Сегодня Валерий Селицкий — университетский преподаватель, а в недавнем прошлом — председатель областного Совета депутатов. Журналисты любят его за красноречие, коллеги — за честность в отношениях, простые люди — за отзывчивость. Количество добрых дел и полезных инициатив, которые Валерию Степановичу удалось осуществить за 15 лет работы руководителем депутатского корпуса, впечатляет. В канун Дня рождения города говорим с ним о Гомеле и его жителях.
— Валерий Степанович, родились вы не в Гомеле. Помните свою первую встречу с городом, который позже стал для вас родным?
— До войны мои родители жили здесь. Отец работал на военном аэродроме, а когда начались бомбёжки, мать забрала детей и уехала на родину в Добрушский район, где я позже и родился. В Гомеле оставались жить мои родственники, поэтому здесь с самого детства бывал часто. Первая настоящая встреча с Гомелем случилась в 15 лет, когда поступил в машиностроительный техникум. С тех пор я гомельчанин.
— Детские и юношеские воспоминания обычно самые яркие. Каким запомнился Гомель тех лет?
— Первое моё место жительства было как раз в Советском районе, на самом его краю. Город тогда заканчивался остановкой «Почта», это нынешний район войсковой части 5525. Тогда она тоже там была, и мы мальчишками такому соседству были рады. Лазили через забор, разговаривали с часовыми, с солдатами общались. Одному из них я даже давал свою одежду, когда тот в самоволку к невесте бегал.
А там, где сейчас предприятие «Сейсмотехника», было поле, и мы на нём гоняли в футбол. Ребята самые разные со всей округи собирались. Настолько разные, что был в нашей компании даже один будущий знаменитый преступный авторитет по кличке Толик Киргиз. Ещё цыган много было. Про них могу рассказывать долго. Интересные и незаурядные люди, много среди них по-настоящему талантливых. Вот чему нам у них необходимо поучиться, так это чувству солидарности и взаимопомощи. Помню, один молодой цыган поступил в лётное училище. Так вот, когда он приехал домой в курсантских погонах, съехались цыгане со всей округи, и такая общая радость у них у всех за него была. Другие за ночь построили дом. Цыган позвал всех своих, и они за несколько часов сложили сруб. Правда, незаконно сделали это, потом проблемы с милицией были.
— Роль народного избранника пришла к вам уже в зрелом возрасте, а свою первую запись в трудовой книжке помните?
— Конечно! И это одно из самых приятных воспоминаний. Мне было 17 лет, и нас, учащихся машиностроительного техникума, отправили на практику на завод пусковых двигателей, слесарями в ремонтном цехе работали. О том времени и о тех людях, которых я тогда встретил, у меня самые лучшие воспоминания. До сих пор с некоторыми из них общаюсь. Это настоящие профессионалы и очень хорошие люди. А ещё на «пускачах» я заработал свои первые «левые» деньги. На закаточных машинках для банок. Те, что продавались в магазине, были неудобные — хозяйке нужно было поджимать ручку, в результате горлышко банки часто не выдерживало и лопалось. Мы усовершенствовали модель. И наши машинки стали популярнее магазинных. Те стоили рубль, а мы свои продавали по три. При стипендии в 20 рублей — это была такая радость!
— Вы автор многих инициатив, которые успешно реализованы в городе. Пожалуй, больше всего запомнились ваши идеи с музеями…
— У каждого руководителя помимо основной работы была такая негласная общественная нагрузка. Мне выпало заниматься культурой и музеями. И у меня была идея превратить Гомель в европейский город. Тем более что у него для этого есть всё: архитектура, расположение, интересная история… Очень хотелось, чтобы к нам турист ехал не только за чаркой и шкваркой, но и посмотреть достопримечательности. У нас ведь их очень много. Другое дело, что их нужно правильно показывать. Один из способов, и я считаю, он самый верный, знакомить с историей и традициями через музеи. Ведь одно дело о чём-то читать, а совсем другое — прийти и посмотреть на настоящие вещи эпохи.
В Петербурге 450 музеев. Я подсчитал, что у нас по аналогии должно быть 40. Хоть и понимал, что такое вряд ли возможно, но всё-таки прилагал все усилия в достижении цели. Так появились музей военной славы, музей криминалистики, музей города Гомеля, музей редкой книги, музей автографа… К сожалению, так и остались в планах олимпийский музей, литературный, музей белорусов… У меня была мысль сделать музейную дугу, которая бы начиналась от сквера имени А.Громыко, шла через всю Пролетарскую и заканчивалась бы у улицы Фрунзе.
Кстати, в Советском районе была идея создать музей автомобильной техники. Есть даже проект, и место уже было определено — площадка за Дворцом культуры «Фестивальный». Автоуправление областное около 20 машин собрало, гомельчане предлагали свои ретро-автомобили, которые у них пылились в гаражах, а министр обороны пообещал образцы военной техники. Но, к сожалению, идея пока так и не получила дальнейшего развития.
Думаю, для мальчишек это было бы лучшим местом отдыха. Вообще, хочу сказать, что для мальчишек в городе очень мало чего есть. Придите на выставку технического творчества: всякие поделки, макраме, аппликации, ещё бог знает что, а где настоящее техническое творчество, изобретательство, открытия?
— Помимо музеев чего сегодня не хватает, на ваш взгляд, Гомелю?
— Парковки на городских улицах, красивые клумбы, новые пляжи — это хорошо. Наш город краше и удобнее с каждым днём — это правда. Но ему по-прежнему не хватает культурной насыщенности. Людей нужно объединять по интересам. Их увлечения необходимо поддерживать. Главный лозунг каждого гомельчанина должен звучать так: «Я здесь живу, мне здесь хорошо и это лучший город на Земле!»
Ещё одна проблема, актуальная не только для Гомеля, но и для всех остальных городов — создание достопримечательностей. Мы храним то, что уже есть, и этим гордимся. Но необходимо создавать новое — то, что завтра станет историей.
Автор: Елена Николаева. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
Как в Гомеле следят за тем, чтобы историко-культурное наследие не развалилось
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram