2 сентября в отремонтированные сады и школы придут более 76 тысяч детей. Девять тысяч из них переступят порог учебных заведений впервые. А пока ребята и их родители выбирают одежду, рюкзаки и запасаются канцелярией, на традиционной августовской конференции педагоги Гомеля подвели итоги работы в прошлом году и обозначили задачи на будущий.
Как школьники Гомеля сдали ЦЭ и ЦТ?
В этом году одиннадцатиклассники сдавали выпускные экзамены в новом тестовом формате во второй раз. Общий результат получился чуть ниже, чем годом ранее — на 2,15 балла. Но и сами ЦЭ были сложнее — в них составители добавили пятый уровень сложности. Однако начальник управления образования Гомельского горисполкома Светлана Аминова не считает это поводом успокоиться:
— Результаты, сопоставимые с баллами отдельных гимназий города, показали СШ №№ 8, 12, 21, 22, 59 и некоторые другие. Значит, и для остальных школ эта задача вполне выполнима. И не нужно искать аргументы в свое оправдание.
В тройку лидеров по результатам ЦЭ вошли Гомельский городской лицей №1, гимназии №№14 и 46. Всего по итогам ЦЭ и ЦТ гомельские выпускники получили 88 стобалльных сертификатов.
Во время педконференции грамотами и благодарностями отметили педагогов, которые подготовили сразу несколько стобалльников. Это учитель физики городского лицея Людмила Горбачева. У нее целых шесть обладателей высшего балла в сертификате. По четыре стобалльника у учителя русского языка и литературы этого же лицея Натальи Богоедовой и обществоведения гимназии №46 Натальи Куракиной. По три стобалльника подготовили учитель биологии гимназии №51 Ирина Беланова и английского языка Елена Смотрицкая, а также учитель белорусского языка и литературы гимназии №58 Татьяна Кондакова.
В этом году в Гомеле 153 медалиста. С отличием школу окончили 253 девятиклассника, а это резервный фонд медалистов 2026 года.
Олимпиадное движение
В областную команду, которая представила наш город на заключительном — республиканском — этапе школьных олимпиад, вошли 96 учеников. С дипломами вернулись 47, и это на пять больше, чем годом ранее. В итоге Гомель оказался на второй строчке рейтинга среди областных центров после Витебска, у которого в этом году 69 дипломов.
Проходит олимпиада по 18 учебным предметам, но наш областной центр был представлен только в 16. Не оказалось достаточно сильных учеников, чтобы поехать на «республику», по китайскому и немецкому языкам.
Традиционно больше всего дипломов завоевали воспитанники школ и гимназий по математике — 8. Успешно справились с заданиями по физике, химии, астрономии, русскому языку.
А вот по французскому языку и физической культуре не завоеван ни один диплом на заключительном этапе.
11 наград привезли гомельские школьники с международных олимпиад. Победителями республиканских конкурсов исследовательского характера стали 16 учащихся.
Нюансы профориентации
В школах и гимназиях города сегодня учатся больше 58 тысяч детей. В профильных 10-11-х классах — 58% от общего числа учащихся третьей ступени.
Упор вот уже который год в старшей школе делается на профориентацию. Поэтому помимо профильных классов в учреждениях образования работают группы профессиональной направленности. В этом учебном году их количество увеличилось до 64. Это педагогические, военно-патриотические, аграрные и инженерные классы. На базе семи учреждений общего среднего образования планируется открыть группы медицинской направленности для 90 учащихся.
Но к созданию таких групп, по словам Светланы Аминовой, руководители школ и гимназий должны подходить взвешенно. Руководствоваться не только предпочтениями школьников, но и анализировать возможность взаимодействия с предприятиями — заказчиками кадров.
— Пока результаты поступления выпускников таких групп вызывают вопросы. Мы проанализировали цифры. Из 69 выпускников педагогических групп только 36% пошли на педспециальности. Только 33% связали свою профессию с аграрным направлением. И лишь 17% выпускников групп военно-патриотической направленности выбрали работу в системе МВД и других ведомствах, — прокомментировала ситуацию начальник городского управления образования.
Новое звание «Мастер своего дела»
Награда под таким названием от председателя Гомельского горисполкома Владимира Привалова нашла в этом году своих первых героев. Памятные статуэтки и грамоты во время педконференции вручили воспитателям детсадов и учителям больше чем в пяти номинациях. Среди них — «Педагогическая надежда». В этой номинации были отмечены молодые специалисты, которые уже проявили себя. Например, учитель истории СШ №32 Иван Ковалевский (на фото — справа).
Иван Леонидович, помимо преподавания, занимается научной работой. Появление в школе Музея истории гомельской милиции — во многом его заслуга. Педагог провел большую поисковую работу, курировал создание экспозиции и сейчас проводит для учеников экскурсии.
Новый проект «Один район — одна школа»
Суть этого проекта в том, чтобы каждый год общие усилия педагогических коллективов, шефских предприятий, родителей и самих учащихся направлялись на ремонт одного учреждения образования. Первый опыт показал: такой подход эффективен.
В Советском районе объектом, где навели порядок толокой, стала средняя школа №38. Здесь действуют спортивные классы по плаванию, здание связано наземной галереей с бассейном «Дельфин». К открытию нового объекта в учреждении образования заменили водопровод, более 30 оконных блоков, отремонтировали фойе, перекрасили фасад, благоустроили прилегающую территорию. Теперь школа и бассейн смотрятся как единое целое.
В Центральном районе первой участницей проекта стала СШ №27, в Новобелицком — СШ №2, а в Железнодорожном — 25-я средняя школа.
Дошкольное образование
Для 18,5 тысяч детей в Гомеле работают 130 учреждений дошкольного образования. Из них в условиях перегрузки — только шесть. Хотя еще пару лет назад эта цифра была больше.
Связано уменьшение нагрузки, по словам Светланы Аминовой, с демографической ситуацией. Последние три года рождаемость в Гомеле падает.
Проблемной в плане наличия мест в детских садах пока остается Новобелица за счет выросших вокруг старого района новых микрорайонов. Но здесь совсем скоро ситуация разрешится.
— В этом году будет введен в эксплуатацию новый детский сад на 270 мест в Хуторе. Это, наконец, позволит разгрузить детские сады Новобелицкого района, чего так долго ждали и родители, и мы, — прокомментировала ситуацию начальник управления образования.
Новому детскому саду уже присвоен номер — «57». С 20 августа в него можно подать документы через «одно окно». Располагается дошкольное учреждение недалеко от новой средней школы №75. А впоследствии здесь же будет построена и давно ожидаемая жителями Новобелицкого района современная детская поликлиника.
Особое внимание также уделено ремонту и оснащению детских садов, расположенных в непосредственной близости от Шведской Горки. Эти сады берут на себя основную нагрузку по обеспечению мест для жителей микрорайона.
Дошкольное образование в Гомеле, по словам руководителя, получают абсолютно все дети пятилетнего возраста. А в целом от года до шести — 92% от их общего количества.
Работа с особенными детьми
Специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь в детских садах Гомеля в прошлом году получили более 10 тысяч детей.
— К сожалению, статистика говорит нам о ежегодном увеличении детей с особенностями психофизического развития. В этом году их стало больше на 2,3% по сравнению с предыдущим. Поэтому каждое учреждение дошкольного образования должно быть готовым к их приходу. Создать условия для развития особенных детей, и что немаловажно, заранее готовить соответствующие кадры, — сделала важный акцент во время педконференции Светлана Аминова.
В школах и гимназиях количество классов интегрированного обучения и воспитания увеличилось на 12%. Здесь трудятся почти 500 учителей-дефектологов, а также введены 142 ставки воспитателей, сопровождающих 131 обучающегося с аутистическими нарушениями. Речь о тьюторах, которые все время находятся рядом с таким ребёнком в школе.
Для 114 детей, в том числе девяти дошкольников, которые по медицинским показаниям не могут посещать учреждения, организовано обучение на дому.
Повод для гордости городского управления образования и самих школ — сенсорные комнаты, позволяющие ребенку с особенностями развития снять мышечное и психоэмоциональное напряжение. Такие были созданы и оснащены в 13 учреждениях образования.
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram