«10 процентов таланта и 90 – труда». Учитель из Гомеля о подготовке олимпиадников

Воспитанники гимназии №51 на протяжении многих лет пока­зывают завидные результаты на всех этапах предметных олимпиад. Но если раньше они были лучшими преимуще­ственно в математике, инфор­матике и физике, то есть пред­метах технического профиля, то в последние годы успеш­но выступают по белорусскому языку и литературе.

Так, в этом учебном году пять учениц взяли дипломы на областном этапе, а десятиклассница Полина Тимо­шенко результативно выступила «на республике». Всех этих ребят подготовила педагог Мария Кирюшкина. С ней наш сегодняшний разговор — о том, как распознать в ребёнке олимпиадника и суметь вовремя отпустить его, если всё-таки ошибся.

Мария Ивановна была первой по успеваемости студенткой на филфаке, но это не облегчило ей поиск работы. Прежде чем попасть в лучшую гимназию региона, она пыталась устроиться учителем в несколько гомельских школ и одну деревенскую, но везде полу­чала отказы с формулировкой: «Вы слишком молодо выглядите». Нако­нец в отделе образования Совет­ского района, куда у выпускницы было распределение, посоветовали обратиться к директору гимназии №51 Александру Пахучему. И буду­щий педагог отправилась на собе­седование в учреждение, о котором раньше даже не слышала. Зато при­ёмную искать не пришлось: дирек­тор как раз руководил ремонтом на первом этаже в спортзале.

— По всему было видно, что Александр Павлович не собирался меня собеседовать, как это делали во всех предыдущих школах. Открыл диплом, увидел оценки, спросил, где мне уже отказали и, внезапно спросил, умею ли я тягать штангу. Затем предупредил, что в гимназии «нельзя ходить в джинсах» и «очень сложно работать». Я ответила, что не боюсь. Он вздохнул: «А мы, зна­ете, боимся». Наш диалог занял две минуты, после чего директор сооб­щил, что я ему подхожу и принята на работу. Вскоре я уже проводила дик­тант для поступающих в 10-й класс. А с сентября мне дали классное руко­водство в 5-м.

На второй год работы мне пору­чили вести уроки ещё в одном классе, 8-м «Б», где оказались очень способные ученики, и я впервые попробовала подготовить несколько человек к олимпиаде. Спустя время наша работа принесла первые плоды и по-настоящему увлекла меня. Чем дольше зани­маюсь с олимпиадниками, тем ближе к мысли, что с чисто науч­ной, биохимической, точки зре­ния это настоящая психологиче­ская зависимость: каждую весну, когда заканчивается олимпиада, мы с учениками не знаем, чем себя занять. Сегодня после уроков подошёл ко мне шестиклассник Саша Мелешко и сказал: «Мария Ивановна, чего-то не хватает…». Конечно, отвечаю, не хватает — олимпиадной нервотрёпки.

— Мария Ивановна, предста­вим, что перед вами незнако­мый класс из двух десятков уче­ников. Как среди них распознать потенциального олимпиадника? Наверняка дело не только в оцен­ках, ведь отличником можно быть по всем предметам, а олимпи­адником, как правило, лишь по одному.

— У меня есть пример, прекрасно иллюстрирующий, что из ребёнка, на первый взгляд, со средними способ­ностями по предмету может полу­читься победитель республикан­ской олимпиады. Это Таня Берез­няцкая, ныне студентка юридиче­ского факультета БГУ. Таня переве­лась в нашу гимназию в 7-м классе, до этого училась в обычной средней школе №38. И первой четвертной оценкой, которую я выставила ей по своему предмету, была семёрка, хотя в школе она имела стабильную 9. Таню, как ни удивительно, это лишь подстегнуло. Она стала усерднее учиться, подходила ко мне после занятий и просила объяснить ещё раз, если что-то оставалось непонят­ным. Я обратила внимание на её ред­кое упорство: пока Таня точку в пред­ложении не поставит, из-за парты не встанет. И уже в следующей четверти предложила ей заниматься отдельно, как с одарённым ребёнком.

В ноябре, когда начался «олим­пиадный сезон», Таня переехала к бабушке на Речицкий проспект, чтобы жить поближе к гимназии. Время, которое она раньше затра­чивала на дорогу, освободилось для самостоятельных занятий. Занима­лась Таня с утра до вечера в выход­ные дни и до глубокой ночи — отпра­вить задание на проверку могла даже после полуночи. Ошибки попада­лись всё реже, но если Таня и допу­скала одну, я могла быть уверена, что назавтра эту тему она будет знать лучше составителей учеб­ника. И это не могло не отразиться на результате: первой моей учени­цей, взявшей диплом на «респу­блике», была именно Березняцкая. К тому моменту мы занимались с ней три года.

Проще говоря, я не ищу в детях готовых олимпиадни­ков. Я ищу данные, которые позволят из них этих олимпи­адников воспитать. Под «дан­ными» я понимаю в первую очередь желание и готовность много работать, почти солдат­скую самодисциплину, умение грамотно распределять вре­мя, психологическую устой­чивость перед проигрышами и победами и только потом — гуманитарный склад ума и предрасположенность к язы­кам. Олимпиадник — это десять процентов таланта и девяносто — труда.

— Но ведь бывают дети исклю­чительно одарённые, которым всё даётся легко. Такие навер­няка обходят тех, кто «сделал себя сам», не прилагая к этому особых усилий.

— За годы работы в качестве лектора на городских и областных олимпиадных сборах я поняла, что это большое заблуждение. Конечно, даже среди лучших из лучших всегда можно выделить нескольких звёзд­ных детей, на которых подсозна­тельно будешь возлагать большие надежды. Сколько раз так было! Но часто они возвращаются без дипло­мов. Проанализировав рейтинго­вую таблицу, приходишь к выводу, что дипломы эти достались их менее способным, но более усердным и усидчивым соперникам.

— Почему?

— Потому что тот, кому дано, не приучен к необходимости ломать голову. Он не привык подолгу сидеть над учебником и зазубривать какое-нибудь особенно упрямое правило — оно не понадобится ему, чтобы, например, расставить орфограммы. Это будет сделано интуитивно. Но интуиция, а точнее то, что мы назы­ваем чувством языка, или талант, рано или поздно даст осечку. Осечки не даст лишь знание, приобретённое многократным повторением.

Например, у меня есть одна очень способная ученица. У девочки острый ум, задания она щёлкает как орешки. Но на областном этапе олимпиады взяла диплом всего лишь третьей степени. А всё потому, что лёгкость, с которой девочке даются занятия, не вынуждает её долго и дотошно разбираться в теме: полу­чается — и славно. В это время те, кому дано меньше, натаскиваются, решая множество однотипных зада­ний, и в результате «набредают» на закономерности, которых не подска­жет никакое чувство языка. Поэтому часто менее способные и выигры­вают у более способных.

Но с этим тоже можно работать. Пример — история ещё одной моей ученицы Кати Рулевской, занимав­шейся вместе с Таней Березняцкой. Катин интерес и предрасположен­ность к языкам и особенно — к лите­ратуре я заприметила раньше всех, ещё в 5-м классе. Если у Тани, бла­годаря усидчивости, всегда лучше шла грамматическая часть (ком­плексное задание олимпиады), то у Кати — творческая (так называе­мый отзыв, который пишут на лите­ратурное произведение). В написа­нии отзыва ей не было равных: пока остальные ломали над ним голову, у Кати отзыв лился, как рулада, и сам ложился на бумагу. Одновременно она обладала тем, что в народе назы­вают «врождённой грамотностью», поэтому правила учить не любила и не хотела. В результате в 9-м и 10-м классах свои дипломы на «республике» Катя упустила. Тогда я изме­нила тактику и сместила акценты в подготовке: заставляла её учить и переучивать правила, проверяла, стала более строгим и требователь­ным учителем. И в 11-м классе с «республики» она вернулась уже с дипломом.

Екатерина Рулевская, Татьяна Березняцкая и Лия Апасова три года назад окончили гимназию №51.

— Как вы думаете, чему учат такие проигрыши?

— Отвечу словами Кати, которая в выпускной вечер оставила на моём столе прощальное письмо. В нём она вспоминала, как я впервые предло­жила ей поучаствовать в олимпиаде, каким огромным событием это для неё было, благодарила за веру, зна­ния, но главное — за то, чему научил её этот путь: «Всё произошло вовремя», — написала Катя. И я с ней согласна: победа на олимпиаде, как и любая другая, приходит к чело­веку, когда он созрел. Победу нужно заслужить, даже выстрадать, потому что победа — это награда за стара­ния. А значит, проигрыш — всего лишь сигнал, что нужно продолжать работать над собой, а не сдаваться.

Конечно, дети долго расстраи­ваются и рефлексируют по поводу проигрыша. Ведь от него не застра­хованы даже лучшие. Например, моя ученица Даша Юдина, абсо­лютная победительница областного этапа олимпиады, ушла далеко впе­рёд с большим отрывом и получила чуть ли не исторически максималь­ный балл за свой отзыв. А с «респу­блики» вернулась ни с чем, потому что переволновалась и в отзыве ушла далеко от темы. Второй месяц думаем: что из этого случайность — победа на «области» или проигрыш «на республике»?

— Как вы сами для себя отве­чаете на этот вопрос?

— Победа, как мы уже разобрались, случайностью не бывает. Дашин незаслуженно низ­кий результат на «республике» — наука для меня, её учителя. Как и в случае с проигрышем Кати Рулев­ской, нужно изменить тактику, по-другому расставить акценты в занятиях. Я обязательно подумаю над этим летом, и в следующем году Дашу оценят по достоинству, потому что, вне всяких сомнений, она этого заслуживает.

— На пути всех этих ребят были и победы, и проигрыши. Следовательно, по одним лишь результатам олимпиады об их способностях судить нельзя. Но что тогда показатель неэффектив­ности занятий? Когда и как вы понимаете, что олимпиадника из ребёнка не получается?

— Понимаю почти сразу. Опять-таки, проще объяснить на примере. Есть у меня очень активная, лёгкая на подъём шестиклассница. У таких детей в руках всё горит, за что ни возьмутся. Она захотела участво­вать в олимпиаде, и я предложила ей заниматься вместе с остальными ребятами. Но для девочки это оказа­лось изнурительно: в прошлом году на районном этапе взяла диплом второй степени, но дальше не про­шла. Хотя готовилась, как все, и верю, что старалась.

Понимаете, с одной стороны, олимпиада требует, чтобы ребёнок полностью посвятил себя выбран­ному предмету. С другой, как ни парадоксально, она точно так же тре­бует умения балансировать, успе­вать по всем остальным предметам, то есть многозадачности. Навер­ное, можно развивать в себе и то, и другое, но во многом возможности ребёнка в этой плоскости предопре­делены его психической конститу­цией. Поэтому их границы видно сразу: ребёнок не запоминает столько информации, допускает одни и те же ошибки, не умеет выводить правило из закономерности и так далее. И в этом нет его вины.

В таких случаях я понимаю, что данный ребёнок — просто крепкий и способный ученик, который будет прекрасно успевать по школьной программе, и нужно отпустить его, а не ломать психику.

— Как объяснить это ребёнку, чтобы не ранить и не травмиро­вать?

— Я всегда и всё говорю прямо. Конкретно этой девочке объяс­нила ситуацию приблизительно в тех же словах, что и вам, и она со мной согласилась. Сейчас учится на девятки и десятки, просто в олимпи­аде больше не участвует.

— Опишите, пожалуйста, своё стандартное занятие с олимпиад­никами. Работаете вы с каждым отдельно или в группе?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, скажу сначала главное — в нашей гимназии созданы идеаль­ные условия для развития интеллек­туального и творческого потенци­ала ребят. В этом огромная заслуга Александра Павловича. Он знает и помнит о достижениях каждого ученика, поддерживает и всячески поощряет стремление к победе.

Что касается формата, в котором проходят наши занятия, то работать отдельно нет возможности даже с параллелью, не говоря уже об инди­видуальных уроках с каждым уче­ником. В одном кабинете собира­ются ребята с 6-го по 10-й классы. И если с грамматикой младшие и стар­шие более-менее научились справ­ляться, то тренироваться в написа­нии отзывов так нельзя, потому что программа по литературе у всех раз­ная. Более того, девятый класс его пишет на лирику, а остальные — на прозу, то есть в тексте им нужно искать совершенно разные вещи. Эту часть работы приходится давать на дом.

Собираемся мы утром по суб­ботам и занимаемся, как правило, до пяти вечера. У детей получа­ется полноценный рабочий день. Но никто не жалуется, все уже при­выкли, ведь и каникул у олимпиад­ников по факту нет — республи­канский этап как раз занимает всю весеннюю каникулярную неделю. Для выпускников это особенно нервное время, потому что, помимо олимпиады, нужно готовиться ещё и к экзаменам. Например, у Полины Тимошенко, победительницы этого года, день был расписан буквально по минутам, головы не поднять. Поэтому главный совет, который я могу дать учителям, готовящим олимпиадников, — быть для них в первую очередь опорой и поддерж­кой. За вашу веру они вас потом отблагодарят своими успехами.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights