Когда Гарри и Жанна Шкудовичи идут по территории вагоностроительного завода, редкий встречный не поздоровается с этой пожилой парой и не поинтересуется их здоровьем. И хотя оба уже пятнадцать лет на пенсии, ветеранов на предприятии помнят, ценят и уважают. Прежде всего, за преданность железной дороге и родному ВСЗ: общий трудовой стаж Шкудовичей составляет 80 лет — 41 год у Гарри Эйзеровича и 39 лет у Жанны Фёдоровны. День железнодорожника — отличный повод познакомиться с ними поближе.
Любовь с детства
Гарри Шкудович до сих пор помнит точную дату своего прихода на завод — 6 августа 1970 года.
— Запомнил, потому что в том году вернулся из армии. Служил в Ленинградском военном округе артиллеристом. До срочной службы успел отучиться в Гомельском политехническом техникуме. Куда пойти работать, определился сразу — только на ВРЗ. И с домом рядом (мы тогда на улице Горького жили), и железнодорожную династию продолжать надо.
Отец Гарри Шкудовича всю жизнь проработал машинистом паровоза. Начинал с кочегара, был помощником машиниста, на пенсию вышел машинистом-инструктором.
— Отец в локомотивное депо пришёл работать в 1930 году, когда партия выдвинула лозунг «Комсомольцы — на транспорт!». Тогда 10 тысяч молодых парней и девчат на него откликнулись, в том числе и батя. Всю свою жизнь он посвятил железной дороге. Во время войны возил эшелоны с военными грузами, получил ранение под Сталинградом и всегда мечтал, чтобы я продолжил его дело. А я и не против был, «железку» любил с детства. Отец иногда брал меня с собой в недалёкие поездки, разрешал посидеть в кабине паровоза. Тогда и начал мечтать водить тяжёлый состав. Но не судьба — подвело здоровье. Пришлось начинать карьеру со станочника деревообрабатывающего цеха ВРЗ.
В 70-е годы прошлого века, вспоминает Гарри Шкудович, столярных изделий в вагонах было немало. Более того, какое-то время он приводил в порядок деревянные вагоны, «обшитые» специальной рейкой. Кстати, именно потому она и получила название «вагонка». Но и в металлических вагонах «столярки» хватало, говорит мастер.
— Развязка сверху и снизу, стойки межоконные, оконные рамы — это всё из дерева. В основном использовали лиственницу, которую везли из Сибири и Забайкалья. Уже будучи начальником цеха (в этой должности наш герой проработал более 20 лет), я лично ездил в Читу и Иркутск, чтобы отобрать наиболее качественный материал.
Вспоминая о прошлом, Гарри Шкудович с восхищением рассказывает о людях, с которыми ему посчастливилось работать на предприятии.
— Когда я пришёл, у нас в цехе работал Кузьма Григорьевич Семененя. Мастер, каких поискать! Он на завод ещё до войны пришёл, а когда немцы к городу подступали, эвакуировался вместе со всеми в Уфу. Иногда под настроение рассказывал, как тяжело там было. Жилья не хватало, производственных помещений тоже — первое время под открытым небом работали. Жили впроголодь, потому что рабочие пайки время от времени урезались. Но продукцию фронту давали даже с перевыполнением плана. Когда в 1943 году в Гомель вернулись, легче не стало. От завода только одно здание чудом уцелело. Кругом разруха, жить негде, специалистов не хватало. Но выстояли. Железные люди!
Военно-ракетный завод
Между прочим, раскрывает государственную «тайну» Гарри Эйзерович, в 70-е годы вагоноремонтники тоже на оборонку работали. К тому времени на заводе уже было освоено собственное литейное и кузнечно-прессовое производство, а Гомельский ВРЗ прочно входил в пятёрку лучших профильных предприятий страны. Всего же их, замечает собеседник, было 32 на весь СССР. Но только гомельским вагоноремонтникам доверяли ответственные задания. Гомельчане переоборудовали вагоны под передвижные широкополосные радиостанции, дефектоскопы и другие спецзадачи. Не случайно местные остряки в то время расшифровывали аббревиатуру ВРЗ как военно-ракетный завод.
— Ну, ракеты не ракеты, а бомбы авиационные различной мощности мы выпускали, — улыбается Гарри Шкудович. — Корпуса для полутонных изготавливали на электротехническом заводе, мы же делали укупорку для их транспортировки. Расстояние от корпуса бомбы до элементов укупорки должно было быть 25 мм, ни больше ни меньше. Всё это стягивалось специальным металлическим полуобручем и отправлялось по назначению. Но предварительно каждое изделие проверял специально прикреплённый к нам военный представитель Минобороны. И не дай бог, хоть один параметр будет нарушен — мало того, что всё переделывать придётся, так ещё проблем с начальством не оберёшься.
В этой связи Гарри Шкудович вспоминает историю из собственной жизни.
— Непосредственно на ВРЗ производились небольшие бомбочки для авиационных кассет. Литейка отливала корпуса, затем вытачивались стабилизаторы. Помещали их в специально изготовленные фанерные ящики, в каждом из которых было 50 отверстий. В них боеприпасы вставлялись, как в соты. Толщина фанеры должна была быть 5 мм, расстояние между сотами — 40 мм. Однажды фанеры-«пятёрки» на складе не оказалось, а заказ военных сдать нужно было в установленный срок. Я тогда уже мастером цеха был. Вот и приказал мужикам использовать 4-мм листы фанеры. Их хватало с лихвой, а на глаз от «пятёрки» не отличишь. Сделали, сидим довольные. Приходит военпред со штангельциркулем, делает замеры и вежливо приглашает меня пройти с ним в первый отдел. Так незатейливо тогда режимно-секретные отделы именовались. Долго с меня там стружку снимали, но в итоге выговором отделался.
Когда всё закончилось, подошёл ко мне этот подполковник и полушёпотом сказал: напиши на эту партию карту отступлений. Иными словами, обоснование, что можно и меньшей толщину фанеру использовать. И уже громче: «Скажи спасибо, что молодой, был бы постарше — посадил бы. Учти, следующий раз так и сделаю».
«Белам» вместо вагонов
Но следующего раза не случилось. А тут и недоброй памяти 90-е грянули. После развала СССР гомельским вагоноремонтникам несколько лет пришлось буквально выживать. Об этом до сих пор с горечью вспоминает супруга Гарри Шкудовича Жанна Фёдоровна. С 1965 года она работала в заводской бухгалтерии, до этого трудилась обмотчицей энергосилового цеха.
— Трудное было время. Зарплаты мизерные, еле концы с концами сводили. За что только ни брались с подачи тогдашнего директора Петра Филипповича Титкова, чтобы оборотные средства были. Даже вязальные аппараты выпускать начали, на которых сами же и кофты, и свитера на продажу вязали. Тогда нас буквально осаждали дельцы с Кавказа — они готовы были все наши вязальные машинки скупить, но не за безнал, а наличные. Только к началу 2000-х ситуация стабилизировалась.
Кстати, к тому времени деревообрабатывающий цех под руководством Гарри Шкудовича освоил выпуск мебели, которая расходилась буквально на «ура». Покупатели в очередь выстраивались.
— Мы эти диваны и кресла «Белам» называли. От сочетания «Беларусь-Америка». Дело в том что контейнер образцов этой мебели закупили наши эмигранты в Америке и нам на завод прислали. Не за даром, конечно, но выручили нас тогда здорово, — заключает Гарри Эйзерович.
Не гонясь за славой
Тогда же, в 90-е, его, начальника цеха деревообработки, перевели на должность начальника литейного цеха.
— Я, конечно, литейщик ещё тот, — не без иронии констатирует Гарри Шкудович, — но главной моей задачей было наладить работу этого важного участка. Дела там обстояли не ахти: работа трудная, грязная, текучесть кадров огромная. Первым делом установил незыблемое правило: каждая из трёх смен готовит условия работы для сменщиков — шихту, металл, приводит в порядок ковш. Чтобы не начинать рабочий день с уборки.
Решить проблему с кадрами помог тогдашний директор Титков: своим приказом установил, что тот, кто три года отработает в литейке, квартиру или малосемейку получает вне очереди. Тогда строительство большое велось: и на Курчатова, и на Новополесской, и на Катунина завод дома для работников строил. Текучка после этого практически сошла на нет, а многие из тех, кто квартиры получил, до сих пор при встрече меня благодарят. Хоть я уже сто раз им говорил: не моя идея — Титкова.
Самое удивительное, что за всё время работы на ВСЗ ни Гарри Эйзерович, ни его супруга ни разу не сталкивались с работниками, которые трудились бы по принципу «день, ночь — сутки прочь». Хотя, признаются оба, многие были с характером.
Да ещё с каким! И набедокурить могли, и норов свой показать, и дисциплину нарушить. Но, придя в себя и раскаявшись, готовы были на любую работу, лишь бы грехи замолить.
— Работал у меня в литейке литовец Витас. Честно скажу — кадр ещё тот. Как-то шёл он по территории и дорогу не хотел уступать заводскому грузовику. Когда водитель сигналить начал, он подбежал, открыл капот и вырвал всю электропроводку. Когда шофёр за ним погнался, забежал к себе в слесарку, достал из верстака сделанный из напильника нож и с криком «Зарежу!» назад бросился. Я наперерез. Он кричит: «Пусти!» Я ни в какую. Тут как раз милиция подоспела, надавала буяну тумаков. Ну, думаю, после такого неделю отлёживаться будет. А завтра рабочая суббота, план спасать надо. Ночь не спал: каждый человек на счету, а тут такое. Утром прихожу в цех, смотрю — Витас стоит. Извини, говорит, начальник, погорячился вчера. Давай любое задание — всё сделаю. Надо — и две смены отработаю, ты только скажи.
Удивительно, но вспоминая о заводском хулигане, Гарри Шкудович даже не пытается скрыть нотки гордости. Гордости за свой родной завод, за его работников, которые дорожили и дорожат его славным прошлым и настоящим. Гордости за то, что большую часть своей жизни они с супругой прожили среди людей труда. В числе тех, чьими руками создавались и создаются блага на земле.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram