Литье из Гомеля украшает улицы России и Беларуси

Похоже, больше всех создания в Гомеле пешеходной улицы ждут работники завода «Центролит». Главный металлург предприятия Евгений Зюзьков рассказал, что гомельские литейщики готовы предложить в Год благоустройства родному городу.

В соавторстве с Церетели

— Перечень выпускаемой нами про­дукции градостроительного и худо­жественного литья довольно широк. Одних парковых скамеек мы производим около 200 видов. Они хо­рошо известны гомельчанам и гостям нашего города, поскольку установлены на многих улицах областного центра. В других городах Беларуси, кстати, то­же. Более того, одна из старейших улиц Москвы — Никольская, берущая своё начало от Никольских ворот Кремля, также благоустроена нашими скамей­ками и дождеприёмными решётками.

Часть улицы Тверской в российской столице, Невский и Кутузовский про­спекты в Санкт-Петербурге тоже обо­рудованы нашими уличными торше­рами и фонарями. Именно «Центро­литу» московские власти доверили из­готовление к 850-летию Москвы худо­жественных форм для Патриаршего моста, ведущего через Москва-реку к храму Христа Спасителя. Мост про­ектировал Зураб Церетели, мы же из­готовили более 200 тонн художествен­ного литья, украсившего ажурную ре­шётку ограждения.

Одновременно с нами над этим проектом работали коллеги из южно-уральского города Касли, который с позапрошлого ве­ка славится в мире своим художествен­ным литьём. Оно так и называется — каслинское. Интересный факт: на всемирной выставке в Париже ещё в 1900 году президент Франции выра­зил желание купить весь каслинский павильон и готов был выложить за него огромную по тем временам сумму. Сделка не состоялась лишь потому, что авторы категорически отказались продавать экспонат под названием «Россия», без которого коллекция в художественном отношении была не полной.

Конечно, конкурировать с пред­приятием, у которого школа художе­ственного литья насчитывает более 200 лет против наших 25, не просто, но и мы кое-что можем. Достаточно прогуляться по центральному парку Гомеля. Здесь всё, от ограждения до скамеек, беседок и урн, сделано ру­ками наших специалистов. Например, у двор­ца Румянцевых-Паскевичей установлены отлитые на «Центролите» пушки. Мы с особой тщательностью по­дошли к их изготовлению, ста­раясь сделать их максимально аутентичными.

Аналогичную дотошность проявили и во вре­мя реконструкции дворца Пуслов­ских в Коссово под Брестом, когда по­требовалось изготовить элементы нео­готики. Наши специалисты доскональ­но изучили образцы по сохранившимся фотографиям и чертежам, и теперь да­же профессионалы с трудом отличат копию от оригинала.

Трудоёмко, но красиво

— Что касается малых архитектур­ных форм, то, в принципе, мы в со­стоянии изготовить любую фигуру на усмотрение заказчика. И даже памятник. Установленные на улице Барыкина, Речицком проспекте и в парке Фестивальном кроты, ящери­цы, собаки — это наша работа. Из свежих примеров — шестнадцати­тонная фигура рыси, украшающая въезд в Гомель со стороны Минска.

Сейчас мы значительно усовершен­ствовали технологию изготовления подобных изделий. Если раньше раз­работкой эскизов занимались худож­ники, то сейчас для этих целей всё чаще используем модельную оснаст­ку из пенопласта, 3D-сканирование и печать.

И всё же в отличие от градостро­ительного, в художественном литье по-прежнему велика доля ручного труда. Ведь единой технологии для его производства не существует, каж­дая отливка индивидуальна, а фор­мовка осуществляется вручную. На ту же отливку может понадобиться несколько часов и столько же попы­ток, пока будет достигнут желаемый результат. Отсюда и высокая себесто­имость, «потянуть» которую может далеко не каждый заказчик.

Именно поэтому мы очень ждём решения о создании в Гомеле пешеходной зоны, которая по определению будет иметь исторический уклон, а значит, без на­шей продукции не обойтись. Ведь чу­гунное литьё не может быть ультра­современным, оно уже само по себе традиционно. В этом отношении мы запросто можем «переплюнуть» зна­менитый Арбат.

Качество гарантировано

— При этом нельзя сбрасывать со счетов экономическую составляю­щую. Ведь чугунное литьё — оно на века, чугун практически не подвер­жен коррозии. В нашем парке есть канализационные люки, установлен­ные ещё во времена Российской им­перии. Им более ста лет, а выглядят как новенькие. Максимум, что мо­жет быть, это в местах, где по каким-то причинам отсут­ствует лакокрасочный слой, появляется так называемая первона­чальная ржавчина. Но внутрь матери­ала она не прони­кает и его целост­ность не нарушает.

За качеством литья на «Центро­лите» следят очень тщательно. Причём на всех этапах про­изводства: от посту­пления сырья до провер­ки готового изделия в ОТК.

В прошлом году мы прове­ли глубокую модернизацию завод­ской химической лаборатории, где исследуются химический состав и механические свойства чугуна.

На современное было заменено прак­тически всё оборудование, после че­го наши специалисты получили воз­можность проводить спектральный анализ 14 элементов химического состава чугуна одновременно. Ухо­дит на это всего несколько минут. Именно поэтому некачественная продукция из ворот нашего завода не выходит, а претензии со стороны за­казчиков на художественное и градостроительное литьё практически отсутствуют.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...