В парке Гомеля появились деревянные скульптуры. Кто их авторы?

Всю прошлую неделю на стадионе «Луч» слышались стук топоров и жужжание электропил. 13 опытных рез­чиков по дереву из разных уголков Беларуси приехали на первый в истории Гомеля фестиваль деревянных скуль­птур, чтобы создать магию сказки из обычного дерева. В их умелых руках двухметро­вые дубовые брёвна превра­тились в известных всем с детства сказочных героев. В каждого авторы вложили глубину и характер, своё видение персонажа. Деревянные скульптуры уже украсили парк Фестиваль­ный и останутся в Гомеле навсегда.

Для чего нужна клюкарза?

Первый этап работы у резчиков по дереву — черновой. Сначала нужно то­пором обтесать бревно — удалить с не­го всю кору. Дальше в ход идёт электро­пила, которой обозначаются основные контуры будущей скульптуры. Кро­потливая работа предстоит на третьем этапе, когда с помощью стамесок раз­ных форм и размеров мастера доводят скульптуру до совершенства. Некото­рые участники фестиваля с первыми двумя задачами быстро справились и уже на второй день пленэра присту­пили к самой любимой — «ювелир­ной» — работе.

Заглянуть в чемоданчик профессио­нального резчика интересно. Каждый инструмент в нём имеет своё название и предназначение. С помощью клюкар­зы в дереве можно вырезать круглые углубления. Тесло по форме напомина­ет кирку. Этот древнейший инструмент плотников, которым выдалбливали лод­ки и корыта, активно используют сей­час и резчики по дереву. Струг позаим­ствован из бондарного ремесла и пред­ставляет собой нож с рукоятями на концах.

«Я всегда вожу с собой как минимум 30 резцов. Большинство коллег называ­ют главные инструменты резчика ста­месками, но мне больше нравится пер­вый вариант. Тоньше, что ли, звучит. В обычном хозяйственном магазине та­кие резцы не купишь, ведь они долж­ны быть в прямом смысле заточены под руку того, кто ими пользуется. Я свои мастерю сам, тут в ход идут старые со­ветские инструменты, где очень хоро­шая сталь, или доверяю работу опыт­ным кузнецам», — делится тонкостя­ми профессии мастер по художествен­ной обработке дерева Григорий Све­домский, приехавший на фестиваль из Мстиславля.

Деревянные скульптуры Григория Григорьевича украшают и его родной Мстиславль, и другие города Белару­си. В Бобруйске, например, в 2021 го­ду были установлены три четырёхме­тровых медведя, которых мастер выре­зал во время аналогичного фестиваля.

На память Гомелю Григорий Све­домский оставил деревянного Кощея с вороном:

«Сначала была мысль вырезать орла, но это всё-таки не наша, не белорусская птица. А вот ворон издревле был пер­сонажем многих местных мифов и ле­генд. Ворон подходит Кощею как ком­паньон, ведь он хоть и не бессмертен, но живёт очень долго. По верованиям, связан с загробной жизнью и тёмными силами. Это очень умная птица».

От икон к большим формам

Предназначение нашло мастера в не­простые 90-е в Смоленске, куда Григо­рий Сведомский повёз на продажу то­вары из Беларуси:

«Увидел на рынке небольшие икон­ки из дерева местного резчика. Как сей­час помню, стоили они не так уж и дё­шево — по 100 долларов, а расхватали их моментально. Я подумал, почему бы мне не попробовать сделать такую».

По возвращении домой мысль не от­пускала, и Григорий Григорьевич взял­ся за инструмент. Его первая икона с изображением Иисуса Христа до сих пор бережно хранится в доме у мате­ри. Выполнена она, по словам автора, в наивной ещё, деревенской манере.

Скульптурной резьбой мастер занял­ся в 2000-х, почти на пятнадцать лет уехав в Санкт-Петербург, где создавал самые разные ландшафтные компо­зиции из дерева. В 2015-м вернулся в Мстиславль и с тех пор регулярно уча­ствует в пленэрах для резчиков.

По мнению Григория Сведомского, в деревянной скульптуре важно, как и на картине, — выстроить композицию. Но это технический момент, которому можно научиться. А вот вдохнуть в про­изведение душу — для этого нужен та­лант. Иначе из полена получится обыч­ный деревянный чурбан.

Всё начиналось с ложек

Народный мастер Виктор Россолов — из местных. На фестивале в Гомеле он воплотил в дереве героя многих бе­лорусских сказок — Пастушка.

Все нюансы и секреты, которым сам научился за десятилетия работы с де­ревом, Виктор Алексеевич охотно передаёт начинающим резчикам. Четверть ве­ка преподавал своё ремесло в коллед­же народных художественных промыс­лов. За это время выпустил много та­лантливых резчиков. Многих из них се­годня можно встретить на городских ре­месленных ярмарках с изделиями соб­ственного производства.

Начинал путь в профессию Виктор Алексеевич, как и многие резчики, без специального образования. В шко­ле увлекался тяжёлой атлетикой, потом ушёл в армию, а когда вернулся, нуж­но было на что-то жить. И тренер при­строил его на завод химического мела художником-оформителем. Поначалу работы хватало — Виктор Россолов еле успевал рисовать плакаты и транспа­ранты. Но постепенно всё сошло на нет.

«В 90-е с зарплатами на заводе ста­ло туго, а потом и сам завод стал поти­хоньку приходить в упадок. Как-то я обратил внимание, что во дворе соседнего фанерно-спичечного комбината скапливается много бесхо­зных древесных отходов. Решил, зачем добру пропадать, набрал обрезок и на­чал делать ложки», — вспоминает Виктор Россолов.

Первую свою ложку мастер делал шесть часов. Выстругал её ножом и обычной стамеской, что попалась под руку. Но процесс захватил, и он решил по­вторить. Постепенно довёл работу до совершенства, причём безо всяких книг и подсказок.

Сейчас у Виктора Алексеевича на одну ложку с резной ручкой уходит 11 минут, а изделия его авторства есть на кухне у хозяек по всему земному шару. Сделать из дерева опытный ма­стер может практически всё — от сто­лового прибора до мебели.

На свой первый пленэр резчиков по дереву мастер попал более десяти лет назад. Проходил он в Минске, с тех пор Виктор Россолов неизменный участ­ник таких форумов каждый год. Объ­ездил половину районов Минской об­ласти, три раза вырезал скульптуры из дерева в Лясковичах на фестивале «Зов Полесья».

В Гомеле мастер сначала хотел вос­создать в дереве своего любимого ге­роя — Кота Котофеевича:

«По моей задумке, кот должен был сидеть, а внизу пробегать мышка. Но дерево диктует свои правила, и такая композиция не вписалась в бревно. По­этому я выбрал другой вариант — Па­стушка, который тоже часто встречает­ся в белорусских народных сказках, где обычно играет на дудочке».

Добро всегда побеждает зло

Ставропольскую народную сказку «Рысенька» положил в основу компо­зиции резчик по дереву из Барановичей Сергей Козел.

На его деревянной скульптуре Рысь, в которую мачеха превратила нелюби­мую падчерицу, держит в объятиях му­жа и сына. В сказке, как и полагается, добро побеждает зло. И Рысь снова пре­вращается в девушку Танюшу.

У Сергея Козела — профессиональ­ное образование. Сначала отучился на резчика-краснодеревщика в колледже, затем окончил Витебский государствен­ный университет по специальности «художник декоративно-прикладного искусства».

«Впервые в подобном пленэре я при­нял участие 13 лет назад в Витебске. Скульптуру нужно было вырезать из де­рева за четыре дня. Выбрал я Мадонну с младенцем, которая до сих пор укра­шает одну из улиц этого города», — с тех пор Сергей Александрович практи­чески каждое лето, а то и по несколько раз за сезон, участвует в фестивалях.

Несмотря на образование, к академи­ческой свою работу мастер не относит. Ведь тогда подход к созданию скуль­птуры должен быть в разы серьёзнее:

«Только на этапе подготовки профес­сиональные скульпторы создают не­сколько эскизов будущей работы, чтобы «найти» нужную композицию и форму. То есть сначала лепят разные варианты скульптуры в миниатюре. Мы же на та­ких вот пленэрах ловим вдохновение в моменте, на долгие поиски времени нет. Смотрим на бревно и сразу пытаемся увидеть в нём будущую скульптуру».

У всех резчиков по дереву с годами появляется свой стиль, различить ко­торый можно в пластике скульптуры. Обычным зрителям, скорее всего, сде­лать это не удастся. А вот тем, у кого глаз намётан, кто хорошо знаком с ра­ботой белорусских мастеров, авторов скульптур отличить несложно.

 

Автор: Елена Чернобаева. Фото: автора и Марии Амелиной

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...