Когда-то свежая пресса была одним из главных источников новостей. Редкая семья не выписывала газет. А кто-то покупал их в киоске утром, по дороге на работу. Времена изменились. Информацию можно свободно получить в Интернете, и платить за неё не надо. Тем не менее любители газет ещё есть. Те, кто заглядывает в газетный киоск не за пачкой сигарет или шариковой ручкой.
Киоск №17 «Гомельоблсоюзпечати» один такой на весь Любенский микрорайон. Расположен в людном месте, возле магазина и остановки общественного транспорта, поэтому дефицита покупателей не испытывает. В зависимости от сезона и дня недели здесь обслуживают в день от 200 до 500 человек. Трудятся посменно два продавца — Наталья Попко (на фото справа) и Алла Мазур (слева). Их смело можно назвать старожилами.
Алла Анатольевна в киоске работает 17 лет. В 2000 году пришла в «Гомельоблсоюзпечать» из ателье, продавать свежие газеты понравилось больше. Шутит, что киоски меняются, а она остаётся. Дело в том что киоск №17 на её памяти уже как минимум три раза «модернизировался». Сначала павильон был деревянным, потом металлическим, а несколько лет назад установили современный — с большой стеклянной витриной.
Наталья Михайловна трудится киоскёром 22 года, и это её единственная запись в трудовой книжке.
— Начинала в киоске на остановке «Коминтерн», затем десять лет работала на вокзале, возле ДК железнодорожников, а потом перешла сюда. Отличие, конечно, есть. На вокзале, например, покупатели разные, как мы говорим, приходящие- уходящие. А в этом киоске много постоянных. Тех, кого уже знаешь не только в лицо, но даже по имени. Такой подходит, и ты уже заранее понимаешь, что ему дать. Они и сами деньги протягивают со словами: «Мне мою газетку».
Пока мы разговаривали, несколько человек купили «Комсомолку».
— Её всегда хорошо берут. «СБ — Беларусь сегодня», номер с программкой, тоже на ура расходится. «Советского района» получаем 120 экземпляров в неделю и практически все распродаём. У газеты много постоянных читателей. Бывает, к их числу примыкают случайно. Не успеют дочитать статью на стенде (газета расклеивается на 20 остановочных пунктах — прим. ред.) и приходят к нам, просят свежий номер. Большой спрос был на «Советский район», когда писали про снос Быховского рынка и о том, что будет на его месте. Те номера моментально разошлись. Ещё 17 экземпляров «Советского района» приходят к нам по подписке. Это когда человек выписывает газету на конкретный киоск и забирает её самостоятельно. Выходит дешевле, чем доставка в почтовый ящик, — обрисовывает ситуацию Наталья Попко.
Кроме газет, в киоске можно купить вещи практически на все случаи жизни. Очень удобно, особенно если спешишь или нет желания заходить в магазин. Мы пришли во время пересменки, в обед. Пока общались с продавцами, несколько мужчин спросили батарейки для пульта от телевизора. И они в киоске нашлись. Милиционер купил шариковую ручку, а бабушка — пакет сахара.
— Кстати, сахара надо ещё заказать, уже практически всё раскупили, — делает пометку Алла Анатольевна.
К киоску подошла женщина и попросила показать чистящее средство:
— Вон то, в жёлтой бутылочке. Мне его соседка посоветовала, надо глянуть инструкцию…
Покупательница повертела бутылку в руках.
— Давайте, буду брать.
Пока Алла Мазур отсчитывала сдачу, возле киоска собралась очередь. К витрине приникли лбами двое мальчишек, а потом подбежали к бабушке и начали что- то просить. Что именно, выяснилось, когда подошла её очередь.
— У вас клей «Момент» есть? И ещё мыльные пузыри, пожалуйста.
К слову, детских игрушек в киоске большой выбор. И бабушки на внуков не скупятся.
— Это ещё день, а вечером, когда из садов и школ детей ведут, у нас тут настоящий ажиотаж! — улыбается Наталья Попко.
Помимо обслуживания покупателей, у киоскёров есть и другая работа. Нужно принять товар, заполнить документы. Газеты привозят каждый день по несколько партий. Первую в 7:30, а вторую — около 13:00. Их нужно пересчитать и разложить. Так что присесть, не говоря уже о том, чтобы попить чаю, некогда.
— Некоторые думают, что у нас тут курорт — сидим да книги с журналами читаем. Это не так. Хоть и торгуем прессой, самим читать некогда. Скоро начнётся дачный сезон, покупателей будет меньше, но работы не убавится. Так что газеты читать и кроссворды разгадывать будем уже на пенсии, — смеётся Наталья Михайловна.
Кроссворды со сканвордами — тоже популярный товар. Их в киоске в изобилии. Названия будто указывают на целевую аудиторию — «Кроссворд пенсионера», «Тёщин язык», «Зятёк». Но есть и молодёжные журналы, они тоже пользуются спросом. Глянцевые российские издания стали покупать реже — дорого стоят. А вот издания для детей всегда хорошо берут. Развивающие, о природе, технике — на детях родители обычно не экономят.
Когда мы уже собирались уходить, к окошку подошла женщина и насыпала на прилавок горсть конфет. «Угощайтесь!»
— Вот видите, какая у нас работа замечательная. И поговорить приходят, и сладостями угощают. И последние новости из жизни района расскажут не хуже газет. Пока есть такие покупатели, не пропадём, — говорят на прощание наши теперь уже хорошие знакомые.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram