Всю прошлую неделю на стадионе «Луч» слышались стук топоров и жужжание электропил. 13 опытных резчиков по дереву из разных уголков Беларуси приехали на первый в истории Гомеля фестиваль деревянных скульптур, чтобы создать магию сказки из обычного дерева. В их умелых руках двухметровые дубовые брёвна превратились в известных всем с детства сказочных героев. В каждого авторы вложили глубину и характер, своё видение персонажа. Деревянные скульптуры уже украсили парк Фестивальный и останутся в Гомеле навсегда.

Для чего нужна клюкарза?
Первый этап работы у резчиков по дереву — черновой. Сначала нужно топором обтесать бревно — удалить с него всю кору. Дальше в ход идёт электропила, которой обозначаются основные контуры будущей скульптуры. Кропотливая работа предстоит на третьем этапе, когда с помощью стамесок разных форм и размеров мастера доводят скульптуру до совершенства. Некоторые участники фестиваля с первыми двумя задачами быстро справились и уже на второй день пленэра приступили к самой любимой — «ювелирной» — работе.
Заглянуть в чемоданчик профессионального резчика интересно. Каждый инструмент в нём имеет своё название и предназначение. С помощью клюкарзы в дереве можно вырезать круглые углубления. Тесло по форме напоминает кирку. Этот древнейший инструмент плотников, которым выдалбливали лодки и корыта, активно используют сейчас и резчики по дереву. Струг позаимствован из бондарного ремесла и представляет собой нож с рукоятями на концах.

«Я всегда вожу с собой как минимум 30 резцов. Большинство коллег называют главные инструменты резчика стамесками, но мне больше нравится первый вариант. Тоньше, что ли, звучит. В обычном хозяйственном магазине такие резцы не купишь, ведь они должны быть в прямом смысле заточены под руку того, кто ими пользуется. Я свои мастерю сам, тут в ход идут старые советские инструменты, где очень хорошая сталь, или доверяю работу опытным кузнецам», — делится тонкостями профессии мастер по художественной обработке дерева Григорий Сведомский, приехавший на фестиваль из Мстиславля.
Деревянные скульптуры Григория Григорьевича украшают и его родной Мстиславль, и другие города Беларуси. В Бобруйске, например, в 2021 году были установлены три четырёхметровых медведя, которых мастер вырезал во время аналогичного фестиваля.
На память Гомелю Григорий Сведомский оставил деревянного Кощея с вороном:
«Сначала была мысль вырезать орла, но это всё-таки не наша, не белорусская птица. А вот ворон издревле был персонажем многих местных мифов и легенд. Ворон подходит Кощею как компаньон, ведь он хоть и не бессмертен, но живёт очень долго. По верованиям, связан с загробной жизнью и тёмными силами. Это очень умная птица».


От икон к большим формам
Предназначение нашло мастера в непростые 90-е в Смоленске, куда Григорий Сведомский повёз на продажу товары из Беларуси:
«Увидел на рынке небольшие иконки из дерева местного резчика. Как сейчас помню, стоили они не так уж и дёшево — по 100 долларов, а расхватали их моментально. Я подумал, почему бы мне не попробовать сделать такую».
По возвращении домой мысль не отпускала, и Григорий Григорьевич взялся за инструмент. Его первая икона с изображением Иисуса Христа до сих пор бережно хранится в доме у матери. Выполнена она, по словам автора, в наивной ещё, деревенской манере.
Скульптурной резьбой мастер занялся в 2000-х, почти на пятнадцать лет уехав в Санкт-Петербург, где создавал самые разные ландшафтные композиции из дерева. В 2015-м вернулся в Мстиславль и с тех пор регулярно участвует в пленэрах для резчиков.

По мнению Григория Сведомского, в деревянной скульптуре важно, как и на картине, — выстроить композицию. Но это технический момент, которому можно научиться. А вот вдохнуть в произведение душу — для этого нужен талант. Иначе из полена получится обычный деревянный чурбан.
Всё начиналось с ложек
Народный мастер Виктор Россолов — из местных. На фестивале в Гомеле он воплотил в дереве героя многих белорусских сказок — Пастушка.
Все нюансы и секреты, которым сам научился за десятилетия работы с деревом, Виктор Алексеевич охотно передаёт начинающим резчикам. Четверть века преподавал своё ремесло в колледже народных художественных промыслов. За это время выпустил много талантливых резчиков. Многих из них сегодня можно встретить на городских ремесленных ярмарках с изделиями собственного производства.

Начинал путь в профессию Виктор Алексеевич, как и многие резчики, без специального образования. В школе увлекался тяжёлой атлетикой, потом ушёл в армию, а когда вернулся, нужно было на что-то жить. И тренер пристроил его на завод химического мела художником-оформителем. Поначалу работы хватало — Виктор Россолов еле успевал рисовать плакаты и транспаранты. Но постепенно всё сошло на нет.
«В 90-е с зарплатами на заводе стало туго, а потом и сам завод стал потихоньку приходить в упадок. Как-то я обратил внимание, что во дворе соседнего фанерно-спичечного комбината скапливается много бесхозных древесных отходов. Решил, зачем добру пропадать, набрал обрезок и начал делать ложки», — вспоминает Виктор Россолов.
Первую свою ложку мастер делал шесть часов. Выстругал её ножом и обычной стамеской, что попалась под руку. Но процесс захватил, и он решил повторить. Постепенно довёл работу до совершенства, причём безо всяких книг и подсказок.
Сейчас у Виктора Алексеевича на одну ложку с резной ручкой уходит 11 минут, а изделия его авторства есть на кухне у хозяек по всему земному шару. Сделать из дерева опытный мастер может практически всё — от столового прибора до мебели.

На свой первый пленэр резчиков по дереву мастер попал более десяти лет назад. Проходил он в Минске, с тех пор Виктор Россолов неизменный участник таких форумов каждый год. Объездил половину районов Минской области, три раза вырезал скульптуры из дерева в Лясковичах на фестивале «Зов Полесья».
В Гомеле мастер сначала хотел воссоздать в дереве своего любимого героя — Кота Котофеевича:
«По моей задумке, кот должен был сидеть, а внизу пробегать мышка. Но дерево диктует свои правила, и такая композиция не вписалась в бревно. Поэтому я выбрал другой вариант — Пастушка, который тоже часто встречается в белорусских народных сказках, где обычно играет на дудочке».
Добро всегда побеждает зло
Ставропольскую народную сказку «Рысенька» положил в основу композиции резчик по дереву из Барановичей Сергей Козел.
На его деревянной скульптуре Рысь, в которую мачеха превратила нелюбимую падчерицу, держит в объятиях мужа и сына. В сказке, как и полагается, добро побеждает зло. И Рысь снова превращается в девушку Танюшу.

У Сергея Козела — профессиональное образование. Сначала отучился на резчика-краснодеревщика в колледже, затем окончил Витебский государственный университет по специальности «художник декоративно-прикладного искусства».
«Впервые в подобном пленэре я принял участие 13 лет назад в Витебске. Скульптуру нужно было вырезать из дерева за четыре дня. Выбрал я Мадонну с младенцем, которая до сих пор украшает одну из улиц этого города», — с тех пор Сергей Александрович практически каждое лето, а то и по несколько раз за сезон, участвует в фестивалях.
Несмотря на образование, к академической свою работу мастер не относит. Ведь тогда подход к созданию скульптуры должен быть в разы серьёзнее:
«Только на этапе подготовки профессиональные скульпторы создают несколько эскизов будущей работы, чтобы «найти» нужную композицию и форму. То есть сначала лепят разные варианты скульптуры в миниатюре. Мы же на таких вот пленэрах ловим вдохновение в моменте, на долгие поиски времени нет. Смотрим на бревно и сразу пытаемся увидеть в нём будущую скульптуру».
У всех резчиков по дереву с годами появляется свой стиль, различить который можно в пластике скульптуры. Обычным зрителям, скорее всего, сделать это не удастся. А вот тем, у кого глаз намётан, кто хорошо знаком с работой белорусских мастеров, авторов скульптур отличить несложно.


Автор: Елена Чернобаева. Фото: автора и Марии Амелиной
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








