Гомельчане о своём опыте общения с Президентом. Виталий Суторьма

Тридцать лет назад, 10 июля 1994 года, в Беларуси завершился второй тур пер­вых в суверенной истории страны пре­зидентских выборов. В нём убедитель­ную победу — более 80% голосов из­бирателей — одержал молодой поли­тик Александр Лукашенко. Однако вы­играть президентские выборы и стать Президентом — суть разные вещи. О том, как проходило становление Алек­сандра Лукашенко в новой должности, какие задачи приходилось ему решать десятилетия назад, наш еженедельник предложил рассказать гомельчанам, ко­торые лично общались с Президентом. На очереди история работника управления соцзащиты админи­страции Советского района Виталия Суторьмы.

В последние дни августа 1996-го Алек­сандр Лукашенко подписал Указ «Об учреж­дении стипендий Президента Республики Беларусь студентам государственных выс­ших учебных заведений и высших учеб­ных заведений потребительской коопера­ции». Как было сказано в преамбуле, в целях поощрения студентов, достигших особых успехов в учёбе, научно-исследовательской и творческой деятельности.

Одним из тех, на кого в полной мере рас­пространялись положения этого документа, был гомельчанин Виталий Суторьма. Ныне ведущий администратор управления соци­альной защиты администрации Советского района, а в год выхода упомянутого Указа — пятикурсник факультета промышленной электроники ГГТУ имени П.Сухого.

— В политех я поступил в 1992 году, — вспоминает Виталий Суторьма. — Учился все годы на «отлично», получал повышен­ную стипендию. Правда, выплачивали её крайне нерегулярно. Да и размер был такой, что хватало от силы на неделю.

Но больше безденежья угнетало ощу­щение собственной ненужности. Казалось, всем, кроме родителей, на тебя и твоё бу­дущее наплевать. Распределения не было, после диплома едва ли не каждый молодой специалист чувствовал себя словно витязь на распутье. Молодёжной политикой тоже особо никто не занимался, практически все годы учёбы мы были предостав­лены сами себе. К выпускному курсу даже как-то попривыкли к такому положению.

Когда в 1994 году объявили вы­боры президента, Кебич, один из кандидатов, тут же включил ад­министративный ресурс. Пре­подаватели намекали нам, что именно за него необходимо го­лосовать, в крайнем случае, за Шушкевича. Я свой голос отдал за Лукашенко. Не потому, что по­нравилась его программа, я её во­все не читал, а из чувства проте­ста против откровенного давле­ния. И, честно говоря, безо вся­кой надежды на то, что в ближай­шей перспективе что-либо карди­нально поменяется.

Студент Суторьма второй слева.

Однако осенью 1996-го меня вызвал к себе завкафедрой Бро­нислав Антонович Верига и бук­вально ошарашил: в стране вво­дится президентская стипендия. И руководство вуза решило пред­ставить мою кандидатуру на её получение. Собрали необходимые документы и отпра­вили в Минск. Вскоре оттуда пришёл вызов на Карла Маркса, 1. От Гомеля, помимо ме­ня, на встречу с Александром Лукашенко поехали ещё две девушки из ГГУ и медин­ститута, а также парень из кооперативного института.

Билеты на поезд покупали за свой счёт, в Минск добирались самостоятельно. В Управлении делами Президента его сотруд­ники вручили нам конверты с деньгами. 200 тысяч тогдашних белорусских рублей! Поч­ти 30 долларов! По тем временам деньги да­же для работающего человека немаленькие. Мы и обрадовались, и расстроились одно­временно. Нам же встречу с Александром Лукашенко обещали. Сотрудники успокои­ли: «Александр Григорьевич сейчас на важ­ной встрече, но обязательно поговорит с каждым из вас».

И действительно, через какое-то время нас по одному стали приглашать к нему в кабинет. Когда я вошёл, он встал из-за сто­ла и крепко пожал мне руку. Это рукопожа­тие до сих пор помню. Я сам не из хиляков, но моя ладонь буквально утонула в его. На­стоящий мужик!

Александр Григорьевич первым делом спросил, на кого я учусь. Когда узнал о бу­дущей специальности, обрадовался. «Пра­вильно, — одобрил, — надо поднимать, реальный сектор экономики. Без него стра­на не выживет. Юристы и бухгалтеры её не поднимут». И так по-свойски это сказал, что у меня вся робость улетучилась. «А не по­лучится, — спросил я, — как в России: всё приватизируют и развалят?» Он улыбнулся и ответил: «Не переживай, мы этого не допу­стим. Хотя желающих опыт наших соседей повторить у нас немало». И тут же как бы шу­тя свой вопрос задал: «За границу не соби­раешься?» «Так если на родине, — отозвался я, — работа будет, зачем она мне сдалась?» Он по плечу меня хлопнул и заверил: «Будет работа! И для молодых, и для старых. Для всех! Потому что это наша страна. И никто, кроме нас, её не построит».

Я не люблю пышные фразы, но призна­юсь, что из кабинета Президента я вышел окрылённый. Пяти минут общения хвати­ло, чтобы убедиться: Беларусь находится в надёжных руках.

И сегодня я рад, что мои впечатления поч­ти 30-летней давности не оказалось оши­бочными.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина, личный архив Виталия Суторьмы

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights