Каждый год 19 января тысячи гомельчан бодрой походкой идут к водоёмам. Одни — чтобы очистить душу, другие — испытать себя. А как давно появился обычай нырять в ледяную воду и какие смыслы вкладывали в ритуал гомельчане 100 лет назад? Ответы — в материале «Белки».
От Иордана до белорусских криниц
Вера в чудодейственные свойства воды имеет давнее происхождение. Обряд омовения, смывающего с человека грехи и всё дурное, издавна известен в самых разных религиях. Священными считались многие реки и источники. В Древнем Египте поклонялись Нилу и даже устраивали его «свадьбы» с живыми девушками. В Ассирии и Вавилоне посвящение в местные религии происходило через окунание в реку Ефрат. Индуисты же до сих пор совершают ритуальные омовения в Ганге.
Ну а для христиан священной рекой стал Иордан. В первом столетии в его водах крестил людей Иоанн Предтеча. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны. Однажды на берег священной реки пришёл 30-летний Иисус Христос и попросил Иоанна крестить его. Во время таинства на Спасителя снизошёл Святой Дух в виде голубя. Как повествует Евангелие, небесный голос провозгласил: этот человек — Сын Господа, который несёт миру Его волю. Поэтому праздник Крещения ещё называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели.
Древние славяне также поклонялись рекам и криницам, считали воду в священных источниках целебной. Сакральные криницы назывались «проща». Возможно, от слова «прощение». Считалось, что эти родники «прощали» — смывали все грехи и болезни. При этом воду из них нужно было взять обязательно перед восходом или закатом солнца. И в знак благодарности принести ритуальную жертву — бросить в воду кусочек хлеба.
Такие культовые источники до сих пор есть на Гомельщине — в деревнях Голубица и Челющевичи Петриковского района, Чёрное и Свержень Рогачёвского района, Марковичи Гомельского района и в других местах. Вероятно, в прошлом освящённые народной традицией родники были едва ли не в каждом поселении.
Есть своя «проща» и в Гомеле, в районе спуска на улице Подгорной. Здесь, из-под глинистой толщи бывшей правобережной террасы Сожа, бьют ключи, питая сохранившийся участок Бурого болота, который из-за них так и не удалось засыпать, и озеро Бобриху. Каскад ключей тянется от ныне обустроенной Гомельской епархией «Святой криницы» до мыса у манежа «Динамо».
По воспоминаниям старожилов Старого Аэродрома, в 60-70-е годы местные жители ходили к этому источнику за водой. Считалась, что вода из него приносит исцеление и здоровье. В 70-е годы советские власти оборудовали родник бетонным колодцем. Сегодня здесь можно увидеть конфеты и другое нехитрое угощение — кем-то оставленные дары бьющему из земли роднику.
Ледяное крещение
«Трещи, трещи — минули Водокрещи», — приводит русский историк Василий Ключевский народную поговорку о неизбежности отступления морозов после Крещения. Это было очень важное событие в жизни крестьянина, волей-неволей вынужденного проводить немало времени на свежем воздухе. А вот лазили ли наши предки в ледяную прорубь?
Считается, что традиция опускаться в ледяную воду на Крещение появилась очень давно. Однако одно дело — купаться в сакральной «иордани» летом, и другое дело — в стужу. Этнографы подобной практики на Гомельщине сто лет назад не фиксируют. Жизнь крестьянина, да и большинства городских жителей того времени была и без того не слишком лёгкой, чтобы подвергать себя лишний раз дополнительным испытаниям. А что касается православной церкви, то в её правилах также нигде не содержится предписание купаться в этот день в открытых водоёмах.
Не найдено пока никаких упоминаний о купании в проруби на Крещение и в гомельской дореволюционной прессе. Так, газета «Полесская жизнь» 6 января (по старому стилю, по новому — 19 января) 1910 года сообщала о предстоящем Крещении следующее:
«Сегодня на Соже состоится крещенский парад. Ожидают на чин освящения воды Его преосвященство преосвященнейшаго Митрофана, Епископа Гомельского».
О купании ни слова. А ведь если бы кто-то из гомельских молодцов сподобился бы в этот день окунуться в студёную прорубь — падкая на сенсацию местная пресса, скорее всего, это событие бы непременно осветила. Очевидно, что в то время на Крещение церемония освящения воды на Соже массовым купанием в ледяной купели не сопровождалась.
И всё-таки отдельные жители нашего города в прорубь в то время лазили. Гомельчанин Дмитрий Писковский вспоминает, что его бабушка Лидия Никифоровна Корниевич, 1900 года рождения, стала очевидцем такого случая. Когда Лидии было около десяти лет, в праздник Крещения она увидела следующее: «К проруби у Киевского спуска подъехала закрытая карета, из неё вышел важный господин. Он скинул с себя шубу и сразу оказался в нижнем белье. В таком виде и окунулся три раза в сожскую воду. После чего слуга поднёс ему большую чарку водки, господин выпил её и уехал».
В XIX веке в Россию из Западной Европы пришла практика «водолечения», при этом процедура закаливания путём обтирания снегом, обливания либо окунания в холодную воду была известна тут с древности.
Церковь же по-прежнему не предписывала подобного действа, ныряние в прорубь происходило исключительно по инициативе «снизу». Русский писатель Аполлон Коринфский в 1901 году писал: «Несмотря на стужу, с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто — “для здоровья”».
Крещенское здоровье
В советское время появилось массовое движение закаливания и зимнего купания. Одна из первых официальных групп моржей отметилась в 1924 году в Горьком (Нижний Новгород) на Волге. В 1962 году клуб моржей возник в Гомеле. Его создателем стал энтузиаст зимнего плавания и закаливания Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик Григорий Денисенко.
Со временем моржевание переросло в массовое оздоровительное движение. Зимнее плавание и закаливание начали активно пропагандировать по радио, ТВ и в прессе. В 1965 году даже была создана Федерация зимнего плавания Беларуси, возглавил которую доктор физико-математических наук, профессор Ростислав Жбанков. Государственные издания выпустили специальную методическую литературу по зимнему плаванию. Например, книжка А.Н. Колгушкина «Целебный холод воды» (1986) до сих пор хранится в гомельском клубе моржей.
Под влиянием средств массовой пропаганды в представлении людей начал складываться типовой портрет моржа: кроме хорошей физической подготовки он обладает такими качествами, как жизнерадостность, уверенность в своих силах, общительность и высокая работоспособность, что свидетельствует об отличном здоровье.
Вот как это время вспоминает председатель Гомельского клуба закаливания и зимнего спортивного плавания Владимир Биленко: «В те годы в гомельский клуб закаливания ходили до 150-200 человек. Движение имело поддержку властей и официально популяризировалось. На государственном уровне готовили даже инструкторов по зимнему плаванию, которые вели работу на отдельных предприятиях».
По словам Биленко, обычай массовых купаний на Крещение пришёл в Гомель в 90-е. С тех пор одни ныряют в ледяную воду, потому что верят в очистительные свойства воды в этот день, другие — чтобы проверить себя и «встряхнуть» иммунитет.
Председатель клуба гомельских моржей советует новичкам готовиться к процедуре, потому что погружение в прорубь является очень серьёзным стрессом для организма.
«Даже мы, моржи с многолетним стажем, перед каждым окунанием настраиваемся — разогреваем тело, делая разминку. Новичкам же рекомендую относиться к погружению без фанатизма. Если вы не занимаетесь закаливанием регулярно, то достаточно будет зайти в холодную воду по колено, ополоснуть руки, ноги и лицо. И тем более не надо нырять в прорубь вперёд головой, так как это увеличивает потерю температуры и может привести к шоку от холода», — дал опытный морж несколько советов нашим читателям на будущее.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram