Кот Бегемот раскачивался на люстре, приговаривая «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус!». Те, кто любит читать, наверняка помнят эту сцену из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Но что за примус чинил кот и для чего он предназначался? Немногие смогут ответить. Хотя в 20-30-х годах прошлого века этот необходимый в быту предмет использовали не только москвичи, но и гомельчане. Сейчас у всех дома современные газовые плиты, а один примус, который раньше принадлежал гомельчанину Эдуарду Охтилеву, теперь хранится в Музее истории города Гомеля — уже как музейный экспонат.
— Эдуард Иванович однажды проговорился, что у него есть примус, — рассказывает и.о. директора музея Анастасия Ропот. — Думал, что такой предмет нам без надобности. Но он ошибся.
Благодаря Эдуарду Охтилеву, фонды музея пополнились ещё одним предметом с красивым названием «пресс-бювар». Он напоминает большую печать, но использовался для промакивания чернил на бумаге.
А ещё гомельчанин подарил музею фотографию 20-30-х годов, на которой изображены служащие гомельской железной дороги. Фото качественное, хорошо сохранилось, сделано в одной из самых известных гомельских фотостудий тех лет, о чём свидетельствует оттиск «Левитэ».
— Это только то, что принесли сегодня, буквально перед вашим приходом, вот и разбираем, — объясняет Анастасия Евгеньевна, доставая из коробок примус и пресс-бювар. Но я замечаю ещё одну любопытную вещь — маленькую швейную машинку со знаком качества «Сделано в СССР».
— Это советская детская игрушка 1976-го года производства, — проследила за моим взглядом Анастасия Ропот. — Тем не менее она шьёт по-настоящему, и шьёт хорошо.
Кстати, детские игрушки разных периодов в музее принимают с удовольствием. Ведь они не хуже, чем предметы быта и документы, характеризуют нашу жизнь.
На вопрос, откуда люди достают все эти вещи, Анастасия Евгеньевна ответила не задумываясь:
— С чердаков! Когда переезжают или затевают большую уборку. Если хорошо покопаться, можно всю историю Гомеля в мелочах восстановить. Нам интересно всё, что происходило с человеком и имеет к нему непосредственное отношение. Поэтому просим горожан приносить в музей письма, грамоты, приказы, удостоверения, расписки, документы, связанные с работой на гомельских предприятиях.
В День города в музее откроется выставка гомельского коллекционера Григория Соркина. На ней можно будет увидеть, как оформлялись грамоты за успешное окончание 4-х классов. Вверху два портрета — Ленина и Сталина, и всё это окаймлено красивой рамкой, торжественно оформлено. Тогда казалось, что по-другому просто быть не может.
В музее есть даже обычный кусочек бумаги, на котором местная домохозяйка в 60-е годы расписала стоимость продуктов в Гомеле. На лицевой стороне телефонные номера, а с обратной — пометка: «Такого-то числа было куплено столько-то продуктов по такой-то цене».
Музей истории города Гомеля существует всего пять лет, но за это время здесь уже появились экспонаты, позволяющие лучше понять, как раньше жили и обустраивали свой быт гомельчане. Даже в кабинете научных сотрудников на каждом шагу самые разнообразные предметы. Вот за стеклом в шкафу стоят чашки. Если присмотреться, не из такого уж и далёкого прошлого.
— Это, к сожалению, все чашки, которые есть в музее, — опередила мой вопрос Анастасия Ропот. — Так что, пользуясь случаем, хочу объявить: Музей истории города Гомеля заинтересован в пополнении фондов чашками. Мы их используем для воссоздания интерьерной части. Однажды понадобилась чашка производства Добрушского фарфорового завода «белый горох на красном фоне». Растиражированное, казалось бы, изображение. Но найти не смогли. В итоге пришлось использовать такую же, только синюю.
Музей активно собирает предметный ряд, связанный с историей Гомеля. Не обязательно, чтобы вещь была выпущена именно здесь, главное какой-то период времени ею пользовался гомельчанин. Есть такое понятие, как знаковые предметы. Про которые люди говорят: «Да-да, помню, у нас дома тоже такие были». Вот почему музей принимает все эти вещи в свои фонды.
Вообще, людей характеризуют именно мелочи, убеждена Анастасия Ропот. Есть глобальные процессы, которые охватывают всю страну, а жизнь в разных городах всё равно отличается. Например, для нашего города в начале 20-го века был актуален вопрос благоустройства улиц.
— Казалось бы, центр Гомеля располагается на возвышенности, но она резко переходила в так называемое Горелое болото, — рассказывает Анастасия Евгеньевна. — Причём площадь его была большой — от современного БелГУТа до улицы Хмельницкого. В связи с таким болотистым расположением часть центральных улиц вечно была затоплена. Поэтому в начале 20-го века очень много споров вызывал вопрос, кто кому должен был уступить дорогу на тротуаре.
Если на одном тротуаре встречались, скажем, должник и кредитор, который долго не мог получить свой долг, либо шли парень с девушкой, а навстречу парень, который тоже симпатизировал этой даме, то он старался другого кавалера специально зацепить. И стоило тому зазеваться, как он был уже в грязевой жиже. Ну и обычно ещё старались отомстить обидчику. В итоге оба там оказывались. Вы не поверите, но дело доходило до суда. Претензии формулировались примерно так: «Он должен был уступить мне дорогу, потому что я старше» или «потому что я знатнее».
Впрочем, а что с тех пор изменилось?
Три вопроса на засыпку
Самый необычный предмет в музее?
— Петлеподыматель. Теперь про него девушки, слава богу, понятия не имеют. Если появлялась затяжка на капроновых колготках, то рачительные хозяйки этим приспособлением подымали петли, и колготки снова можно было носить. Пользовались им до конца советского периода. Потому что был дефицит колготок.
Самая старая вещь?
— Челюсть мамонта. Находится в экспозиции, посвящённой древней истории города Гомеля. Это если по древности. А если в общем брать, то самые старые вещи у нас, которыми пользовались гомельчане, датируются 19-м веком.
В прошлом веке в Гомеле торговали импортными товарами?
— Безусловно. Мне очень нравится название одного магазина того времени «Американский шик». Никогда не догадаетесь, что там продавали! Меховые изделия. Почему они презентовались, как американские? Может, действительно привозили из-за рубежа, а может, просто таким образом привлекали покупателей, ведь у нас и своей пушнины было достаточно. Ещё были так называемые колониальные магазины, где торговали товарами из колоний — чаями, пряностями. Потом ассортимент товаров стал шире, но магазины всё равно сохранили своё название. Галантерея приходила из-за границы. Из Англии, Франции, Польши. Часть поставлялась из Петербурга. На любой вкус и кошелёк. Впрочем, те, кто побогаче, могли себе позволить не ходить по магазинам — выписать товары прямо из-за границы, одежду шили у частных портных.
В Гомеле в 1918-м году ходили собственные деньги, которые выпускала Гомельская городская дума. Купюру достоинством 1 рубль, как и ещё много всего интересного, можно будет увидеть на новой выставке в Музее истории города Гомеля, которая откроется в День города.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram