удивительной женщине многие, в том числе и я, удержались тогда от опрометчивого шага.
В гимназии №46 педагогом-наставником молодого специалиста сразу же стала учительница французского языка Любовь Рабкина.
– О Любови Владимировне я слышала ещё в бытность свою гимназистской. Знаю, что ученики от неё в восторге. Педагог со стажем, она давно разработала собственную методику преподавания, которую я планирую в ближайшее время тщательно изучить. Но слепо копировать не стану, хочу привнести что-то своё. А в перспективе разработать собственную методику. Пока же на уроках, а это в основном классы второй ступени обучения, стараюсь использовать интеллект-карты, преподносить материал в виде ток-шоу. Но главной своей задачей считаю научить ребят не зубрить язык, а понимать его. Иногда даже душой и сердцем. Думаю, в жизни им такое умение очень пригодится.
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram