Больше 10 лет Гомельская епархия занимается сохранением местного православного наследия. За эти годы в запасниках епархиального управления собралось много икон, книг и богослужебной утвари. Самые древние и уникальные размещены в открытом три года назад храме-музее на улице Митрополита Филарета, 2. В отличие от других белорусских резиденций епископов, домовой храм Гомельской епархии доступен для всех желающих.
— В 2010 году в епархии появилась должность древлехранителя и началась активная работа по сохранению православного наследия. На Гомельщине в 20 веке уцелело много икон. Что-то сберегли семьи священников, что-то простые люди. Наши фонды пополняются и предметами из храмов, которые уже не используются в богослужениях и потихоньку ветшают. Например, старые издания Евангелий. Они консервируются и отправляются в специальные хранилища. Помимо сохранения историко-культурного наследия, ведём ещё и научную работу, — рассказывает заведующий епархиальной канцелярией Василий Черняков.
Предмет гордости епархии — собственные реставрационные мастерские, где работают дипломированные реставраторы. Елена Глушакова, например, это мастерство осваивала в Музее имени Андрея Рублёва и параллельно училась в богословской академии в Москве. В Беларуси специалистов такого уровня не готовят нигде. До того, как прийти работать в Гомельское епархиальное управление, трудилась реставратором в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций.
Реставрация — это искусство. Но сначала — химия и физика
Реставратор — это и художник, и физик, так как должен понимать оптические свойства цвета, и химик. Ведь реставрационные мастерские — ещё и лаборатория, где проводятся полноценные химические анализы.
Поступающие в мастерские иконы первым делом консервируют, чтобы остановить их разрушение. Затем уже приступают к восстановлению, которое может занять от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности работы.
— Церковная реставрация отличается от музейной. Мы, например, реконструируем золотой фон иконы, а в музейной реставрации это не всегда требуется. Дело в том что часто иконы поступают к нам из приходов, куда после реставрации возвращаются обратно. А в храме люди не должны отвлекаться на утраты изображения святых, — уточняет Елена Глушакова.
Через руки Елены Владимировны прошли практически все иконы, которые теперь находятся в храме-музее Гомельской епархии. Реставратор говорит, что их исследование — это всегда увлекательный процесс. Ведь ей нужно не просто восстановить ценное полотно, но и полностью изучить. Часто приходится углубляться даже в историю той местности, откуда икону привезли. На некоторых холстах доводилось находить и по восемь слоёв церковной живописи.
На знаменитой «Гомельской Мадонне», которую нашли в 2015 году, сверху оказалось четыре слоя. Определить это, кстати, помогли гомельские медики с помощью рентгена.
— Эта западноевропейская икона, обнаруженная в деревне Узе Буда-Кошелёвского района, стала одним из первых наших ценнейших находок. Когда мы привели её в Больницу скорой медицинской помощи на рентген, врачи поначалу были в шоке. Такое в их практике случилось впервые. Но со своей задачей справились, и впоследствии мы наладили с ними сотрудничество. То есть через рентген с тех пор прошла уже не одна икона, — делится любопытными подробностями Василий Черняков.
Кстати, «Гомельской Мадонной» икону прозвали журналисты. В епархии её называют «Икона Божьей Матери с младенцем на руках», так в православной традиции привычнее.
Когда закончилась реставрация иконы, в епархию начали активно поступать её копии разных веков, как храмовые, так и для домашнего обихода. То есть, сделали вывод исследователи, у местного католического населения образ был почитаем. А роскошные латунные оклады некоторых из икон, датируемые 19 веком, «говорят»: владельцы долго копили на них деньги.
К слову, опытный реставратор на рентгене может определить не только слои живописи, но и использовавшиеся в них пигменты, так как они имеют разную плотность. Титановые и свинцовые белила — непрозрачные, другие пропускают рентгеновские лучи. Специалист знает такие нюансы и способен сделать качественный химический анализ левкаса и пигмента.
Елена Глушакова за годы работы отреставрировала десятки икон, и каждая для неё уникальная.
— Есть, конечно, реставрационный протокол, которому мы следуем. Но всё равно с каждой иконой всё получается индивидуально. Я размышляю над образом, изучаю его, остаётся мышечная память, то есть все свои иконы я помню по-своему и по-своему люблю!
Реставратор не должен забывать, что свою работу он делает на века. И для него главная задача — не повредить оригинальное произведение автора. Как надолго сохранится отреставрированное изображение — зависит от профессионализма мастера и того, в каких условиях икона будет храниться.
— В реставрационном паспорте мы пишем рекомендации по содержанию икон. Указываем температурный и влажностный режим, уровень освещения. Если они соблюдаются, то восстановленный образ долго не будет вновь повреждаться.
Но бывают, по словам Елены Владимировны, и иконы-хроники. Обычно такие уже прошли через руки непрофессионального реставратора. И если профессионалы используют только натуральные материалы, даже больше — сами их воссоздают по исконным рецептам, то первые гонятся за быстрым результатом. Особенно сложно, когда нет информации, как именно «восстанавливали» икону.
— В советские времена проводились эксперименты, использовался синтетический клей, который даёт хороший быстрый результат, но в долгосрочной перспективе левкас им пропитывается, становится плёночным и отстаёт.
Такую икону укрепить очень сложно, она постоянно возвращается на реставрацию.
Часто реставраторы-самоучки наносят покрытие, которое буквально съедает нижний, более ценный, слой живописи. В грамотной научной реставрации есть важный принцип: все материалы должны быть обратимы. Клей используется животный — рыбий или кроличий, для левкаса — мел и мёд.
— Мы обязаны знать все иконописные технологии древности. Любой слой, который наносим на живопись, должен легко убираться. Идеально, если ко мне попадает икона, которой ещё не касался другой реставратор, — говорит Елена Глушакова.
За время работы в реставрационных епархиальных мастерских Елена Владимировна выполнила несколько технически очень сложных реконструкций. Например, цвечение по серебру, где нижний слой иконы представлял собой сусальное серебро, а на верхнем разными лаками создавался цвет и объём. Утраты у иконы были большие, поэтому пришлось детально изучить аналоги, чтобы восстановить утерянные участки.
К слову, реставраторам приходится постоянно импровизировать.
— Вы удивитесь, но в работе мы используем всё, что можем приспособить под неё. Даже инструменты для маникюра. Очень удобно, например, маникюрной машинкой прорезать орнаменты — реконструировать чеканно-вырезной левкас. А в воскоплаве — поддерживать нужную температуру клея, — делится профессиональными секретами реставратор.
Случается и собственные методы реставрации изобретать. Недавно, например, в мастерские поступила сильно деформированная старообрядческая икона, которую нужно было выпрямить. Реставраторы скомбинировали старый советский опыт и новые материалы и выработали свою методику выпрямления. Доска стала ровной, при этом не повредив живопись.
Какие иконы в музее самые старые?
Самая древняя в храме-музее — Купятицкая икона, которая датируется концом 12 — началом 13 века. Это не оригинал, говорит Василий Черняков, а одна из его копий — максимально близкая по времени возникновения к оригиналу и очень ценная.
Купятицкая икона, представляющая собой медный крест с образом распятого Спасителя на одной стороне и Божией матери с младенцем Христом на другой, считается одной из первых на территории Беларуси. В середине 12 века она находилась под Пинском.
Не менее ценная икона Николая Чудотворца конца 16 века, которая стилистически относится к периоду белорусского Возрождения. Найдена она в деревне Кравцовке Гомельского района. С этой иконой, как, впрочем, и с другими, связана своя история.
— В 2019 году в Кравцовке с рабочим визитом побывал Владыка Стефан и увидел, как настоятель хотел сжечь старую икону, которая представляла собой не очень качественный «самодел» и уже была повреждена. Отвлекусь и скажу, что это нормальная практика в храмах — сжигать старые отслужившие своё церковные предметы. Но икона чем-то зацепила Владыку, и он забрал её с собой. Реставраторы открыли верхний слой, а под ним оказался более древний и ценный. Первым делом специалисты увидели изображение мраморного пола, а это сразу отсылка минимум в 17 век к барокко и эпохе Возрождения, — рассказывает заведующий епархиальной канцелярией.
Есть в храме-музее яркий пример белорусской иконографии и резьбы по дереву — Юровичская икона Божьей Матери середины 18 века. Таких изображений на данный момент известно всего два. Уже упомянутое и второе, чуть более древнее — начала 18 века. Оно хранится в монастыре в Юровичах. Обе иконы — копии. Где находится оригинал и сохранился ли он, пока неизвестно.
— Предполагается, что он в Польше, в краковском костёле Святой Барбары. По крайней мере, так заявляют его служители. Но икона слишком хорошо сохранилась, поэтому у специалистов есть обоснованные сомнения в том, что это первоисточник, — уточняет Василий Владимирович.
Документальные сведения об иконе появляются начиная с 1630 года. Впервые она упоминается как семейная реликвия магнатов Конецпольских, в описи имущества гетмана из этого рода. Долгое время считалось, что оригинал был создан где-то в Западной Украине, потому что крупным центром православия в те годы был Львов. Но несколько лет назад аспирант Брестского государственного университета имени А.Пушкина защитил кандидатскую диссертацию по церковному искусству и доказал, что технологии, которые применялись при создании образа — наши, полесские. Так что, скорее всего, икона была создана в Западной Белоруссии.
В 1673 году она появляется в Юровичах, которые тогда входили в Мозырский повет Минского воеводства Великого княжества Литовского.
«Вокруг» образа, считавшегося чудотворным, строится собор Рождества Божьей матери. Но в середине 19 века оригинал снова исчезает. И сейчас белорусские историки-энтузиасты пытаются раскрыть этот исторический «детектив».
Последняя по времени появления в храме икона — «Одигитрия». В реставрационные мастерские Гомельской епархии её привезли в очень плохом состоянии из монастыря в деревне Казимирово. Датируется икона первой половиной 17 века и создана белорусскими мастерами. На это, по словам заведующего епархиальной канцелярией, указывает характерный признак.
— В руках у младенца Иисуса не свиток, а книга. Так его изображали именно на белорусских иконах. Другие признаки указывают, что это полесско-слуцкая школа иконографии и что образ может иметь отношение к оршанскому Кутеинскому монастырю. Только там сохранилась икона с похожим орнаментом, а Христос на ней смотрит прямо на нас, — подытоживает наш разговор Василий Черняков.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram