73 года на «Центролите». История династии металлургов из Гомеля

Большие трудовые династии — это больше про заводы и фабрики с вековой историей. «Центролит», который недавно отметил 55-лет­ний юбилей, ещё только начал записывать в летопись предприятия фамилии тех, для кого работа стала семейной ценностью. Сегодня на заводе 14 трудовых династий. Самый боль­шой общий стаж — 73 года — у Давыдовых. Согласитесь, отличный повод познакомиться с этой семьёй поближе.

Основатель династии — заместитель начальника экспериментально-механического цеха №17 Вла­димир Давыдов. Работать на «Центролит» пришёл в 1979 году после службы в армии с дипломом выпуск­ника Гомельского машино­строительного техникума. В молодом технике-технологе литейного производства сразу рассмотрели потенциал.

— Ну как рассмотрели? Просто с самого начала мне повезло с наставниками, — заметно скромничает Влади­мир Иванович. — В цехе №2, куда меня определили масте­ром по ремонту оборудова­ния, заместителем начальни­ка тогда работал мой бывший преподаватель из техникума Борис Семёнович Семчен­ко. Он меня сразу вспомнил, можно сказать, принял как родного. А спустя несколько месяцев на меня обратил вни­мание механик цеха Миха­ил Алексеевич Сайков, позд­нее занявший пост директо­ра. Дал прочитать чертёж, и когда понял, что для меня это не просто картинка, а руко­водство к действию, забрал в свою службу мастером по ре­монту оборудования.

Вместе с должностью у Давыдова появил­ся свой рабочий каби­нет, но 95% рабоче­го времени все равно приходи­лось проводить в цехе, где шла непрерывная выплавка металла. Практические навы­ки ремонта формовоч­ных машин приходили по мере их выхода из строя. Особых сложно­стей в постижении это­го искусства молодой мастер не испытывал. Больше, говорит, уста­вал физически.

— Дело в том что в 80-е го­ды наш цех выпускал очень ши­рокую номенклатуру литья массой от 20 кг до 1,5 тон­ны. Формы требовались еже­дневно. Для понимания мас­штабов приведу такую циф­ру: полто­ры тысячи тонн (!) литья в ме­сяц. На грузовой проходной стояли очереди из машин за­казчиков продукции, — вспо­минает наш собеседник. Ра­боты он никогда не боялся, а любые технические голово­ломки лишь закаляли его ха­рактер.

Вскоре руководство стало доверять Владимиру Ивано­вичу ответственные посты. Около двадцати лет он отрабо­тал начальником экспериментально-механического цеха №17. В это же время посту­пил в технический универси­тет имени П.Сухого и окон­чил его без отрыва от произ­водства в 50 (!) лет.

Кстати, все эти годы осно­ватель династии продолжа­ет жить в родной деревне в Добрушском районе и каж­дое утро садится за руль, что­бы преодолеть 21 километр до завода. Говорит, время в пути уходит на то, чтобы сверстать в уме план на день и эффективно распределить рабочее время.

А его нужно уделить как выполнению непосредствен­ных задач, так и работе с уче­никами, которых за эти годы под­готовлено немало. Но глав­ным учеником стал сын Вик­тор.

Виктор пришёл на завод сразу после школы в июле 1998 года учеником слесаря-инструментальщика. А сейчас он уже начальник це­ха №17.

— Устроился на завод по совету отца. С его слов имел представленение о литейном производстве, — рассказы­вает младший Давыдов. — И всё равно первые впечатле­ния получились острыми. Од­но дело слышать про завод, а другое — увидеть огром­ные цеха с мощными кранами своими глазами. Правда, гла­зеть было некогда, нужно бы­ло работать и учиться здесь же, на производстве.

Первым запомнившимся заданием Виктор называет прокладку водопровода от центральной заводской сква­жины в экспериментально-механический цех. Справи­лись за месяц, после чего пар­ню предложили освоить фре­зерный станок. Пришлось за­ниматься сборкой задвижек и тисков. Так постепенно Вик­тор освоил все операции, ко­торые требовались от его це­ха. Спустя не­сколько месяцев ему и само­му присвоили разряд слесаря. В том же году Давыдов посту­ пил на заочное отделение тех­нического университета имени П.Сухого.

После окончания вуза Вик­тор Владимирович стал на­чальником смены в цехе №10 с другой специализацией. Но в конечном итоге вернулся в то же подразделение, с кото­рого и начинал. Правда, те­перь уже в качестве механика-энергетика.

Периодом максимальной загрузки цеха младший Давыдов называет произ­водство тюбингов для строи­тельства московского метро­политена. Работали круглосуточно, были задей­ствованы одновременно 140 человек. Под этот крупный заказ поставлялось дополни­тельное оборудование, кото­рое требовалось быстро на­строить и вписать в техноло­гическую цепочку. За станка­ми специалисты ездили к их бывшим владельцам, а уже по месту новой работы модерни­зировали.

Сейчас основным видом работ в цехе является меха­ническая обработка станин, оснований, корпусов токар­ных станков.

— Сегодня завод во главе с молодым дирек­тором Сергеем Олеговичем Душко стабильно полу­чает заказы от партнё­ров за рубежом. Там гомельское литьё хорошо знают. Как и то, что договорные обязательства гомельчане всегда выполняют в срок, а качество про­дукции соответствует современным требова­ниям. Так что у метал­лургии на Полесье есть будущее, несмотря на отсутствие собствен­ных залежей руды, — считает Виктор Давы­дов.

Вместе с тем сегодня слож­но комплектовать штат рабо­чими: слесарями, токарями, фрезеровщиками. Квалифи­цированных специалистов на рынке труда крайне мало. А уровень выпускников про­фессиональных училищ не дотягивает до современных требований. Каждого лучше учить на месте.

Учат сейчас уже и вну­ка Владимира Давыдова — Андрея Викторовича. Его приняли учеником слеса­ря механосборочных работ в 2022 году. Сейчас он уже то­же полноправный слесарь с квалификационным разря­дом. Работает на фрезерном станке.

— У сына всё получает­ся. Поэтому лично моё жела­ние, чтобы он развивался как профессионал на своём ме­сте. Это лучше, чем метаться туда-сюда, меняя место рабо­ты каждый год, а то и чаще. С молодых лет капитал не зара­ботаешь, нужно двигаться к цели поступательно, — счи­тает Виктор.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights