В Гомеле владельцы лифтов вынесли на обсуждение (не)подъёмные вопросы

Кто и как часто должен проводить техническое обслуживание лифтов в жилфонде? Почему вертикальный «общественный транспорт» выходит из строя в новостройках? Можно ли устранить треск и шум при работе старых подъёмников? Ответы на эти и другие вопросы «Белка» записала на семинаре по вопросам обслуживания лифтов.

СНАЧАЛА ЦИФРЫ

В жилфонде Гомеля 2217 лифтов, каждый шестой уже отработал нормативный 25-летний срок и подлежит замене. Госпрограммой «Комфортное жильё и благоприятная среда» предусмотрено к 2020 году заменить или модернизировать старые подъёмники по всей стране.

Эксплуатацией и ремонтом лифтов в областном центре занимаются несколько компаний. Самая крупная — предприятие с полувековой историей «Гомельлифт». Кроме него на рынке есть организации помельче и необязательно из Гомеля.

СКРИПЯТ НЕ ТОЛЬКО ЛИФТЫ

Договоры на техобслуживание и ремонт лифтов заключаются через тендер, поэтому многие ЖСПК и товарищества собственников при выборе сервисной компании обращают внимание лишь на минимальную цену. Увы, не все интересуются, есть ли у компании своя ремонтная база и обученные специалисты.

Иногда проблемы возникают уже на этапе монтажа оборудования. Например, в доме на улице Денисенко лифт устанавливала фирма из Борисова. Это были первые в Гомеле лифты без машинного отделения, и до строительства монтажники их никогда не видели. При приёмке возникло много замечаний, которые устранялись с огромным скрипом. Сейчас машина ходит, но работает плохо. Лифт находится на особом контроле. Та же фирма работала на Жемчужной улице. В результате допущенных при монтаже ошибок уже через год лифт стал практически нерабочим. И чуть меньше времени понадобилось на то, чтобы устранить все замечания.

Госпромнадзор принимает в эксплуатацию все лифты. Взаимодействие этого органа с другими участниками процесса иногда осложняется тем, что подъёмники сдаются едва ли не первыми из основных инженерных систем нового дома. Во вновь же сформированном кооперативе в это время ещё не избран председатель. Соответственно, у оборудования нет хозяина, который за него в ответе. Тем временем пассажирские лифты начинают использовать для подвоза на верхние этажи отделочных материалов, иногда превышая лимиты по весу груза, из-за чего машины выходят из строя.

Пример рачительного отношения к имуществу в новостройке в Шведской Горке — председатель ЖСПК перед заселением заботливо укрыл стенки лифта картоном.

Впрочем, и в присутствии председателя приёмка проходит не всегда гладко. Владимир Макаров уже тридцать лет возглавляет МЖК «Солнечный», но и он с этим столкнулся. При строительстве шестого корпуса Госпромнадзор также выявил ряд недостатков, препятствующих включению лифта, в том числе некомплект мелких элементов, которые потом пришлось докупать отдельно. Это потребовало времени и дополнительных затрат, которые легли на плечи жильцов.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

При штатной работе взаимодействовать уже проще. Начальник управления техобслуживания оборудования в Гомеле ЗАО «Гомельлифт» Евгений Белоус уверяет, что его организация всегда открыта для клиента, будь то районный КЖРЭУП или товарищество собственников. Все одинаково заинтересованы в безотказной работе лифтов. Для недопущения долгого простоя оборудования, для его своевременного, быстрого и качественного обслуживания принимаются в том числе организационные меры.

lift1
lift4
80% всех установленных в Беларуси лифтов производства «Могилёвлифтмаш».

Так, в центральной диспетчерской «Гомельлифта» создана электронная книга заявок. Уже к лету каждый клиент получит личный кабинет на сайте предприятия. Там будет информация об отказах оборудования, принятых по этому поводу мерах и сроках устранения поломки. Отдельный раздел будет посвящён регламентным работам. Личный кабинет будет доступен и со смартфона в операционной системе Android.

ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ

Регламентные работы по техническому обслуживанию — ещё один часто задаваемый вопрос. Не все председатели кооперативов разбираются в том, что эти работы должны в себя включать, как часто выполняться.

Владимир Макаров однажды заинтересовался, как должна обслуживаться электронная плата. Насколько он понял из документации, плату должны снимать, помещать на специальный испытательный стенд и тестировать на выполнение всех алгоритмов работы лифта. Потратил несколько месяцев на то, чтобы «поймать» механика и убедиться, что эти действия выполняются. Поймал, убедился. После первого же ТО удивительным образом устранился дефект, влияющий на работу оборудования в целом.

Ну а там, где председателю всё равно, может и механик спустя рукава исполнять свои обязанности. Например, во время трёх ТО подряд не замечать подтекания масла в кабину, из-за чего у пассажиров портится одежда. На самом же «Гомельлифте» всех 70 механиков проверить одновременно не могут. Хотя и стараются ситуацию переломить. Сегодня благодаря системе gps уже можно хотя бы посчитать время, которое специалист провёл в том или ином доме.

Тот же Владимир Макаров заметил, что часто остановки лифта происходят из-за «моргания» света при переключениях энергосистемы на другой режим работы. Это случается, как правило, ночью, монтёра приходится долго ждать.

Представитель «Гомельлифта» попросил отнестись к этому с пониманием. Он признал, что остановки случаются из-за чувствительности применяемых частотных преобразователей. Сегодня у всех механиков есть служебные автомобили. Но каким бы спортсменом ни был человек, если ему придётся подниматься в машинное отделение десять раз подряд по лестнице, то и он выдохнется.

ЗАСТРЕВАТЬ СТАЛИ РЕЖЕ

За последние годы удалось значительно снизить число застреваний в лифтах людей. За это пассажиры должны поблагодарить конструкторов «Могилёвлифтмаша». В большинстве случаев современные устройства этого производителя при отключении энергии способны добраться до ближайшего этажа и разблокировать двери. Человек покидает кабину самостоятельно.

Если же этого не происходит, приходится ждать приезда ремонтника. Норматив на освобождение застрявшего пассажира из лифта — 40 минут. За это время в теории ничего страшного произойти не должно. Предусмотрена система аварийного освещения кабины, чтобы человек не запаниковал в темноте. Правда, она питается от специального аккумулятора, который хотя бы раз в три года требует замены. Если этого не делать, то функция окажется бесполезной. А вот связь с диспетчером должна работать без всяких условий, иначе лифт не будет допущен к эксплуатации.

Жители домов, переживших модернизацию лифтов, заметили, что в них под потолком появились камеры наружного видеонаблюдения. Они установлены заводом-изготовителем, но, увы, ни к чему не подключены: не ведут сбор информации и не хранят её.

lift2
lift3

Оказывается, для подключения и использования системы видеонаблюдения, даже такой маленькой, нужно соблюсти ряд формальностей. Прежде всего, обратиться в организацию, имеющую лицензию на монтаж и обслуживание этих систем видеонаблюдения. У «Гомельлифта» лицензия есть, скоро на сайте предприятия появятся расценки. Но специалисты предупреждают, что радоваться рано. Цена вопроса — от 4 тыс. рублей.

НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ ПОТРЕБИТЕЛИ

Председатели кооперативов жалуются на досрочный выход из строя основных узлов лифтового оборудования. Например, тяговых канатов. Несколько причин этого с технической точки зрения в «Гомельлифте» назвали сразу. На развитие ситуации, опять же, может влиять своевременное обслуживание. Но отметили и ухудшение качества самих запчастей, причём оно стало хуже у нескольких производителей сразу.

Потребители же часто жалуются на рывки, шум от машинного отделения и при передвижении самой кабины между этажами. В каждом случае причину нужно устанавливать индивидуально и работать над её устранением. Как отметил Евгений Белоус, если лифт шумит, трещит, мешает отдыхать в квартирах, то такой лифт не нужен. Как заверяет специалист, над каждой такой жалобой работают. И, если человек не выдумал проблему на пустом месте, принимают меры вплоть до звукоизоляции стен квартир, примыкающих к шахте. Деньги за это не берут.

Жители многоэтажек, построенных в конце 70-х-80-х годах, и сегодня каждый день пользуются советскими лифтами грузоподъемностью 320 кг, которые «в строю» только потому, что их вовремя ремонтируют.

ЕСТЬ ВОПРОС

Инженер домоуправления, обслуживающего Шведскую Горку, задала вопрос о работе подъёмников для инвалидов. Их стали довольно часто устанавливать в новых домах, но никто не принимает их на обслуживание, а они в нём нуждаются не меньше, чем лифты.

Это действительно проблема, признал Евгений Белоус. Этих устройств в Гомеле уже много, в одной только детской больнице на улице Жарковского 15 штук. Но, по его мнению, они не всегда выполнены безопасно для пользователей и даже для окружающих. Вопрос же их обслуживания ещё прорабатывается, скорее всего, его доверят «Гомельлифту».

Вопрос, кому обслуживать подъёмники для инвалидов, пока не решён.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Табличка с правилами пользования лифта есть в каждой кабине, один из пунктов гласит: «При перевозке ребёнка в коляске: возьмите его на руки, войдите в кабину, а потом ввезите коляску. При выходе сначала вывезите коляску, а затем выходите сами с ребёнком на руках».

Все читали, но мало кто так делает. Меж тем, это правило написано кровью: в марте 2016 года в Одессе в шахте лифта погиб малыш. Когда его мать завезла коляску внутрь кабины, лифт начал сам двигаться вверх. Испугавшись, женщина потянула коляску на себя, и ребёнок упал в шахту…

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights