На дворе Год культуры. Должен ли наш город по этой причине буквально «трещать по швам» от событий и мероприятий? Как сделать узнаваемыми местных музыкантов и художников, чтобы на их концерты и выставки ходили охотнее, чем на выступления российских поп-звёзд? Что должны предлагать театры зрителю, чтобы кресла в партере не пустовали? На эти непростые вопросы мы попытались ответить вместе с пресс- секретарём Гомельского областного драматического театра Владимиром Ступинским.
— Владимир, вы ощущаете, что сейчас Год культуры? Может быть, в Гомеле стало происходить больше культурных событий?
— Если честно, это понятие для меня несколько натянутое. Культурные события либо происходят, либо нет. Если они не происходят, то это плохо и неправильно. Наверное, понятие «Год культуры» больше наполнено смыслом для организаций, работающих в сфере культуры, и связано с определёнными финансовыми вливаниями со стороны госбюджета. Для людей, которые находятся по другую сторону баррикад, а я себя тоже ассоциирую с ними, Год культуры и не должен быть заметен.
Гомель богат на интересные события, он не последний в плане того, куда пойти. Я думаю, что и дальше так будет.
К сожалению, Год культуры совпал с тяжёлой экономической ситуацией в стране. Поэтому финансовые вливания, которых стоило бы ждать учреждениям культуры, тому же театру, очень ограничены. По объективным причинам. Мы понимаем это. И режиссёры входят в положение, стараются уменьшить расходы на постановки спектаклей.
Главное, чтобы при этом не страдало качество. Пока не страдает. Три наших местных театра — драматический, молодёжный и кукольный — в прошедшем театральном сезоне прекрасно сработали. Год действительно оказался для них Годом культуры. Уже давно не было такой концентрации интересных премьер.
В драмтеатре поставили спектакль «Ромео и Джульетта» (режиссёр Олег Молитвин), который возглавляет мой личный рейтинг любимых постановок. У «Молодёжки» крутая, из последних, премьера по Александру Володину «С любимыми не расставайтесь» (режиссёр Яков Натапов). В театре кукол идёт замечательный спектакль даже не для взрослых, хотя «куклы» очень интересные спектакли ставят для взрослых, но этот — скорее, для семейного просмотра. Постановка Ирины Цыпиной по Янушу Корчаку «Когда я стану облаком».
— Тем более обидно, что молодёжь слабо на всё это реагирует. На днях мы провели опрос среди гомельчан и выяснили, что они ходят в кино либо на массовые праздники вроде Дня Независимости. Гомельских музыкантов, писателей, художников назвать затрудняются. Вам не кажется, что пора заняться их пиаром?
— Молодёжью условно назовём тех, кто родился в границах 2000-го — плюс- минус. Их появление на свет совпало с очень резким информационным и технологическим скачком. Мы все живём в большом информационном шуме. В нём из огромной массы культурных событий, людей, которые пытаются заниматься творчеством, очень тяжело выделить интересное, стоящее. Это потом останется в человеческой памяти, истории, исследованиях то, что завоюет себе там место. Но здесь и сейчас человеку приходится самому ориентироваться и отделять зёрна от плевел.
Наша задача, я имею в виду людей, которые занимаются продвижением коллективов, организацией мероприятий, — пробиваться через информационный шум. Что мы и пытаемся делать. Все учреждения активно осваивают социальные сети. Это наиболее реальный способ пробиться к молодёжи. Чуть раньше это делали с помощью сайтов. У драмтеатра он появился лет десять назад и уже тогда был достаточно посещаемым. Что будет через несколько лет, сложно сказать. Возникнут новые способы коммуникации. Мы должны так же гибко под них подстраиваться, если хотим не терять связь со зрителем.
С другой стороны, опять же, из-за огромных информационных потоков, современная молодёжь зачастую уже не может мыслить образно, а это как раз то, на чём построено искусство. Я верю, что ситуация изменится. Нельзя подстраиваться и делать только нарезки, подходящие для клипового мышления.
— Возможно, желание сходить в театр приходит с возрастом? И современные подростки когда-нибудь найдут сюда дорогу? Нужно просто подождать.
— Лучшее вообще перестать рассуждать категориями «молодёжь», «люди старшего возраста». Потому что это всегда потом сводится к суждениям вроде «молодёжь плохая, мы были лучше». А это, конечно же, не так. У меня есть много знакомых молодых людей, которые достаточно продвинуты в культурном плане. Что касается гомельских художников и поэтов… Есть замечательная поэтесса Белла Сосновская. Кто её знает? Она живёт в Гомеле, печаталась в коллективных сборниках поэтов Гомельщины, есть песни на её стихи, у той же Зои Гариной. Был Александр Конопелькин, которого недавно похоронили. Капа — великий и могучий. На мой взгляд, просто гениальный поэт, новатор. О них никто не пишет…
— То есть теме культуры мало внимания уделяют СМИ?
— В том интернет-издании, где работал я, в день выдавалось порядка 15 новостей. Руководство конкретно определяло приоритетные темы, ведь речь шла о посещаемости, а дальше — о зарабатывании на рекламе. Если выбирать между культурным и криминальным событием, сами прекрасно знаете, что в приоритете. Поэтому без поддержки со стороны государства ни одно СМИ, которое будет специализироваться исключительно на культурной тематике, не выживет.
Хотя есть и другие пути к известности. Например, для писателей это литературные конкурсы. В Гомеле они тоже проходят. Тот же конкурс имени Кирилла Туровского, который проводит областное отделение Союза писателей Беларуси. Но попадают туда, на мой взгляд, не всегда те, кто там действительно должен быть. А масса талантливых людей пишет в стол… Все же разные по характеру, не каждый сам будет подавать заявки и произведения на конкурсы. Хорошо, если предложат поучаствовать, а если нет? Других надо ещё и поуговаривать. Хотя это ведь тоже путь к узнаваемости, к изданию книг в будущем.
— Даже в объёмах республики новых авторов издают рекордно мизерными тиражами. Если в Минске ещё можно что-то купить, то до Гомеля эти книги просто не доходят. Благо есть интернет-магазины, где можно заказать. Но, опять же, не все интересуются и будут специально искать. А что делать гомельским писателям в такой ситуации? В нашем городе есть издательство «Барк», которое работает с прозаиками. Недавно в «Фейсбуке» я наткнулась на их объявление: ищут молодых, ещё неизвестных писателей, готовы печатать. Но реакции от потенциальных писателей нет. По крайней мере, под этим постом ни одного комментария…
— Я эту новость тоже видел. Есть у меня один хороший знакомый, который пишет интересное фентези. Хочу его туда «отправить». Я ему уже говорил: «Лёша, тебе нужно издаваться». А он всё: «Ой, ну я ещё что-нибудь напишу, потом пойду по издательствам». И ведь многие так. Почему? Об этом уже много везде говорили и писали — у нас нет системы менеджмента в области издательского дела, других отраслей — литературы, драматургии, живописи, как на Западе. От этого страдают и провинция, и столица. Даже если, скажем, гомельское издательство и рискнёт напечатать талантливого неизвестного автора, скорее всего, книга осядет где-нибудь на книжных полках или маленький тираж разойдётся среди родственников и знакомых.
А для писателя важно ведь не только то, что он пишет, но и как его видит читатель — образ. Создание такого образа — тоже целая наука. Наверное, для нашей действительности всё это очень сложные вещи. Знаю некоторых людей, которые замечательно могут себя сами представить. Ну а если нет… Хороший писатель далеко не всегда публичный человек и хороший оратор. Но, опять-таки, очень талантливые люди обязательно выплывут на поверхность и будут узнаваемы.
Должны быть люди, организации, экономически заинтересованные, чтобы художник, писатель стал узнаваемым, проходили выставки, издавались книги. Требовать от органов госуправления этого нельзя. Они, по сути, осуществляют курирующую функцию. Наверное, нужно раздвинуть экономические рамки для частных структур. У нас они пока достаточно жёсткие.
— С другой стороны — жить в провинции и достичь большой известности, наверное, невозможно. В Беларуси так сложилось, что культурная элита концентрируется в Минске. И талантливые молодые люди стремятся именно туда. Поэтому ещё остальные думают, раз ты, условно, художник и до сих пор живёшь в Гомеле, значит, не очень-то ты и талантливый художник. И ориентируют свои предпочтения на столичных и зарубежных…
— Провинция, она в головах. Не важно, где жить. Сейчас вопрос расстояния в 300 км от точки А до точки Б вообще не стоит. Да, кому-то нужна столица для подпитки. Но Гомель тоже не забит и не сер в плане культурных событий. Я имею в виду не только то, что происходит в учреждениях культуры. У нас есть и свой андеграунд. Молодёжная жизнь концентрируется вокруг антикафе, где постоянно происходят встречи, концерты.
Тот же Гришковец, когда выступал в Гомеле, зашёл в бар «Квартирник», о чём потом написал в своём блоге. Дал весьма положительную оценку. Есть «Театр открытых», который существует по своим законам, отличным от профессионального театра. Они интересно поставили полноценную пьесу «Фредди, или Убийца под куполом цирка», хотя там играют люди, которые не имеют профессионального актёрского образования. Но ребята ездят на фестивали, выступали в Витебске, когда шёл «Славянский базар». У них есть оригинальные поэтические программы, многие сами пишут стихи. И вокруг них ещё аккумулируется масса народа, который занимается каким-то творчеством.
Из молодёжных неформальных объединений вырастает много талантливых людей. Андеграунда не надо бояться. В 90-х годах в Гомеле была замечательная суполка «Таварыства вольных мастакоў «Магілка». Они выпускали газету «Аксамiтны жах». Туда входил, например, Андрей Скидан, который сейчас работает в Ветковском музее. Александр Сераков, который сегодня в Москве руководит фотошколой. (Его у нас называли королём атонального блюза. Он мало попадал в ноты, но получались замечательные песни.) Юрий Дынкин… Эти люди и спустя годы остались творческими единицами, которые далеко не нули. То же касается и клуба авторской песни, который некогда был точкой кристаллизации молодых талантов не только в музыке, но и поэтов, художников. Огромная заслуга его тогдашнего руководителя Виктора Матькунова в том, что эти люди вышли в жизнь настоящими творцами.
— Тогда были годы национального подъёма, адраджэнне…
— Кстати, я заметил, что сейчас тоже началось какое-то движение в этом направлении. Может, это пока больше заметно по столице. Но такие вещи уже поддерживаются и на уровне властей, что очень хорошо. Потому что эти национальные дела способствуют возрастанию — не национализма, а именно осознания людей себя как части конкретной нации.
— Возвращаясь к нашим, гомельским, реалиям. Как-то на одной из пресс-конференций в молодёжном театре речь зашла о том, что мы усиленно пиарим российских звёзд, которые приезжают к нам с гастролями, антрепризами, а надо продвигать своих, местных музыкантов, театры, чтобы билеты на их пьесы и концерты активнее продавались.
— Согласен, есть некоторый дисбаланс. Но дело не в том, что идёт целенаправленный пиар приезжих коллективов. Вот скоро у нас на гастролях черниговский театр. Естественно, мы будем рассказывать о нём везде, пиарить, предлагать билеты, и не только потому, что надо заработать деньги. И это тоже, но самое главное, что театр привозит действительно интересные самобытные спектакли. Их создал режиссёр Андрей Бакиров, заслуженный артист Украины. Его очень хорошо знают в Гомеле, он поставил в гомельских театрах спектакли «Двенадцатая ночь», «Загонщики огня», «Оборотень, или смерть Тарелкина», «Ля-гушки», «Театр». Его работы абсолютно не похожи ни на что другое, оригинальная авторская манера. И как это не продвигать? Кстати, билеты не сверхдорогие.
На российские антрепризы сознательно не хожу, это как раз противоположный случай попсы в театре. Что касается российских певцов, их и вправду могло бы быть гораздо меньше. Но, опять же, в этом году в массе пустоватых гастрольных вещей возник вдруг балет Сухишвили. И в зрительном зале я увидел не только взрослых ценителей хореографического искусства. Молодёжь после концерта выходила с горящими глазами! Несколько лет назад, к сожалению, он уже давно не появлялся, приезжал Владимир Спиваков. Это тоже было очень значимое для Гомеля событие.
Я люблю русских рокеров. Их выступления, конечно, абсолютно отличаются от того, что я называю «поющие трусы». Их тоже надо рекламировать и продавать. Потому что если не сделаешь этого, в следующий раз не приедут. Вот «Пикник» к нам приезжает с периодичностью, как только появляется новая программа.
В нынешних экономических условиях учреждениям культуры нужно зарабатывать деньги. Ведь это планово убыточные учреждения, которые дотируются из бюджета. Чем зарабатывать? Каждый раз, когда кого-то приглашаешь, это риск. Вдруг не продастся? Или исполнителя мало знают, или слишком дорогие билеты. Зачастую здесь и возникают «качели» между популярностью и качеством продукта, что совсем не одно и то же.
Но тем не менее надо приглашать и малоизвестных белорусских исполнителей, потому что у нас есть очень интересные группы. Те же «Серебряная свадьба», Sounduk (бывшие «ДетиДетей»), у которых в Минске широкий круг почитателей. В целом — надо соблюдать равновесие. У всех жанров есть почитатели: и у попсы, и у шансона, и у рока, и у классики.
— А какими должны быть пропорции в театре — между развлекательным и философским, серьёзным содержанием? Большинство людей даже в театр приходят, чтобы развлечься, стало быть, на комедии. Если им предложить серьёзные спектакли, перестанут ходить?
— Здесь тоже нужно держать пропорции. Возьмём репертуар облдрамтеатра в прошлом сезоне. Посмотрим, что у нас есть. «Ромео и Джульетта»… Ну, как-то развлечься там особо не получится, а восхититься есть чем. Во-первых, это Шекспир, но и работа режиссёра, артистов замечательная. У нас есть пьеса «Незамужняя женщина», написанная ещё в советские времена, на которую прекрасно ходит публика средних лет. Причём даже летом, когда посещаемость падает, на этот спектакль ходят стабильно. Наверное, в комедийных ситуациях, которые возникают на сцене, люди узнают себя, ностальгируют. Есть «Очаровательный сон» по Фёдору Михайловичу Достоевскому и молодёжная пьеса российского драматурга Ярославы Пулинович «Поют ли эльфы?». Получился такой репертуар, что можно и отдохнуть, и поработать головой, душой. В следующем сезоне наше руководство собирается выдерживать такую же политику, зрителей ожидает множество сюрпризов и открытий.
До работы в Гомельском облдрамтеатре Владимир Ступинский работал корреспондентом службы новостей портала «Моя Реклама», ранее — заведующим литературной частью в молодёжном театре, облдрамтеатре, дизайнером в одном из рекламных агентств. Поэт, драматург, дизайнер, фотограф. Автор двух поэтических сборников «Странной музыки следы» и «Городское время». Его пьесы ставились в Запорожье, Воронеже, Иркутске, Баку, Киеве, Харькове.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram