Вещдоки, архивные фотоснимки и документы, форма правоохранителей и коллекции наград разных лет – все это теперь могут увидеть посетители музея истории гомельской милиции в школе №32. После проведенной реэкспозиции он торжественно распахнул свои двери, став подарком к 105-летию милиции Беларуси.
В церемонии открытия приняли участие первые лица УВД и областного управления образования Александр Шастайло и Руслан Смирнов. Они напомнили, что музей появился в общеобразовательном учреждении еще в 80-х годах прошлого века, однако в 2017 году был закрыт на реконструкцию: стояла цель – определить концепцию, чтобы представить экспозицию с новой стороны.
Не обошлось без подарков. Александр Шайстайло вручил денежный сертификат директору школы Алле Никифоровой и благодарственное письмо учителю истории Ивану Ковалевскому. Начальник Советского РОВД Владимир Савченко передал музею оригинальные фото здания УВД полувековой давности, где запечатлен момент его реконструкции. Снимки хранились в личном архиве у одного из ветеранов службы.
Алла Никифорова уверена, что в музее истории милиции Гомельщины удалось собрать и систематизировать все самое важное и интересное. А еще экспозиция дает возможность лишний раз убедиться: любая революция быстро переходит в войну с собственным народом, приносит в нашу жизнь разруху, страдание и высокий уровень бандитизма. На одном из стендов – свежий пример: попытка государственного переворота в 2020 году.
Директор школы поблагодарила всех, кто поддержал этот проект и вложил в него душу, после чего пригласила гостей оценить проделанную работу.
Первую экскурсию по обновленному музею провел учитель истории Иван Ковалевский.
– Начинается экспозиция событиями Октябрьской революции 1917 года, когда народный комиссар внутренних дел РСФСР Алексей Рыков подписал постановление «О рабочей милиции». Датированный 10 ноября документ стал юридической основой для создания нового правоохранительного органа, в котором так нуждалась зарождающаяся советская власть. Однако сначала милиция не имела штатной структуры, формирование ее отрядов происходило на добровольной основе. Только в следующем, 1918, году было дано распоряжение о воссоздании милиции как государственной организации с собственным штатом сотрудников, – начал с азов историк.
В 1920-х годах условия работы гомельских милиционеров были крайне тяжелыми, приходилось подавлять мятежи и отлавливать многочисленные банды, орудовавшие в окрестностях города. Самыми известными были шайки атамана Галака и Булака-Булаховича. А еще – бороться со спекулянтами и саботажниками, беспризорностью, раскрывать преступления.
Не случайно многие гомельские улицы – Ланге, Билецкого, Бочкина, Песина, Ауэрбаха и другие – названы фамилиями сотрудников милиции, служивших в годы гражданской войны и первых пятилеток.
Случалось гомельским милиционерам раскрывать аферы, достойные пера Ильфа и Петрова. Одно из таких дел как раз можно увидеть в школьном музее.
В августе 1925 года на гомельском вокзале из поезда вышел человек восточной наружности и сразу же отправился в местный губисполком, где представился председателем ЦИК Узбекистана Файзуллой Ходжаевым. А так как в то время в документы не вклеивалась фотография, мошеннику поверили и даже поселили в лучший номер гостиницы «Савой».
Лишь у молодого начальника милиции Матвея Хавкина появились подозрения относительно гостя. В журнале «Красная нива» он нашел портреты всех руководителей союзных республик. «Высокого гостя» среди них не оказалось. В гостиницу была направлена оперативная группа. При обыске в номере нашли справку об освобождении из тифлисской тюрьмы на имя Тургуна Хасанова. Афериста арестовали.
Особое место в экспозиции занимает период Великой Отечественной войны. Гомельские милиционеры активно включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Вплоть до оккупации Гомеля в августе 1941-го они поддерживали на его улицах порядок. Делать это было нелегко. Уже к середине июля в нашем городе скопилось огромное количество беженцев из западных районов Белоруссии. Всех их надо было разместить, накормить, посадить на поезда, отправлявшиеся на восток.
Одновременно с этим милиционеры помогали в эвакуации за Урал оборудования и рабочих гомельских предприятий, создавали истребительные батальоны для борьбы с парашютистами-диверсантами.
Когда немцы вплотную подошли к Гомелю, многие сотрудники гомельской милиции вступили в народное ополчение, а после – в ряды партизан. Существовали даже партизанские отряды, которые полностью состояли из милиционеров.
– В музее хранится подаренный родственниками китель легендарного Сергея Мазура. Командир 13-й Костюковичской партизанской бригады так эффективно громил врага на Могилёвщине, что фашисты объявили за его голову награду – 200 тысяч рейхсмарок, – приводит пример педагог.
Бабушка одного ученика передала школьному музею немецкий штык-нож, который ее отец-милиционер захватил во время рукопашной схватки в бою по освобождению Минска. И всегда очень гордился этим трофеем.
– Немцы придавали особое значение оружию, которым снабжали своих солдат. В отличие от знаменитого русского трёхгранного штыка немецкий штык-нож был гораздо эффективнее в рукопашных схватках. Изготавливали клинок, который имел двойную или полуторную заточку, из высококачественной золингеновской стали, рукоятку делали из металла или ударопрочного пластика. Чтобы оружие не выдавало местоположение бойца, на лезвие наносили специальное антибликовое покрытие. Кстати, малоизвестный факт: в вермахте для солдат изготавливались парные наборы штык-ножей, куда входили боевой и парадный. На мой взгляд, – делает вывод историк, – красиво, но расточительно. Особенно в период активных боевых действий.
Есть в распоряжении музея пишущая машинка «Адлер» – подарок подполковника милиции Дениса Новикова, которому она досталась в наследство от родственников-партизан. Тоже трофей, захваченный во время разгрома одного вражеского гарнизона на Гомельщине.
– И трофей бесценный, – не скрывает восхищения Иван Ковалевский. – Это как сейчас стать обладателем последней модели ПК. Машинку легко можно переделать под русский шрифт, сменив литерный блок вместе с клавишами. Эта возможность была предусмотрена конструкторами. После чего на «Адлере» партизаны свободно печатали листовки, воззвания, сводки Совинформбюро. И распространяли их среди местного населения.
А еще эту пишущую машинку смело можно назвать антифашистской. Её основатель голландец Леви Джейкоб Флес отказался вставить в изделие клавишу со сдвоенной руной «зиг», ставшей эмблемой печально известных войск СС. Этого требовали от него пришедшие к власти нацисты. А затем и вовсе в знак протеста против проводимой национал-социалистами политики закрыл фирму, приносившую ему немалый доход.
После освобождения Гомеля сотрудники милиции вместе с другими горожанами восстанавливали город. Именно так были обнаружены и зафиксированы первые свидетельства геноцида белорусского народа. В траншеях находили огромное количество человеческих останков.
Доставляли хлопоты милиции многочисленные банды, хорошо вооруженные подобранным на местах битв оружием. Его, к слову, на Гомельщине находят и по сей день. Свежий пример привел Александр Шастайло:
– Буквально вчера нам поступил сигнал от гомельчан, которые купили дом и принялись за ремонт. Новые владельцы нашли под стрехой немецкий пистолет без патронов. Оружие очень редкое, такого еще нет в гомельских музейных коллекциях.
Наступление мирной жизни символизирует патефон, который подарил музею начальник инспекции по делам несовершеннолетних Советского РОВД Владимир Буров. Проигрыватель до сих пор работает, что и было продемонстрировано гостям. В стенах школы на минуту зазвучал популярный некогда мотив.
Стенд «Слава советской милиции» рассказывает о целой эпохе в истории милиции, которая длилась с конца 60-х вплоть до 90-х годов прошлого века. Создавались добровольные народные дружины, серьезно росла материально-техническая база УВД. В этой части много внимания уделено фото. Среди снимков бросается в глаза один, на котором изображен пойманный в городе вор-форточник, ученик 4 класса.
Эпоха лихих 90-х обозначена материалами о банде морозовцев, а также биографиями погибших при исполнении служебного долга милиционеров Константина Борисенко, Эдуарда Серегина и других. Заканчивается экспозиция попыткой госпереворота в 2020 году. Отдельный стенд посвящен структуре МВД и УВД Гомельского облисполкома в частности.
Музей открыт для всех школьников города. Помимо общеобразовательной, он имеет и профориентационную ценность. Следующим важным этапом станет его аттестация.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram