Одного из лучших учителей региона чуть не съели волки

В 2013 году в Беларуси для учите­лей средних школ была введена кате­гория «учитель-методист». Среди пер­вых 30 педагогов страны, выдержав­ших сложнейший квалификационный экзамен и получивших право вести ме­тодическую работу на различных уров­нях, вплоть до обучения коллег, был учитель биологии из гомельской шко­лы №43 Сергей Дубков. До сих пор он остаётся единственным в Гомельской области учителем биологии, химии и географии, носящим это высокое зва­ние. Между тем в одной из первых его учительских характеристик было ука­зано: «Занимаемой должности не со­ответствует».

Кто влюбил в биологию

— Да, было и такое, — сегодня об этом Сергей Григорьевич рассказывает с лёгкой долей иронии.

— Я ведь школь­ным учителем становиться не собирал­ся, даже будучи студентом биологиче­ского факультета Гомельского госуни­верситета. Ибо изначально моей спе­циальностью было охотоведческое хо­зяйство и охрана природы. Поступал на биофак вполне осознанно, во мно­гом благодаря учительнице биологии из родной 20-й школы Елене Васильев­не Михневич. Ах, как она вела уроки, как умела заинтересовать своим пред­метом даже самых безалаберных учени­ков! Сейчас я понимаю — это был выс­ший педагогический пилотаж. После её занятий не влюбиться в биологию было невозможно. Вот и я не устоял.

Азы педагогики

— Когда в 1981 году пришло время распределения (тогда для всех обяза­тельное!), вдруг выяснилось, что прак­тически весь наш курс направляют в образовательные учреждения. Ужас! Хороши учителя, имеющие за плечами всего по 25 часов методики препода­вания за пять лет обучения. Но что-то менять было поздно, пришлось ехать учительствовать в грабовскую сред­нюю школу.

Сказать, что было трудно, значит не сказать ничего. И дело даже не в отсут­ствии опыта в педагогике. Это как раз дело наживное. Донимали различные проверки, которые, казалось, перете­кали одна в другую. В течение первого месяца работы мои уроки представите­ли различных инстанций посетили 14 (!) раз. Что, разумеется, не столько по­могало, сколько мешало. Вот тогда-то и был вынесен вердикт о моей проф­непригодности.

Но два года отрабатывать надо было, а поскольку я со школьной скамьи при­вык всё делать хорошо, а лучше отлич­но, то пришлось заняться самообуче­нием. Понятно, без посторонней помо­щи трудно, но у меня бы­ли надёжные советчики и наставники. Это упомянутая уже Елена Васильевна и учитель истории из нашей 20-й шко­лы Мария Никитична Никитенко. Они часами терпеливо учили меня общению с детьми, воспитывали любовь к своему предмету, показывали, как можно соче­тать требовательность с доверительным отношением к ученикам. Во многом именно под их благотворным влиянием у меня начали формироваться принци­пы, которые впоследствии трансформи­ровались в учительское кредо: обучать нужно с улыбкой, воспитывать в друж­бе, упрекать с любовью и всегда пом­нить, что бесталанных детей нет — есть недобросовестные учителя.

Но до этого ещё было далеко. И всё же к концу второго года отработки я почувствовал, что у меня что-то начи­нает получаться. Правда, начальство по-прежнему было мной недовольно, зато дети на уроках стали демонстри­ровать искреннюю заинтересованность. Казалось, ещё чуть-чуть — и я схва­чу птицу профессиональной удачи за хвост, как пришла повестка из военко­мата. Служба в армии — обязанность почётная, от неё, как и от распределе­ния, в те годы отвертеться было невоз­можно. Да я и не пытался.

«Ужин» для волков

— Честно говоря, на службу я ухо­дил с мыслями, что на работу в школу больше никогда не вернусь. Эх, верно говорят: никогда не говори «никогда». Исполнять воинский долг мне при­шлось в инженерных войсках, но прак­тически по специальности — в подраз­делении, прикомандированном к Друц­кому военному лесхозу. Там мы и мине­рализованные полосы оборудовали, и канавы рыли, и лес валили, и ещё мно­го чем занимались. Взгляд на жизнь лесхоза изнутри во многом не совпадал с тем, о чём нам твердили на лекциях в университете. Хочешь не хочешь, а за­думаешься: а стоит ли связывать свою жизнь с такой суматохой и неразбери­хой? А тут ещё письма от моих грабов­ских учеников приходить стали. Писа­ли, что скучают по моим урокам, при­сылали фотографии из походов, ходить в которые я их за два года приучил. Да и я по ним заскучал.

Окончательное решение принял бла­годаря одному забавному случаю, кото­рый произошёл за несколько месяцев до моего увольнения в запас. Как-то отпра­вили меня отцы-командиры в лес за гри­бами, их в тех местах косой косить мож­но. Два мешка насобирал, уже возвра­щаться собирался, да заблукал малень­ко. А тут и ночь подоспела, где уж до­рогу искать. Устроился на ночёвку под огромной сосной, только задремал, как слышу — вой неподалёку. Открыл гла­за, а из ближайших кустов несколько пар глаз поблёскивают. Волки! С пере­пуга я мешки на сосну забросил и сле­дом сам влез. Волки внизу круги нареза­ют, а я к стволу жмусь и сам себе клят­ву даю: если всё обойдётся, обязательно вернусь обратно к своим ребятам. Ведь со счастьем учить детей уму-разуму ни­какое другое не сравнится.

Когда рассвело, волки ушли. Я слез с дерева, глянул вверх и даже присвист­нул от удивления. Понял, что на та­кую высоту я в спокойном состоянии ни за что не взберусь. Хуже того, даже мешки с грибами снять не смог, при­шлось потом, когда в часть вернулся, за ними возвращаться. Они и спасли меня от начальственного гнева. Кото­рый, по большому счёту, мне уже был не страшен — своё будущее сам для себя я выбрал.

Признание

Когда бравый «дембель» Дубков пришёл в отдел образования, выясни­лось, что место учителя в грабовской средней школе уже занято молодой вы­пускницей университета.

Ну не выживать же молодого колле­гу, да ещё женщину! Тем более что мне тут же предложили другое место — го­мельскую школу №43. Где я и работаю до сих пор и откуда уходить никуда не собираюсь.

С тех пор минуло 30 лет. За это вре­мя Сергей Григорьевич не только за­кончил аспирантуру, но и снискал сла­ву учителя от Бога. Перечисление его почётных званий впечатляет: лауреат областного этапа и участник финала Республиканского конкурса професси­онального мастерства педагогов «Хру­стальный журавль — 1995», победи­тель областного этапа этого же конкур­са в 1997 году, финалист Международ­ного конкурса школьных учителей в «Артеке» в 1998 году, лауреат стипен­дии Президента Республики Беларусь за 1997 год. За многолетний добросо­вестный труд Сергей Дубков награж­дён Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, По­чётной грамотой Гомельского гори­сполкома, в 1997 году ему было при­своено звание «Отличник образования Республики Беларусь», а в 1998 году его имя было занесено на Доску почёта управления образования Гомельского облисполкома.

Правда, наш герой к подобным зна­кам признания своего профессиональ­ного мастерства относится если не рав­нодушно, то без особой гордости. Для него гораздо важнее другие показате­ли, в числе которых 28 выпускников, в настоящее время работающие врача­ми разных специальностей, 16 — учи­телями, заместителями директоров и директорами школ в различных кон­цах страны. Четверо учеников Сергея Дубкова в определённой степени даже превзошли своего учителя, став кан­дидатами биологических и медицин­ских наук.

Кстати, Сергей Григорьевич и сам вполне мог бы стать и кандидатом, и да­же доктором наук. И в вузе преподавать, что ему неоднократно предлагали, тоже мог, но отказался. Почему? Однозначно ответить на этот вопрос он и сам не мо­жет, старательно избегая высокопарных фраз о любви и преданности ученикам, школе, нелёгкому, но любимому призва­нию школьного учителя.

Быть лучшим

Научной работой Дубков занима­ется очень даже активно. Уже не пер­вый год практически на голом энту­зиазме ведёт научные исследования по теме «Жуки-копрофаги в экосисте­мах белорусского Полесья», публи­куется по этой теме в научных изда­ниях. Он автор более 50 публикаций по проблемам педагогики, состави­тель учебно-методического пособия для интенсивного обучения в детских реабилитационно-оздоровительных центрах «Биология 10-11 класс» и «Сборника задач по общей биологии для 10-11 классов».

Много лет подряд Сергей Дубков ведёт обширную методическую рабо­ту с учителями биологии и химии, чи­тает лекции в Гомельском областном институте развития образования, еже­годно даёт по 10 и более открытых уро­ков для молодых учителей города и об­ласти. Которые не только восхищают­ся его обширным кругозором, глубо­кими предметными знаниями, прин­ципиальностью и независимостью суждений, но и тому, как один чело­век успевает делать так много и так хорошо. На что неизменно получают совет-пожелание: ставьте перед собой целью быть не просто учителем, а луч­шим. Достичь этого помогут усердие, терпимость, постоянное совершен­ствование и самообразование, помно­женные на любовь к своей профессии. Без этого стать настоящим школьным учителем невозможно.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights