Молодые архитекторы спроектировали велосеть для Советского района Гомеля

Выпускницы БелГУТа Да­рья Шуляк и Алена Андрейко­ва предпочита­ют передвигаться по городу исключитель­но на велосипедах. Только вот Гомель для этих целей, уверя­ют девушки, абсолютно не при­способлен. Студентки попытались изменить ситу­ацию, используя полученные в университете знания.

По словам начинающих архитекторов, в Гомеле нет ни одной ве­лодорожки, соответствующей установленным стандартам. Велосипедистам приходится делить жизненное простран­ство с пешеходами, а это вызывает недовольство у обеих сторон.
– Мы в этом году окончили вуз. Темой нашего дипломного проекта была ин­фраструктура для занятий экстремальными видами спорта. Когда же узнали о районном конкурсе на лучший проект сети велодорожек, добавили в диплом новую главу и подали заяв­ку на участие в творческом со­стязании, – объясняет Дарья.
— Вопрос актуальности темы даже не стоял, — продол­жает ее соавтор Алена. — Мы видим множество людей, пе­редвигающихся на велосипе­дах по тротуарам, лавирующих между пешеходами. И боль­шинство из них заняты отнюдь не праздным катанием – используют велосипед как пол­ноценное транспортное сред­ство для попадания из точки А в точку Б по своим делам. Дав­но назрела необходимость соз­дать для этого условия. Ведь посмотрите, сейчас уже поч­ти у каждого магазина, отде­ления банка и других социаль­ных объектов установлены велопарковки, и они никогда не пустуют.

Девушки прежде всего де­тально изучили местность, по которой можно проложить велосипедные трассы. И поняли, что особых трудностей не бу­дет — Советский район с его широкими проспектами и по­лосами отвода идеально подхо­дит для намеченной цели.
За основу велосети взяли уже существующие автомо­бильные магистрали. Решили, что дорожки можно построить вдоль проспектов Речицкий и Октября, улиц Хмельницкого и Барыкина. Причём на улице Барыкина предлагаемый мо­лодыми архитекторами марш­рут простирается до завода «Центролит». А на Речицком проспекте велодорожка идёт строго вдоль магистрали без заезда в парк Фестивальный.
— Мы предложили кратчай­ший маршрут для людей, кото­рые едут по делам. Например, в промзону на работу. В пар­ке же можно кататься только для удовольствия. К тому же там довольно густая посадка, без ущерба для деревьев велотрас­су не проложишь. А на существующей Аллее скаме­ек гуляют маленькие дети, ко­торые зачастую ведут себя непредсказуемо и могут запросто угодить под колеса.
В идеале велодорожки долж­ны быть выделенными, с бу­ферной зоной, отделяющей их от тротуаров. Такие студентки предлагают построить вдоль проспектов и в начале ули­цы Барыкина, где достаточно места. А вот на улице Хмель­ницкого, если её не расши­рят к тому времени, придётся по-прежнему ездить по тротуа­рам. В этом случае зону для велосипедистов можно выделить другим типом покрытия и раз­меткой. Все это предусмотре­но проектом.

— При работе мы опреде­лили основные качества, кото­рыми должно обладать покры­тие велодорожки. Это неболь­шое сопротивление трению, но в то же время высокая шероховатость для сцепления в сырую погоду, водоотталкивающие свойства. При всем этом оно не должно быть дорогим, что­бы минимизировать затраты на строительство. Такие материа­лы мы нашли и даже состави­ли список их производителей. Что немаловажно, все они бе­лорусские.
Вдоль сети велодорожек в людных местах девушки пред­ложили разместить не только парковки для велосипедов, но и пункты проката. Причём сами же разработали дизайн этих объектов, что понравилось чле­нам жюри районного конкурса.
А на улице Хмельницко­го напротив стадиона «Локо­мотив» мог бы стоять крытый комплекс для занятий экстре­мальными видами спорта (ска­залась работа над первым эта­пом университетского дипло­ма. — Прим. авт.). Эту идею по достоинству оценили действующие архитекторы. Прав­да, предложили другое место для её реализации — участок на берегу Сожа в микрорайо­не Шведская Горка. Возмож­но, со временем там и будет по­строен оригинальный спортив­ный объект.

Проект крытого комплекса для экстремальных видов спорта

Разработчики проекта пони­мают, что его реализация — не одного дня дело. И надеются, что их работа не пропадёт зря. Ведь инфраструктуру для ве­лосипедистов некоторые чины, как и прежде, считают чем-то второстепенным. В подтверж­дение своих слов Дарья и Але­на приводят серьёзный аргу­мент, когда из проекта рекон­струкции улицы Барыкина ради удешевления работ были вычеркнуты предусмотренные архитекторами велодорожки.
— И все же само внима­ние Администрации Советско­го района к велосипедистам приятно, — говорят девуш­ки. — Насколько нам извест­но, это первая районная адми­нистрация в городе, пожелав­шая иметь концепцию вело­дорожной сети. А глава рай­она Олег Величко пообещал содействие развитию велод­вижения. Надеемся, что его примеру последуют и другие руководители администра­ций. Мы бы с удовольствием распространили этот опыт по всему Гомелю.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

На платформе MonsterInsights