Женский монастырь в Гомеле: сёстры чтут Манефу, пекут хлеб, пасут коров и выращивают овощи

История Свято-Тихвинского женского монастыря Гомельской епархии началась в 1990 году и тесно связана с именем преподобной Манефы (в миру Мария Скопичева) — известной схимонахини. 

Матушка Вера.

Родилась преподоб­ная Манефа в 1918 го­ду в деревне Севруки Гомельского района, при­няла постриг в Чёнков­ском женском монасты­ре и, по свидетельству со­временников, всю жизнь помогала людям, своей святостью привлекала к себе страждущих.

Почила схимонахиня в феврале 1984 года. Но ве­рующие люди продолжа­ли приходить на её моги­лу, просить помощи об ис­целении и духовной кре­пости. В 2006 году нетленные мощи схимонахини Ма­нефы были перемещены в Свято-Петропавловский собор Гомеля.

Вот как о преподоб­ной Манефе пишет православный журналист Алек­сандр Медельцов:

— Манефа видела, кто и с какими помыслами идёт к ней. С людьми говорила просто, ров­но, никогда не повышая голоса. Могла не­знакомым ей прежде людям рассказать о прошлом, предсказать бу­дущее, дать безошибочно полезный совет. По мо­литвам матушки Манефы совершались также и ис­целения. Старица была искренней бессребренни­цей, но, имея благословение схиигумена Макария, с благодарностью принимала то, что ей настойчи­во давали во славу Божию, и кормила совсем неи­мущих и приходивших издалека. Преподобную по­сещали все, имеющие духовные и телесные нуж­ды — и священники, и миряне. Приходили даже со­всем неверующие люди и, познавая силу молитв преподобной, искренне обращались к Богу.

Благословил Владыка

При жизни у матушки Манефы были духовные ученицы — прихожан­ки Свято-Никольского храма. Они-то в 1990 го­ду и обратились к архие­пископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху с просьбой открыть в на­шем городе женскую мо­нашескую общину. Вла­дыка дал благосло­вение. Разместилась об­щина на первом этаже здания Гомельского епар­хиального управления на улице Баумана, 16.

— Я хорошо помню то время. В 90-е годы в Гомеле начала возрож­даться духовная жизнь, — вспоминает на­стоятельница Свято­-Тихвинского женского монастыря матушка Вера. — Со временем Епархиальное управле­ние расширилось, жен­скую общину ре­шили переселить в другое место. Для мо­настыря местные власти выделили здание бывше­го детского сада на улице Котовского.

Молитесь и трудитесь

Сегодня в женской обители живут 27 сестёр, самой старшей 90 лет.

— Люди не всегда пра­вильно представляют наш образ жизни. Кто-то считает, что в монастырь уходят от несчастной любви, желания избежать повседневных забот или необходимости работать. Это самые распростра­нённые заблуждения, — говорит игуменья Вера. — Каждый день мо­нахини проводят в мо­литвах и трудах. Распо­рядок дня у них очень строгий.

Подъём в 5:30. Затем утренняя молитва, после неё — полуторачасовая литургия. Потом завтрак и работа. Все сестры за­нимаются различными послушаниями: одни шьют одежду, другие го­товят пищу, ухаживают за престарелыми насель­ницами, ведут подсобное хозяйство в деревне Бобовичи. Там есть и куры, и коровы. Овощи и фрукты сёстры тоже выращивают сами.

Трудятся монахини до обеда, потом снова мо­литва и труд. Заканчива­ется день вечерним бо­гослужением, ужином и молитвой. «Отбой» в обители в 23 часа, но есть ещё и ночные мо­литвы, которые сёстры читают по очереди.

— В монастыре случай­ных людей нет. Путь в монашество долгий и трудный, — убеждена матушка Вера. — Нель­зя просто так прийти в обитель и принять по­стриг. На это уходят годы…

Свой первый шаг к монаше­ству верующие, как пра­вило, делают в храме. В приходе воцерквляются, укрепляются в вере и же­лании посвятить жизнь служению Богу. Только после этого от активной церковной жизни начи­нается постепенный пе­реход к жизни монастыр­ской.

Будущие монахини сначала становятся на­сельницами. Им назна­чают послушания. Сле­дующий этап — 3-5 лет служения в качестве по­слушниц, после чего можно подавать прошение на иночество. Оно, как правило, длит­ся пару лет. И лишь за­тем становится возмо­жен постриг в монаше­ство — самый ответ­ственный шаг. По сло­вам настоятельницы, не у всех получается пройти столь долгую духовную дорогу:

— Личные проблемы, желание уйти от мира — слишком ненадёжная причина для того, чтобы на всю жизнь остаться в монастыре. Такие люди монахами не становятся, возвращаются к обыч­ной жизни.

Сама матушка роди­лась в семье верующих. С детства привыкла читать псал­тырь, молиться, соблю­дать посты. В её родной деревне церкви не было, но желание посвя­тить свою жизнь служению Богу с годами только крепло.

Когда повзрослела, в стране началась пе­рестройка. Времена во­инствующего атеизма уходили в прошлое. По­явилась возмож­ность посещать храмы, совершать паломниче­ства по святым местам. Вера с головой окунулась в церковную жизнь, и в 1989 году приняла по­стриг в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, что в Винницкой об­ласти Украины. Спустя год монахиня приехала в Гомель.

Не осуждайте!

В монастыре всё со­вершается с молитвой. Даже хлеб пекут с ней на устах. Воз­можно, именно поэтому он имеет какой-то осо­бый, только ему прису­щий вкус. Молитва — главное оружие воинов Христо­вых, убеждена матушка Вера.

Мо­нах всегда должен про­являть любовь к ближне­му и ни в коем случае не осуждать тех, кто нахо­дится рядом. — При лю­бых обстоятельствах нуж­но найти повод оправдать человека, тог­да и в твоей душе сохра­нится мир, — замечает вслух игуменья. — У тех же, кто осуждает, душа омрачает­ся, ими начинают овладе­вать лукавые духи, и ду­ша больше не видит све­та. Вернуться на пра­вильный путь помога­ет исповедь. Совершил плохой поступок, осудил кого-нибудь — покайся! Душе станет легче.

По словам матушки, сегодня к сёстрам мо­настыря окружающие от­носятся гораздо лучше, чем в 90-е. Особенно это заметно в боль­ших городах.

— Об­щество воцерквляется, строится много храмов. Прихожа­не больше узнают о цер­ковной жизни, приобща­ются к ней. Оказывают положи­тельное влияние православ­ные телепередачи, некоторые художественные фильмы. Например, кинолен­та «Остров» Павла Лун­гина, по-моему, очень хо­рошая. Её рекомендую всем, кто интересу­ется монашеской жизнью, — рассуждает настоятельница и тут же с сожалением за­мечает, что в неко­торых деревнях отноше­ние к монашествующим людям, увы, по-прежнему настороженное. Возмож­но, потому что храмов там мало. Но даст Бог, со временем всё из­менится к лучшему.

Автор: Михаил Шевелев. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights