Директор предприятия «Спецкоммунтранс» Валерий Ткачёв объяснил, как рассчитывается норматив образования твёрдых коммунальных отходов, почему вывоз мусора включён в перечень основных коммунальных услуг и по какому принципу во дворах выбираются места под контейнерные площадки.
Контейнерная площадка в начале Речицкого проспекта.
Нечистоплотные конкуренты
Предприятие «Спецкоммунтранс» сегодня почти монополист в сфере сбора и утилизации отходов с городской территории. Ему делегированы права на сбор мусора в жилищном фонде.
Строительство контейнерных площадок в микрорайонах и их обслуживание с прошлого года также входит в зону ответственности. Договоры на вывоз мусора заключены и с большинством предприятий и организаций. Правда, на этом рынке есть также частные организации, обещающие «вывоз отходов дёшево». К ним в «Спецкоммунтрансе» относятся настороженно, и дело вовсе не в конкуренции.
— Мы задались целью понять для себя, почему у этих структур получается «дёшево». Ознакомились с методикой работы. Оказалось, что небольшие фирмы загружали отходами от ремонта квартиры свой автомобиль, выезжали за пределы двора, но ехали не на полигон, а к ближайшим площадкам для крупногабаритных отходов нашего предприятия, куда и сгружали мусор, — привёл пример Валерий Ткачёв. — О какой добросовестной конкуренции можно говорить в этом случае? К борьбе с этим явлением подключаем налоговые инспекции, которые фиксируют факты незаконной предпринимательской деятельности. Надеемся, что порядок будет наведён.
Кто убирает возле контейнеров?
Площадки для сбора отходов с прошлого года начали модернизировать. Их в городе более тысячи, поэтому работа ведётся поэтапно.
Ранее весь жилой фонд был обеспечен евроконтейнерами для сбора бытовых отходов с закрывающимися крышками. Всего их закуплено 2,5 тысячи. Они оборудованы колёсами, позволяющими подкатывать ящики к машинам. Следовательно, появилась возможность строить контейнерные площадки закрытого типа с отсеком для крупногабаритных отходов.
На сегодня обустроено 110 площадок такого типа, в планах на текущий год ещё столько же. Проект финансируется из собственных средств предприятия, в том числе из денег, уплаченных жильцами за вывоз мусора. В прошлом году потратили 250 тыс. рублей.
Немалые деньги, к тому же «Спецкоммунтранс» отныне оплачивает ежедневную уборку площадок. На практике это означает, что их по-прежнему убирают работники домоуправлений, но их труд оплачивает предприятие.
На этих же площадках устанавливаются ящики для раздельного сбора вторичных ресурсов. Собираемость пригодного для переработки сырья в них так себе, но сами контейнеры стали манить вандалов определённого круга. Асоциальные люди ради хранящегося в контейнере стеклобоя готовы ворочать бокс из стороны в сторону, ломать, а после кидать просто на дороге. На это внимание руководителя обратила жительница дома №87 на Речицком проспекте София Лащенко.
— Это очень болезненный для предприятия вопрос, — не стал скрывать Валерий Иванович. — Чего только ни предпринимали наши мастера для исключения этого явления. Вешали на контейнеры замки, делали специальные загородки, вваривали внутрь трубу под наклоном, чтобы бой нельзя было достать голой рукой. Но замки срезают, загородки сдают в чермет, а для обхода трубы используют даже самодельные удочки с подсветкой. При этом в милиции на сообщения о повреждении контейнеров не реагируют. Это же не коммерческий киоск.
Обновляется парк мусоровозов для работы с евроконтейнерами. Новые машины высыпают мусор в бункер так, что на землю мелкие отходы уже не просыпаются. В перспективе «Спецкоммунтранс» планирует полностью перейти на машины такого типа, отказавшись от использования мусоровозов с боковой загрузкой мусора.
У Литвы получилось
Крушить ящики будут до тех пор, пока не введут запрет на приём стеклобоя за деньги, но к этой «жертве» никто не готов. Валерий Ткачёв уверен: всё так и останется до тех пор, пока в Беларуси в полную силу не заработает депозитно-залоговая система обращения тары.
Введение этой системы предполагает республиканская стратегия обращения с отходами, разработанная до 2035 года. Суть её в том, что в стоимость продукта будет включаться залоговая стоимость стеклянной или пластиковой бутылки, жестяной банки. После употребления продукта тару можно опустить в специальный автомат и получить обратно её стоимость. Принимать тару будут организации торговли и заготовители вторичного сырья.
В Литве такая система заработала недавно. Но в первый же год её внедрения удалось вернуть обратно 80% проданной залоговой тары. Ценный материал практически перестал попадать в отходы, вывозимые на полигоны.
Опыт Германии не прижился
В некоторых западных странах люди за вторсырьё не платят, оплачивают только вывоз смешанного бытового мусора.
— Этот опыт нам известен. Более того, мы попытались применить его на базе гаражных кооперативов. Эксперимент провалился, и его свернули, — сказал как есть директор «Спецкоммунтранса». — Нашлись кооперативы, в которых за год не образовалось ни одного кубометра обычного мусора. Выгружались только разноцветные контейнеры. Но это не от того, что в гаражах не было простого мусора. Просто люди стали бросать всё подряд в контейнеры для вторсырья, рассчитывая сэкономить таким нехитрым способом. Что ж, давайте тогда применять западный опыт не по отдельным статьям, а в комплексе. В Германии содержимое контейнеров перед их выгрузкой периодически осматривает контролёр, и если обнаруживает бытовой мусор в отделении для стекла, может наложить крупный штраф. У нас такого закона нет, и люди попытались этим воспользоваться.
Пластичное решение
Применение вторичным ресурсам есть. В составе самого «Спецкоммунтранса» действует подразделение, выплавляющее из отходов пластика и плёнки люки, колодцы и ливнеприёмники. Минской областью востребованы кольца для участников коттеджного строительства. Но в целом дела идут не слишком успешно.
— Сбыт этой продукции напрямую связан с объёмом строительства в республике, а объём снизился. К тому же наша продукция не может конкурировать на равных с аналогичной российского или украинского производства. В соседних странах намного дешевле электроэнергия для плавки, а в Украине ещё и рабочая сила, что отражается на себестоимости. Тем не менее линии не стоят, — заверил Валерий Ткачёв. — Пластиковые кольца и крышки люков не воруют, так как их нельзя сдать в лом, что привлекает покупателей, которые с воровством уже сталкивались. Известно, что в новых микрорайонах ещё до сдачи в эксплуатацию новостроек крадут до половины всех уличных изделий из чугуна. Нашей продукции это не грозит.
Немаловажно, что собрать конструкцию из пластиковых изделий могут вручную два человека, что даёт экономию на аренде строительной спецтехники. И да, не всё можно измерить деньгами. То, что практически не разлагающаяся на полигонах плёнка идёт на полезное дело и обретает вторую жизнь — уже большой плюс.
Полимерные кольца и крышки для колодцев, выпускаемые заводом, дешевле аналогичных изделий из бетона и металла, при этом так же надёжны.
Правила новые, застройка старая
Возвращаясь к вопросу переоборудования контейнерных площадок, гомельчане заметили, что некоторые из них поменяли место расположения. И далеко не всегда оно оказалось удачным: жильцам стало неудобно выбрасывать мусор по дороге на автобус или в магазин, приходится делать большой крюк.
— Что поделать, если контейнерная площадка нужна всем, но в то же время не нужна никому, — вздохнул Валерий Ткачёв. — Молодёжь просит отнести её подальше от жилого дома, а пенсионеры с больными ногами — придвинуть поближе. Ни в одном дворе не получается поставить этот объект так, чтобы удовлетворить всех жителей. Мы сейчас не будем говорить о дворе на Давыдовской улице, жильцы которого дозвонились до мэра, проблема характерна для всего города. И поднимают её сами жители.
Приведу вам такой пример. Во дворе хрущёвок в районе площади Восстания баки стояли на своих местах со времени строительства дома и никому не мешали. В силу привычки люди просто перестали замечать их. Но вселился новый жилец и затеял кампанию по переносу. Пришлось разбираться.
В связи с этим хочу донести до гомельчан важную информацию. Согласно санитарным нормам и правилам, контейнерные площадки нельзя располагать на расстоянии ближе 20 метров от окон жилого дома. Так вот, эти правила касаются районов нового строительства, а в условиях сложившейся застройки они не действуют. Допустимо оборудовать контейнерную площадку нового типа на старом месте. Уже одно то, что мы делаем площадку закрытой с трёх сторон, улучшает санитарное состояние дворовой территории.
Основная услуга, поэтому…
В частном секторе такие площадки не строят. Образующийся мусор прямо у домовладений собирает машина, курсирующая по своему маршруту несколько раз в неделю. Одни выносят к ней несколько мешков отходов, другие — маленький пакет, а то и вообще ничего. Платят все одинаково, что вызывает недовольство у тех, кто собирает меньше отходов или вообще не пользуется оставшимся в наследство домом.
— Порядок начисления, расчёта и внесения платы за коммунальные услуги определён постановлением Совета министров №571 от 12 июня 2014 года. Документ делит коммунальные услуги на основные и дополнительные, которые потребитель волен не заказывать и не оплачивать. Вывоз мусора относится к основным услугам, поэтому собственник домовладения обязан заключать с предприятием договор и вовремя вносить плату. Она рассчитывается исходя из норматива образования твёрдых коммунальных отходов на одного зарегистрированного в доме жильца. Если в нём никто не зарегистрирован, счёт выставляется по принципу применения субсидируемого государством тарифа на одного плательщика. Нам говорят, я в доме не живу, у меня не образуется мусор. Многие из этих людей лукавят. Они кладут пакет с мусором в багажник и везут его в ближайший контейнер «Спецкоммунтранса». Известны анекдотичные случаи, когда такие пакеты подбрасывали к отходам соседей.
По словам Валерия Ткачёва, в настоящее время в Гомеле примерно 1,5 тысячи домовладельцев принципиально отказываются заключать договор с предприятием о вывозе мусора. Было более чем вдвое больше. Юристы «Спецкоммунтранса» действовали по закону: направляли в суд иски о понуждении домовладельцев к заключению договоров. До суда доходило очень редко. Людям объясняли, что в случае принятия решения по иску госпошлину в размере трёх базовых величин за рассмотрение материалов будет оплачивать проигравшая сторона. А трёх базовых хватит на оплату вывоза мусора от дома с одним жильцом в течение четырёх лет.
Сколько положено мусорить?
Объяснил директор «Спецкоммунтранса» и появление норматива образования отходов. Усреднённый показатель по заказу городских коммунальников вывел институт «Белжилпроект», представитель которого производил замеры сгружаемых отходов в течение недели в каждую из четырёх пор года. В Гомеле показатель оказался равен 2,03 кубометра на человека в год (для частного сектора). Для каждой административной единицы норматив утверждается свой. Так вот в Гомеле это число ниже, чем в Минске, и даже ниже, чем в Гомельском районе.
Когда-нибудь Гомель позаимствует на Западе идею установки и в частном секторе индивидуальных контейнеров для отходов в каждом дворе. Потребуется по два: один для бытовых отходов, другой для вторичного сырья. Но реализовать эту идею в одночасье не получится. Валерий Ткачёв объяснил почему:
— В Гомеле насчитывается 27 тысяч частных домовладений. То есть нужно закупить 54 тысячи пластиковых контейнеров с колёсами. В Беларуси такие производит Борисовский завод пластмассовых изделий. Отпускают по 100 рублей за штуку. Путём умножения потребности на цену получаем колоссальную сумму, равную не прибыли, а выручке всего предприятия за полгода. Но поэтапно к этой цели мы двигаться будем.
belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram