Марина Василевская стала первым космонавтом в истории суверенной Беларуси. Шаг в будущее — именно так сегодня называют этот полёт ведущие СМИ Беларуси и России. Действительно, немного стран могут похвастаться своими космическими программами, а тем более космонавтами. А кому ещё из белорусов и гомельчан в частности удавалось приблизиться к звёздам? Оказывается, десятки наших земляков внесли весомый вклад в отечественную и мировую космонавтику. Об этом — наш материал.
Полёты мечты
Первый старт в небо для наших земляков дал Гомельский аэроклуб, основанный в 1934 году. В нём готовили пилотов, планеристов и парашютистов для Красного Военно-воздушного флота. Авиаторам выделили здание бывшей Троицкой церкви на углу Советской и Крестьянской. И уже в довоенные годы там подготовили сотни лётчиков, десять из которых стали Героями Советского Союза. А выпускник Гомельского аэроклуба Павел Головачёв был награжден Золотой звездой Героя дважды.
После войны Гомельский аэроклуб ДОСААФ продолжил свою работу. А вскоре к космосу стали приобщать и совсем юных гомельчан — в 1962 году в здании бывшего Петропавловского собора открылся знаменитый гомельский планетарий. Многие из нас до сих пор помнят маятник Фуко и завораживающие лекции под звёздным небом. Звучавший в темноте голос лектора рассказывал о космосе и планетах, о том, как появилась наша земля и зародилась жизнь на ней. Ребята слушали, затаив дыхание, и, конечно же, мечтали стать лётчиками и космонавтами…
В 1988 году планетарий закрыли на ремонт, но одновременно в Гомеле появился центр научно-технического творчества «Звёздный мир», а при нём — отдел «Космонарий», где гомельчане продвигали новаторские идеи освоения космоса. К примеру, инженер Анатолий Юницкий, ранее работавший в Институте полимеров, предлагал создать общепланетное транспортное средство (ОТС), которое бы работало исключительно за счёт центробежной силы. Дальше — больше. Автор идеи считал возможным открыть принципиально новую индустрию вне нашей планеты.
В апреле 1988 года в Гомеле даже прошла конференция, посвящённая промышленному освоению космоса без реактивной тяги. Но в хаосе 90-х идеям «безракетной индустриализации» не суждено было развиться, а «Звёздный мир» стал обычной коммерческой организацией.
Праведность лётчицы
Одной из первых кандидаток в белорусские женщины-космонавты могла стать гомельчанка Галина Подгорная. Она родилась в 1947 году, окончила школу №10. В 1963 году десятиклассница Галя написала в своём дневнике: «У нас много хороших людей, это правда. Однако больше всех мне нравятся космонавты… Я хочу полететь к звёздам».
И девушка стала упорно воплощать свою мечту в жизнь. Ранее Галя занималась хореографией во Дворце пионеров, но втайне от родителей записалась в секцию парашютного спорта. Во время одного из прыжков сломала ногу, но школьницу это не остановило.
Галина поступила в Московский авиационный институт (МАИ), одновременно стала заниматься в Московском аэроклубе имени Чкалова. МАИ Подгорная окончила с отличием. Ведь всё, за что ни бралась, она старалась делать наилучшим образом. То же касалось и полётов за штурвалом спортивного самолёта — в 1972-м и 1973 году Подгорная стала чемпионкой страны, мастером спорта СССР по авиационному спорту.
После окончания МАИ Галина поступила в КБ, а вскоре её пригласили в сборную женской команды Советского Союза на должность штатного инструктора. Но в ноябре 1974 года случилось непоправимое: Подгорная разбилась во время тренировочного полёта в Ессентуках. На земле коллеги любовались работой летчицы, выполнявшей все фигуры уверенно, спокойно, без суеты. Но в конце не получилась штопорная бочка, и девушка решила ее повторить. Закончилось всё трагически: самолет вошел под небольшим углом в землю…
Галина Подгорная не дожила месяц до своей свадьбы. Похоронена на кладбище в Осовцах.
Звёздные погоны
На Гомельщине были и свои космонавты. Уроженец Рогачёвского района Анатолий Дедков в 1970 году был отобран в Отряд космонавтов СССР, зачислен в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина. С 1972 года проходил там подготовку по программе орбитального космического самолёта «Спираль», в 1974-1977 годах — как командир экипажа на станцию ДОС-2.
В силу обстоятельств его полёт в космос так и не состоялся. Но Дедков принимал участие в испытаниях различных космических агрегатов и в экспериментах в экстремальных ситуациях — в условиях Крайнего Севера, в горах, в степи, в лесах. Инструктор парашютно-десантной подготовки, водолаз, Почётный радист СССР, он готовил экипаж на МКС по разделу «Научные эксперименты». Анатолий Дедков также неоднократно управлял космическими полётами в качестве главного оператора полёта.
Гомельчанин Сергей Муравко в 1984-1986 годах проходил срочную службу на космодроме Байконур. Его расчёт обслуживал стартовую площадку №2, или «Гагаринский пуск». Именно отсюда стартовал первый космонавт. Подразделение, в котором служил Муравко, относилось к Главному управлению космических средств, занималось радиоэлектронной борьбой (РЭБ). Расчёт находился на расстоянии 1852 метра от стартовой площадки, и в его функции входил контроль радиоэфира.
«Не хватило одного миллиона долларов…»
А в 1989 году наш земляк Владимир Ларионов был отобран для возможного космического полёта. В том году газета «Правда» объявила конкурс для членов Союза журналистов СССР, желающих полететь в космос. Владимир Ларионов тогда работал корреспондентом газеты «Нефтяник» объединения «Белоруснефть».
«Первым условием отбора было написать сочинение на тему «Почему я хочу полететь в космос». Наверное, у меня получилось, потому что часть моего текста была опубликована в «Правде». И в итоге мне прислали приглашение», — вспоминает Ларионов.
В первую группу вместе с ним было отобрано около 30 журналистов. И в феврале 1990 года их отправили на космодром Байконур.
Ларионов прошёл обследование на допуск к космическим полётам. Результат был положительным, но вот выйти на околоземную орбиту гомельчанину не удалось. В качестве пассажира космического корабля отобрали японского журналиста Тоехиро Акияма. Уже в разгаре была перестройка с её рыночными принципами, и японцы предложили за своего кандидата не только сочинение, но и крупную денежную сумму. По разным источникам, японская корпорация TBS заплатила за ту космическую прогулку от 25 до 38 миллионов долларов.
«У меня не хватило одного миллиона», — шутит Владимир Семёнович.
Но гомельчанин считает, что участие в отборе в космонавты всё равно было не зря. Ведь он познакомился с интересными людьми, конструкторами, инженерами, испытателями.
Гомель, ты космосВладимир Ларионов впоследствии работал на педагогическом поприще, и его воспитанники также не раз становились победителями различных олимпиад и конкурсов по астрономии. А некоторые из них и теперь работают в связанных с космосом отраслях.
Один из них — Сергей Дубровский из школы №25 — сейчас работает инженером и интересуется астрономией по-прежнему. Ещё один воспитанник Ларионова — Тарас Афанасенко из городского лицея — стал победителем по астрофизике, успешно окончил МФТИ и в Институте космических исследований РАН защитил кандидатскую диссертацию по динамике атмосферы Венеры.
Анна Паруль из 56-й гимназии — первая и до сих пор единственная в Гомельской области победительница Международной олимпиады по астрономии, которая проходила в Греции. Девушка окончила Санкт-Петербургский университет и аспирантуру.
Не без помощи Владимира Ларионова в городской библиотеке имени Герцена собран большой материал о многих наших земляках, внёсших свой вклад в космическую отрасль страны.
Гомельчанин Пётр Филатов — Почётный строитель Байконура, Владимир Куликов с 1956-го по 1974 год — служил на этом космодроме.
Уроженец Гомельского района Михаил Борисенко, участник Великой Отечественной войны, с 1975-го по 1984-й работал директором — главным конструктором Московского научно-исследовательского радиотехнического института. Под его руководством создавались радиосистемы боковой коррекции для стартовавших с Байконура и Плесецка «королевских семёрок» и их модификаций («Луна, «Восток», «Молния», «Союз»).
Разработкой легендарных «Луноходов» занимались Василий Старовойтов из Буда-Кошелёвского района и Анатолий Мицкевич из Речицы. А грунтозаборное устройство для станций «Луна», доставивших лунный грунт на Землю, конструировал уроженец Гомеля Борис Чубченко.
Директором некогда секретного КБ «Южное» (Днепропетровск), где создавали ракетно-ядерный щит Родины, был гомельчанин Александр Новиков. В этом же знаменитом КБ над искусственными спутниками Земли работали уроженцы Гомельщины Валентин Автономов и Эдуард Кузнецов.
Системы для спутников «ГЛОНАСС» (глобальной навигационной системы) — сфера деятельности Ивана Балюса из Копаткевичей Петриковского района, а автономные источники тока (НПО «Квант») были направлением работы гомельчанина Анатолия Слуцкого.
Научные интересы уроженца Гомеля Анатолия Гореликова — многофункциональные приёмные устройства для траекторных измерений и связи с космическими аппаратами военного и «двойного» назначения. Стартовые комплексы для ракет-носителей «Рокот», «Зенит», «Циклон», «Космос», «Протон», «Союз», «Буран»-«Энергия» на космодромах Капустин Яр, Байконур, Плесецк создавались при непосредственном участии Георгия Жихарева из Мильчи.
А сегодня, после полёта Марины Василевской, Беларусь стала не только атомной, но и космической державой. Это говорит о высоком потенциале нашей республики, ориентированной на сохранение лучших традиций нашего недавнего прошлого.
belkagomel.by. Фото: личный архив Владимира Ларионова
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram