Дотянуться до звёзд. Как Гомель связан с космосом

Марина Василевская стала пер­вым космонавтом в истории суверенной Беларуси. Шаг в будущее — именно так сегодня называют этот полёт веду­щие СМИ Беларуси и России. Действительно, немного стран могут похвастаться своими кос­мическими программами, а тем более космонавтами. А кому ещё из белорусов и гомельчан в част­ности удавалось приблизиться к звёздам? Оказывается, десятки наших земляков внесли весомый вклад в отечественную и мировую космонавтику. Об этом — наш материал.

Полёты мечты

Первый старт в небо для наших земляков дал Гомельский аэроклуб, основанный в 1934 году. В нём го­товили пилотов, планеристов и па­рашютистов для Красного Военно-воздушного флота. Авиаторам вы­делили здание бывшей Троицкой церкви на углу Советской и Кре­стьянской. И уже в довоенные го­ды там подготовили сотни лётчи­ков, десять из которых стали Героя­ми Советского Союза. А выпускник Гомельского аэроклуба Павел Голо­вачёв был награжден Золотой звез­дой Героя дважды.

После войны Гомельский аэро­клуб ДОСААФ продолжил свою ра­боту. А вскоре к космосу стали при­общать и совсем юных гомельчан — в 1962 году в здании бывшего Петро­павловского собора открылся зна­менитый гомельский планетарий. Многие из нас до сих пор помнят маятник Фуко и завораживающие лекции под звёздным небом. Зву­чавший в темноте голос лектора рассказывал о космосе и планетах, о том, как появилась наша земля и зародилась жизнь на ней. Ребята слушали, затаив дыхание, и, конеч­но же, мечтали стать лётчиками и космонавтами…

планетарий Гомель

Планетарий в Гомеле работал с 1962 по 1988 год.

В 1988 году планетарий закры­ли на ремонт, но одновременно в Гомеле появился центр научно-технического творчества «Звёздный мир», а при нём — отдел «Космона­рий», где гомельчане продвигали но­ваторские идеи освоения космоса. К примеру, инженер Анатолий Юниц­кий, ранее работавший в Институте полимеров, предлагал создать обще­планетное транспортное средство (ОТС), которое бы работало исклю­чительно за счёт центробежной си­лы. Дальше — больше. Автор идеи считал возможным открыть принци­пиально новую индустрию вне на­шей планеты.

В апреле 1988 года в Гомеле даже прошла конференция, посвящённая промышленному освоению космоса без реактивной тяги. Но в хаосе 90-х идеям «безракетной индустриализа­ции» не суждено было развиться, а «Звёздный мир» стал обычной ком­мерческой организацией.

Праведность лётчицы

Одной из первых кандидаток в белорусские женщины-космонавты могла стать гомельчанка Галина Подгорная. Она родилась в 1947 го­ду, окончила школу №10. В 1963 го­ду десятиклассница Галя написала в своём дневнике: «У нас много хоро­ших людей, это правда. Однако боль­ше всех мне нравятся космонавты… Я хочу полететь к звёздам».

И девушка стала упорно вопло­щать свою мечту в жизнь. Ранее Галя занималась хореографией во Дворце пионеров, но втайне от родителей записалась в секцию парашютного спорта. Во время одного из прыж­ков сломала ногу, но школьницу это не остановило.

Галина поступила в Московский авиационный институт (МАИ), одно­временно стала заниматься в Москов­ском аэроклубе имени Чкалова. МАИ Подгорная окончила с отличи­ем. Ведь всё, за что ни бралась, она старалась делать наилучшим образом. То же касалось и полётов за штурва­лом спортивного самолёта — в 1972-м и 1973 году Подгорная стала чемпи­онкой страны, мастером спорта СССР по авиационному спорту.

После окончания МАИ Галина по­ступила в КБ, а вскоре её пригласили в сборную женской команды Советско­го Союза на должность штатного ин­структора. Но в ноябре 1974 года слу­чилось непоправимое: Подгорная разбилась во время тренировочного полёта в Ес­сентуках. На земле коллеги любовались работой летчицы, выполнявшей все фигуры уверенно, спокойно, без суеты. Но в конце не получилась штопорная бочка, и девушка решила ее повторить. Закончилось всё трагически: самолет вошел под небольшим углом в землю…

Галина Подгорная не дожила ме­сяц до своей свадьбы. Похоронена на кладбище в Осовцах.

Звёздные погоны

На Гомельщине были и свои кос­монавты. Уроженец Рогачёвского района Анатолий Дедков в 1970 го­ду был отобран в Отряд космонав­тов СССР, зачислен в Центр подго­товки космонавтов имени Гагарина. С 1972 года проходил там подготов­ку по программе орбитального кос­мического самолёта «Спираль», в 1974-1977 годах — как командир эки­пажа на станцию ДОС-2.

В силу обстоятельств его полёт в космос так и не состоялся. Но Дед­ков принимал участие в испытаниях различных космических агрегатов и в экспериментах в экстремальных ситуациях — в условиях Крайне­го Севера, в горах, в степи, в лесах. Инструктор парашютно-десантной подготовки, водолаз, Почётный ра­дист СССР, он готовил экипаж на МКС по разделу «Научные экспе­рименты». Анатолий Дедков также неоднократно управлял космически­ми полётами в качестве главного опе­ратора полёта.

Гомельчанин Сергей Муравко в 1984-1986 годах проходил срочную службу на космодроме Байконур. Его расчёт обслуживал стартовую пло­щадку №2, или «Гагаринский пуск». Именно отсюда стартовал первый космонавт. Подразделение, в кото­ром служил Муравко, относилось к Главному управлению космических средств, занималось радиоэлектрон­ной борьбой (РЭБ). Расчёт находился на расстоянии 1852 метра от старто­вой площадки, и в его функции вхо­дил контроль радиоэфира.

«Не хватило одного миллиона долларов…»

А в 1989 году наш земляк Влади­мир Ларионов был отобран для воз­можного космического полёта. В том году газета «Правда» объявила кон­курс для членов Союза журналистов СССР, желающих полететь в космос. Владимир Ларионов тогда работал корреспондентом газеты «Нефтяник» объединения «Белоруснефть».

«Первым условием отбора было написать сочинение на тему «Поче­му я хочу полететь в космос». Навер­ное, у меня получилось, потому что часть моего текста была опублико­вана в «Правде». И в итоге мне при­слали приглашение», — вспоминает Ларионов.

В первую группу вместе с ним бы­ло отобрано около 30 журналистов. И в феврале 1990 года их отправили на космодром Байконур.

Ларионов прошёл обследование на допуск к космическим полётам. Результат был положительным, но вот выйти на околоземную орби­ту гомельчанину не удалось. В ка­честве пассажира космического ко­рабля отобрали японского журнали­ста Тоехиро Акияма. Уже в разгаре была перестройка с её рыночными принципами, и японцы предложили за своего кандидата не только сочи­нение, но и крупную денежную сум­му. По разным источникам, японская корпорация TBS заплатила за ту кос­мическую прогулку от 25 до 38 мил­лионов долларов.

«У меня не хватило одного мил­лиона», — шутит Владимир Семё­нович.

Но гомельчанин считает, что уча­стие в отборе в космонавты всё рав­но было не зря. Ведь он познакомил­ся с интересными людьми, конструк­торами, инженерами, испытателями.

Гомель, ты космосВладимир Ларионов впоследствии работал на педагогическом поприще, и его воспитанники также не раз ста­новились победителями различных олимпиад и конкурсов по астрономии. А некоторые из них и теперь работа­ют в связанных с космосом отраслях.

Один из них — Сергей Дубровский из школы №25 — сейчас работает ин­женером и интересуется астрономией по-прежнему. Ещё один воспитанник Ларионова — Тарас Афанасенко из го­родского лицея — стал победителем по астрофизике, успешно окончил МФТИ и в Институте космических исследований РАН защитил кандидатскую диссерта­цию по динамике атмосферы Венеры.

Анна Паруль из 56-й гимназии — первая и до сих пор единствен­ная в Гомельской области победи­тельница Международной олимпи­ады по астрономии, которая прохо­дила в Греции. Девушка окончила Санкт-Петербургский университет и аспирантуру.

Владимир Ларионов Гомель

Владимир Ларионов (слева), у телескопа его ученица Арина Теплякова — канди­дат физико-математических на­ук, работает в Москве, училась в МГУ.

Не без помощи Владимира Лари­онова в городской библиотеке име­ни Герцена собран большой матери­ал о многих наших земляках, внёс­ших свой вклад в космическую от­расль страны.

Гомельчанин Пётр Филатов — По­чётный строитель Байконура, Вла­димир Куликов с 1956-го по 1974 год — служил на этом космодроме.

Уроженец Гомельского района Ми­хаил Борисенко, участник Великой Отечественной войны, с 1975-го по 1984-й работал директором — глав­ным конструктором Московского научно-исследовательского радиотех­нического института. Под его руководством создавались радиосистемы боковой коррекции для стартовавших с Байконура и Плесецка «королевских семёрок» и их модификаций («Луна, «Восток», «Молния», «Союз»).

Разработкой легендарных «Луноходов» зани­мались Василий Старовойтов из Буда-Кошелёвского района и Анато­лий Мицкевич из Речицы. А грун­тозаборное устройство для станций «Луна», доставивших лунный грунт на Землю, конструировал уроженец Гомеля Борис Чубченко.

Директором некогда секретного КБ «Южное» (Днепропетровск), где создавали ракетно-ядерный щит Родины, был гомельчанин Алек­сандр Новиков. В этом же знамени­том КБ над искусственны­ми спутниками Земли работали уроженцы Гомельщины Валентин Автономов и Эдуард Кузнецов.

Системы для спутников «ГЛО­НАСС» (глобальной навигационной системы) — сфера деятельности Ивана Балю­са из Копаткевичей Петриковско­го района, а автономные источники тока (НПО «Квант») были направле­нием работы гомельчанина Анатолия Слуцкого.

Научные интересы уроженца Гомеля Анатолия Гореликова — многофункциональные приёмные устройства для траекторных изме­рений и связи с космическими ап­паратами военного и «двойного» назначения. Стартовые комплек­сы для ракет-носителей «Рокот», «Зенит», «Циклон», «Космос», «Про­тон», «Союз», «Буран»-«Энергия» на космодромах Капустин Яр, Байконур, Плесецк создавались при непосред­ственном участии Георгия Жихарева из Мильчи.

А сегодня, после полёта Марины Василевской, Беларусь стала не толь­ко атомной, но и космической держа­вой. Это говорит о высоком потенци­але нашей республики, ориентиро­ванной на сохранение лучших тра­диций нашего недавнего прошлого.

belkagomel.by. Фото: личный архив Владимира Ларионова

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights