В этом году гомельские кладбища ждёт инвентаризация

В прошлом году всту­пили в силу новые Пра­вила содержания и благо­устройства мест погребе­ния, где прописано, как часто должна проводить­ся инвентаризация клад­бищ, чем может обер­нуться отсутствие долж­ного ухода за могилой и в какие сроки её могут признать бесхозной. Вол­нующая многих тема ста­ла поводом пригласить на прямую телефонную линию директора ОАО «Гомельский специали­зированный комбинат» Александра Попова.

Корр.: Для начала да­вайте напомним читате­лям, сколько в Гомеле кладбищ и где сегодня производятся захороне­ния?

— Наш спецкомбинат обслуживает 20 город­ских кладбищ, общая пло­щадь которых составляет 209 гектаров. Кладбища «Южное-1» и «Лещин­ское» полностью закры­ты. Даже при наличии свободных мест захороне­ния там запрещены.

Действующими явля­ются кладбища «Стука­чёвское» и «Большевик». На них безвозмездно пре­доставляются участки для одиночных и семейных захоронений. На осталь­ных кладбищах — толь­ко при наличии свобод­ного места в ограде.

— Кладбище «Осо­вцы» достаточно быстро, извините за выражение, гомельчане освоили. Интересно, на какой срок рассчитано «Стукачёвское»? Евге­ния Тимофеевна.

— Кладбище «Сту­качёвское» было откры­то в 2009 году и стало последним приютом уже более чем для 11,3 тыся­чи гомельчан. Всего же оно рассчитано на захоро­нение примерно 20 тысяч человек. Оно будет основ­ным гомельским кладби­щем ещё пять-семь лет. Потом придётся решать вопрос о выделении новой площадки под строительство кладбища. Скорее всего, это будет соседний земельный участок.

Корр.: Вы сейчас не ошиблись: кладбища строятся?

— Нет, не ошибся. Как и жилые микрорайоны, кладбище должно иметь определённую инфра­структуру — пешеход­ные дорожки, огражде­ние по периметру, воз­можность подъезда транс­порта, водо- и электро­снабжение. Всё это воз­никает не само по себе, а предусматривается проектно-сметной доку­ментацией.

— Знаю, что ежегодно из бюджета выде­ляются средства на со­держание городских кладбищ. Как они осваи­ваются? Константин.

— Уборка кладбищ, подвоз технической воды, обрезка аварийных дере­вьев, ремонт бытовых помещений, подземных коммуникаций, благо­устройство дорожного покрытия… Перечень работ и круг наших обя­занностей не такой уж маленький. Чтобы клад­бище нормально функ­ционировало, содержим штат уборщиков.

Сложнее содержать старые кладбища, могилы на которых практически не посещаются родствен­никами. К таким относит­ся Новобелицкое, что воз­ле жирокомбината. Захо­ронения на этом кладби­ще производились ещё в XIX веке. Состояние над­гробий удручающее, мно­гие могилы уже трудно назвать таковыми.

— Ирина Малышева на связи. Родители похоронены на кладби­ще в Осовцах. Свобод­ных мест в ограде нет. Но рядом есть могилы, за которыми долгое вре­мя никто не ухаживает. Надписи на крестах стёр­лись, уже и не понять, кто там упокоен. Можно ли «занять» это место?

— Нет, нельзя. Даже если могилу призна­ют бесхозной, прах не потревожат. Использо­вать земельный участок для повторного захороне­ния запрещено.

В этом году в Гомеле начнётся первая инвента­ризация городских клад­бищ. Согласно новой редакции Правил содер­жания и благоустройства мест захоронения, прово­диться она должна раз в три года.

Комиссионно будем выявлять могилы, за кото­рыми долгое время не осуществлялся должный уход. На каждом таком захоронении разместим табличку-обращение к родственникам умерше­го выйти на связь со смо­трителем кладбища. Если по прошествии двух лет заинтересованные лица этого не сделают, могилу признают бесхозной.

— А что с ней будет потом?

— Будет произведён демонтаж разрушенных и пришедших в негодность надгробных сооружений. Сама же могила останется нетронутой, на ней уста­новят идентификацион­ную табличку с данными упокоенного.

Корр.: Кто входит в эту комиссию и с какого кладбища начнётся ин­вентаризация?

— Члены комиссии определены решением Гомельского гориспол­кома. В неё вошли пред­ставители местных орга­нов власти, нашего спец­комбината, горрайинспек­ции природных ресурсов и охраны окружающей среды, городского цен­тра гигиены и эпидеми­ологии.

С какого именно клад­бища начнётся инвента­ризация, пока неизвестно. Не исключено, что комис­сия будет работать одно­временно на нескольких объектах.

— В силу возраста нет возможности при­вести в порядок могилу. Нужно поправить памят­ник, покрасить ограду, об­резать ветви растущего у могилы дерева. Могу я заказать эту услугу у вас? Татьяна Прокофьевна.

— Ветви мы обрежем в любом случае. Опреде­литься с перечнем осталь­ных работ предлагаю на месте. Готовы проехать на кладбище с вами на нашем транспорте. Платить за выезд не нужно. Как собе­рётесь, перезвоните по телефону 41-00-40.

Работников Гомельского спецкомбината задействуют на главных стройках региона, когда нужно восстановить прочностные ха­рактеристики монументов или фонтанов, облицевать их красным гранитом. Хорошим словом предприятие вспоминают в Жлоби­не, Рогачёве, Ветке… На фото — гранитчик 5 разряда Александр Бусовцев во время подготовки Рогачёва ко Дню письменности.

— Могут ли ваши спе­циалисты помочь найти захоронение конца 90-х? Недавно узнала, что мой одноклассник умер осенью 1998 года и похоронен на кладбище «Осовцы». Дважды пы­талась найти место его упокоения, не получи­лось. Наталья.

— В следующий раз обратитесь к смотрителю кладбища, он по возмож­ности постарается вам помочь. Раз знаете дату смерти одноклассника, много времени поиски участка, ряда и места не отнимут.

Корр.: Неужели до сих пор не создана электрон­ная база учёта захороне­ний? Чтобы любой чело­век, даже приехавший из-за границы, мог разыскать место усопшего родствен­ника.

— Компьютерный учёт усопших начался в 2013 году. Эта очень трудоём­кая работа возложена на работников нашего ком­бината. Вы только пред­ставьте, какое количе­ство информации нуж­но обработать, учитывая, что в Гомеле 20 кладбищ. На сегодня в базу введены данные по Стукачёвскому и частично Рандовскому кладбищам.

— Мест для новых за­хоронений на Ран­довском кладбище нет. Здесь упокоена вся наша родня. Можно ли похо­ронить дедушку в моги­лу его супруги? Вопрос для нас очень актуаль­ный, потому что дед из- за тяжёлой болезни вот-вот отойдёт в мир иной. Сергей.

— Если с момента погребения бабушки про­шло двадцать лет, то мож­но. Разрешение выда­ёт Гомельский городской центр гигиены и эпиде­миологии (улица Песи­на, 34). Туда необходимо обратиться со свидетель­ством о смерти бабуш­ки, при себе необходимо иметь паспорт. Со справ­кой из центра приезжай­те к нам на спецкомбинат (улица Целинная, 19).

Мы проводим эксгу­мацию. Опускаем остан­ки первого захоронения на 2,5 м и над ним про­изводим новое захороне­ние. Услуга платная, сто­имость зависит от многих нюансов, включая погод­ные условия.

Корр.: Хотелось бы услышать ваше мне­ние о целесообразности строительства в Гомеле крематория.

— Двумя руками «за». Но прекрасно понимаю, что это социально зна­чимый проект, который никогда себя не окупит. Кто бы ни взялся за его воплощение. Прибыли не будет иметь ни част­ник, ни государство. При­мер минского крематория это доказывает — из года в год нулевая рентабель­ность.

К слову, ежегодно только около тридцати гомельчан пользуются услугами минского крема­тория. Востребована тра­диционная форма погре­бения — ингумация.

— Какого размера участки предостав­ляются сегодня для за­хоронения в Гомеле? И уточните, хоронят ли в областном центре иного­родних? Илья.

— Двойное место име­ет размер 2,2 на 2,3 м, оди­ночное — 1,6 на 2,2 м. Участки предоставляются на безвозмездной основе на основании свидетель­ства о смерти.

Действующее законо­дательство не ограни­чивает нас в вопросе, кого именно можно хоро­нить на городских клад­бищах. Участки выделя­ются жителям Гомеля, а хоронить они могут даже иностранцев.

— Брат умер 50 лет назад. Свободного места в существующей ограде на Южном клад­бище нет. Расстояние до ближайшей ограды — более метра. Этого, со­гласитесь, достаточно, чтобы произвести ещё одно захоронение. Алла Степановна.

— Не соглашусь. Клад­бище осваивается соглас­но определённой схеме. Размеры проходов между оградами нормированы — по короткой стороне 50 см, по длинной — 1 м.

— Можно ли зарезер­вировать место на кладбище? Светлана.

— Нет, действующим законодательством эта процедура не регламен­тируется.

ОАО «Гомельский специализированный комбинат» является го­сударственным пред­приятием по оказанию ритуальных услуг, вхо­дит в структуру город­ского ЖКХ. Располо­жен по адресу: Гомель, улица Целинная, 19. Телефоны: 41-00-40, 41-00-42.

Автор: Светлана Коломиец. Фото: Марии Амелиной
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

На платформе MonsterInsights