Гомельчане против самураев. Подвиг советских войск в войне с Японией

Восемьдесят лет назад, 2 сентября 1945 года, был подписан акт о капитуляции Японии, что положило конец одному из самых разрушительных конфликтов в истории человечества. Только в Китае эта война унесла жизни более 35 миллионов человек.

12-я РОТА НА КРОВАВЫХ СОПКАХ

Корни конфликта лежат в конце XIX века, когда Япония стремилась к господству в Азии, что вызвало столкновение с интересами Российской империи и привело к русско-японской войне 1904-1905 годов.

В тех боях участвовали полки с Гомельщины – 160-й Абхазский из Гомеля и 159-й Гурийский из Рогачева. Части квартировали в регионе с 1890-х, и за эти годы пополнились местными жителями. В декабре 1904 года царь Николай II лично осматривал будущих воинов в Бобруйске.

Однако к моменту их выхода на фронт исход войны уже почти был решён — в феврале 1905 года под Мукденом российская армия потерпела поражение. Абхазский полк в основном занимался рытьем окопов. В то же время 12-я рота гомельских «абхазцев», направленная на усиление 4-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, сполна вкусила кровавого хлеба. Многие офицеры, включая штабс-капитана Корнилова, поручика Кончиелова и подпоручиков Гецевича, Янченко и Новицкого, навсегда остались лежать на сопках Маньчжурии.

Царизм проиграл войну, что стало шоком для русского общества. К Японии отошли Курильские острова и южная часть Сахалина. Примечательно, что песня «Врагу не сдается наш гордый „Варяг“…», воспевавшая мужество русских солдат, в Гомеле воспринималась как революционная, и её исполнение грозило проблемами с полицией.

В годы Гражданской войны японцы оккупировали советский Дальний Восток, но под натиском Красной армии вынуждены были отступить. Однако Япония сохраняла экспансионистские амбиции в Китае и Корее. И 7 июля 1937 года японские милитаристы начали новое вооружённое наступление на Китай, которое некоторые историки считают отправной точкой Второй мировой войны.

Провокации на озере Хасан и реке Халхин-Гол в 1938-1939 годах были встречены мощным сопротивлением советских войск. Тем не менее в течение всей Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке приходилось держать крупную группировку, чтобы у японских милитаристов не возникло искушения напасть на СССР.

НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ — 2:0

В 1943 году на Ялтинской конференции СССР взял на себя обязательство вступить в войну с Японией. В то время Квантунская армия под командованием генерала Оцудзо Ямады насчитывала около миллиона человек и включала не только японские части, но и войска марионеточных государств Маньчжоу-Го, Мэнцзян (Внутренняя Монголия) и корейских коллаборационистов. Имелась даже бригада фанатиков-смертников.

После капитуляции Германии советские войска, в том числе с опытом боёв за освобождение Беларуси и усиленные мобилизованными из местного населения, были переброшены на Дальний Восток и в Забайкалье. Исполняя союзнические обязательства, 9 августа 1945 года началась Маньчжурская наступательная операция.

Основной удар наносил 1-й Дальневосточный фронт, с 3-м гвардейским механизированным корпусом в составе, где заместителем командующего был Герой Советского Союза Семён Кремер из Гомеля. Он начал службу в Красной гвардии в 1917 году, был разведчиком в Великобритании и участвовал в освобождении Прибалтики.

В боях активно проявился ещё один Герой Советского Союза – политрук Кирилл Осипов из Рогачевского района. В 1941 году он отличился, сумев вывести группу бойцов из окружения, несмотря на угрозу расстрела со стороны собственных войск, ошибочно принявших их за врага.

В августе 1945 года под его командованием 597-й артиллерийский полк участвовал в штурме Муданьцзяна — значимого японского укрепрайона в Китае. Советские войска атаковали, но столкнули с ожесточённым сопротивлением, в том числе рукопашными атаками японских солдат. Штурм длился четыре дня, где решающую роль сыграли танки и артиллерия, в том числе пушки Осипова.

советско-японская война

ПОХОД ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ СМЕРТИ

Тем временем через пустыню Гоби пробивался Забайкальский фронт, главной целью которого был город Мукден. В этом сложном походе огромную роль сыграла Конно-механизированная группа под командованием Иссы Плиева – прославленного осетинского офицера, до войны служившего в знаменитой 6-й Краснознаменной Чонгарской кавалерийской дивизии, расквартированной в Гомеле.

Использовалась тактика глубокого прорыва, отработанная в операции «Багратион». При этом Плиев задал наступлению ещё  больший темп – до 100 км в день – чтобы не дать врагу возможности организовать контрудар.

Японцы и коллаборационисты вели психологическую войну с помощью ламаистское духовенство, угрожали через записки от некоего «Тимура, потомка Чингисхана», но политработники Красной армии успешно противостояли этим провокациям.

В ночь на 9 августа 1945 года, приняв порядок построения «ромбом», группа Плиева двинулась вперед. От света фар танков, бронемашин и мотоциклов казалось, что по степи катится море огня. В тот же день премьер-министр Японии Судзуки на заседании правительства заявил о немедленной капитуляции, признав безвыходное положение Японии после вступления в войну Советского Союза.

Японское приграничное прикрытие было быстро уничтожено, и советские кавалеристы и танки устремились на восток. Однако главными врагами наших войск стали не только японцы, но и беспощадная безводная пустыня. Часть источников была отравлена японцами и коллаборационистами. Тогда Плиев приказал фильтровать воду через песочные фильтры, что позволило использовать ее для радиаторов, а иногда и для питья.

13 августа, раньше запланированного срока, кавалеристы и танкисты Плиева с ходу захватили город Долонннор, где развернули два полевых госпиталя для помощи местным жителям, страдавшим от голода и последствий японской оккупации. Через два дня после ожесточенных уличных боев капитулировал гарнизон Чжанбэя, в плен сдалась и 3-я кавалерийская дивизия князя Дэ Вана.

КОННИЦА ШТУРМУЕТ ГОРЫ

Впереди был Калганский укрепрайон — сложное оборонительное сооружение с минными полями, ДОТами и подземными бункерами. За эту стройку пришлось заплатить огромную цену – тысячи китайских рабочих погибли и были похоронены прямо в тех рвах, выкопанных вручную: кто-то умер от голода и болезней, а кто-то был уничтожен японцами в целях секретности. Местные жители прозвали эти места «равниной смерти». Сам укрепрайон примыкал к Великой Китайской стене, превращённой японцами в неприступное оборонительное сооружение.

Штурм начался 18 августа при проливном дожде. Опыт войны с немцами показал: лучше обходить ДОТы через мертвые зоны и фланги, изолировать их и после артподготовки брать фронтально. Взять ключевые позиции помог японский боец Фудзикава, перешедший на сторону советских войск.

В тот же день войска Забайкальского фронта перерезали Квантунскую армию, отделив её от основных японских сил в Северном Китае. Эти силы, в свою очередь, вели борьбу с китайскими коммунистами (ныне – Народно-освободительная армия Китая). Уже 19 августа укрепрайон был полностью взят после решительного штурма.

советско-японская война

Японский типовой железобетонный пулеметный ДОТ.

Однако это стало лишь началом. Группе Плиева предстоял тяжёлый переход через горы Большого Хингана – с ливневыми дождями, бурными паводками горных рек, оползнями и обвалами. Техника срывалась в пропасти, однажды яростная горная река унесла машину-«амфибию», словно деревянную щепку.

Несмотря на все трудности, местные китайские крестьяне активно помогали нашим бойцам преодолевать эти водные преграды, в то время как банды хунхузов и японские диверсанты пытались помешать. Среди врагов были и русские беглые эмигранты. В одной из коротких стычек был взят в плен таинственный «Тимур», оставлявший записки возле отравленных колодцев. Как выяснилось, это вовсе не легендарный Чингизид, а сын белогвардейского офицера, который бежал в Маньчжурию и перешёл на службу к японцам.

Город Жухэ генерал-полковник Плиев захватил практически лично с небольшой группой офицеров – они внезапно подъехали прямо к японскому штабу и потребовали немедленной капитуляции. Испуганное японское командование предпочло сдаться – в Жухэ сложили оружие более 8 тысяч солдат императорской армии.

19 августа Квантунская армия капитулировала.

советской-японская война

Генерал-лейтенант К.Деревянко подписывает от имени СССР акт о капитуляции Японии, 2 сентября 1945 года, линкор «Миссури», Токийский залив.

ПОДВИГИ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ

В войне с милитаристской Японией участвовало много жителей Гомельщины. Константин Остроглазов, Владимир Шимко, Алексей Терешков, Макар Барташов — все они внесли свой вклад в победу.

Например, Константин Остроглазов из Добруша был начальником политуправления 1-го Дальневосточного фронта, а Владимир Шимко из Костюковки – заместителем командующего по политчасти ВВС того же фронта. Среди героев — Алексей Терешков из Кормы Добрушского района, который получил звание Героя Советского Союза.

Отдельно стоит отметить Макара Барташова из Жлобина. Он командовал 12-й штурмовой авиационной дивизией ВВС Тихоокеанского флота. За время войны совершил десять боевых вылетов. В порту Юки, важном пункте снабжения японской Квантунской армии, Барташов лично потопил танкер водоизмещением 6000 тонн и повредил еще одно транспортное судно. За эти подвиги ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Василий Кот из Житковичского района был инструктором политотдела 101-й стрелковой дивизии. Во время высадки на остров Шумшу на Курилах он шел в передовой группе десанта. Один из первых доплыл до берега, заменил погибшего командира роты и повел бойцов в атаку. После ожесточённого рукопашного боя им удалось захватить две важные высоты. Когда началась танковая контратака противника, старший лейтенант Кот организовал оборону с использованием противотанковых ружей и гранат. При поддержке корабельной артиллерии были уничтожены все 20 японских танков. За этот подвиг Кот получил звание Героя Советского Союза.

Еще один наш земляк, Тимофей Почтарев из Рогачевского района, командовал сводным батальоном морской пехоты при высадке на Шумшу. Несколько раз шел в атаку, был ранен, но остался в строю. В итоге его морпехи захватили штаб японской части и, несмотря на численное превосходство врага, заставили их капитулировать. Ему тоже было присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Корниенко в 17 лет уехал на Дальний Восток и работал над восстановлением шахт, которые во время японской интервенции были затоплены. С 1940 года он служил в морской пехоте Тихоокеанского Краснознаменного флота и участвовал в освобождении Курильских островов. Среди его наград была личная благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. После войны капитан 3-го ранга Корниенко жил в Гомеле, на улице Чечерской.

А история китайского красноармейца Чжао Ци-Сина, который в 1920 году осел в деревне Марковичи на Гомельщине, особенно трогательная. Его записали под именем Иван Иванович. В 1945 году его сын Дмитрий Иванович, командир роты, участвовал в освобождении родины своего отца от японских захватчиков.

belkagomel.by. Фото: noo-journal.ru

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...