670 км по суше и воде: как охраняют границу с Украиной гомельские пограничники

В службе на границе с Украи­ной своя специфика, и это ни­как не связано с последними событиями у наших соседей. Дело в географических особенностях – го­сударственная граница на южном направлении проходит не только по суше (455 км), но и рекам Сож и Днепр (215 км), захватывает большой кусок зоны отселения и отчуждения. С во­проса о том, как эти особенности от­ражаются на службе военнослужащих Гомельской пограничной группы, на­чался наш разговор с её командиром полковником Алексеем Кузьменко.

– Водный участок границы охраня­ет отдел береговой охраны «Лоев». Это уникальное подразделение, самое крупное в республике. На вооружении отде­ла – современные плавсредства, от ко­торых нарушителям пограничного зако­нодательства не уйти. Килевой итальянский катер «Дозор» способен развивать скорость до 80 км/ч. Ни у кого из рыба­ков Сожа и Днепра таких мощных судов нет. «Дозоры» абсолютно автономны, оснащены современными оборудовани­ем: радиолокационной станцией, нави­гатором, эхолотом. Запас хода – 400 км, пассажировместимость – 10 человек.

Активно используем и суда отече­ственного и российского производства – катера «Патруль», «Гепард». Если к нелегалу нужно подойти тихо и неза­метно, лучше пересесть в моторную лодку «Шквал» или «бесшумную» ка­занку с хондовским мотором. Пару лет назад её изъяли у нарушителей грани­цы. Местные органы власти выкупили трофей и подарили отделу.

– Вы сказали «рыбаки». Они и есть главные нарушители водной границы?

– Обычно, да. Но водная граница имеет свои особенности. Она хоть и пролегает по водной глади, но пересечённой считается только в случае выхода на противоположный берег. Пока человек находится на воде, оснований задержать его нет. При условии, конечно, что у него оформлен пропуск на право находиться в пограничной зоне.

В последнее время рыбаки дисциплинированы. Своевременно оформляют разрешительные документы и рыбачат себе в удовольствие, не вступая в конфликт с законом. В подтверждение приведу лишь одну цифру: с на­чала года наша погрангруппа уже выдала более 14 тысяч пропусков.

С начала года выдано более 14 тыс. пропу­сков в погранзону

– Менялась ли за последние го­ды государственная граница в связи с тем, что реки мелеют?

– Между Беларусью и Украиной государственная граница проходит по главному фарватеру Днепра и Сожа. Изменений их основных русел не происхо­дило, поэтому с такой проблемой мы не сталкивались. Наши реки по-прежнему судоходны, баржи обоих государств пе­ревозят грузы по главному фарватеру, не нарушая границы.

– Как охраняется граница в зоне радиоактивного загрязнения? Какие нарушения характерны для этих тер­риторий?

– Сто пятнадцать километров госу­дарственной границы проходит по зоне отселения и отчуждения Припятского заповедника, включая территории На­ровлянского, Хойникского и Брагинско­го районов. Основные усилия в охране сосредоточены на внешних границах зоны, чтобы не подвергать личный со­став радиоактивному облучению. В случае поступления сигнала тревоги высы­лаем наряды, которые оперативно за­держивают нарушителей.

Активно со­трудничаем с местными отделами ми­лиции. Из числа работников Заповедни­ка создана добровольная дружина: бо­лее 80 человек несут службу непосред­ственно в зоне.

Чаще всего в зону отправляются лю­бители острых ощущений – так назы­ваемые сталкеры, страйкболисты. Уж больно привлекает их украинский го­род Припять.

Ещё одна особенность охраны данно­го направления – это транзитный про­езд граждан Украины, работающих на Чернобыльской АЭС. Они проживают в Славутиче, а на работу ездят в Чер­нобыль и Припять. Пересекают грани­цу по спецпропускам в пунктах «Кома­рин» и «Новая Йолча».

– Каким образом украинские события отразились на нагрузке гомельских пограничников?

– Пассажиропоток в пунктах про­пуска существенно снизился: по ли­цам, пересекающим границу, вдвое, по транспортным средствам – на 40%. Возьмём, к примеру, пункт пропуска «Новая Гута». Так, в прошлые годы ле­том за сутки границу пересекало около 14 тыс. человек, сейчас в среднем — 4,5 тысячи. В целом же об­становка в пунктах пропуска спокойная. Нагрузка на личный состав не превышает допустимую. Ситуацию обернули в своих интересах – повышаем качество контролёрского состава.

– Ежедневно устраиваете экзаме­ны на профпригодность?

– Не каждый день, но чаще обычно­го. И пусть вас это не удивляет. Взять, к примеру, международный пункт про­пуска «Терюха». Он расположен меж­ду крупными транзитными транспорт­ными узлами, здесь проходят поезда на Вильнюс, Калининград, Ригу, Киев, Минск. Соответственно, едет много иностранцев, и каждый из них с доку­ментами своего государства. Ежегод­но границу пересекают граждане 80 стран мира. Чтобы выучить наизусть особенности паспортов такого количе­ства государств, нужно обладать памя­тью Калиостро. Но с задачей наши кон­тролёры справляются. С начала теку­щего года в пересечении границы от­казали 8 иностранцам с «липовыми» паспортами.

– Паспорта каких государств обычно подделывают и как на этом фоне выглядит главный документ бе­лорусов?

– Белорусский паспорт подделать практически невозможно. Он имеет бо­лее 50 степеней защиты, рассмотреть которые можно только на специальном оборудовании. Чаще всего с поддельны­ми паспортами задерживаем жителей Украины, Молдовы и России. Самый распространенный вид поделки – пе­реклеивание фотокарточки, исправле­ние срока действия паспорта. Есть и та­кие, кто надеется «проскочить» по чу­жому документу.

– Как ловите нелегалов, которые пытаются пересечь границу вне пун­ктов пропуска?

– На «зелёной границе» их ожида­ют всевозможные датчики дистанцион­ного контроля, приборы ночного виде­ния, тепловизоры и, конечно же, слу­жебные собаки. Спецсредства маски­руются на местности, закапываются в землю, а при приближении к ним чело­века подают сигнал пограничному на­ряду. Те, кто думает, что обойти пункт пропуска через лес легко, глубоко за­блуждаются. Такие попытки всегда за­канчиваются задержанием.

Всего с начала года за нарушение по­граничного законо­дательства задер­жали 62 человека. В числе нарушителей оказались и грибни­ки, 19 из которых жители Украины и четверо белорусов. Чаще всего, отправ­ляясь за дикороса­ми, люди теряют ориентир на мест­ности. Но админи­стративный прото­кол пограничники обязаны составить. После выяснения обстоятельств ино­странных граждан передают украин­ским коллегам.

Пункт пропуска «Новая Гута». По сравнению с прошлым годом пассажиропоток упал вдвое.

Наравне с мужчинами службу в погранотряде несут женщины. Наравне с мужчинами службу в погранотряде несут женщины.

13 ноября 2013 года на участке Гомельской погрангруп­пы в пункте про­пуска «Веселов­ка» был установ­лен первый по­граничный знак. С этого момента началась физиче­ская демаркация между Украиной и Беларусью. Процесс трудо­емкий и очень затратный: стои­мость демарка­ции 1 км государ­ственной границы равна 1 млн долларов.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Вячеслав Коломиец, Дмитрий Уклейко
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights