Листая альбом со старыми чёрно-белыми фотографиями, Александр Езерский надолго останавливает взгляд на одной из них. На снимке модель небольшого гоночного катера со следами «боевых» шрамов на бортах и палубе. Этот «пароход», как не без юмора называет свои модели Александр Евгеньевич, бесконечно дорог его сердцу. Именно с него, впервые продемонстрированного в 1999 году на чемпионате Европы по судомодельному спорту в Польше, началось вхождение гомельчанина Александра Езерского в элиту мирового судомодельного спорта. В которой сегодня он числится под седьмым номером.
Тот самый «победный пароход».
Спасибо дедушке
— Начиналось всё прозаично. В 1964 году меня, десятилетнего пацана, дед буквально за руку привёл в гомельский Дворец пионеров. Не знаю, что такого он увидел в своём внуке, но решил отдать в судомодельный кружок. Вполне вероятно, это была дань моде: в 60-е годы технические виды спорта были очень популярны среди детей и подростков. И не только судомоделизм, но и авиа, и авто. Даже ракеты сами конструировали — космический бум тогда только набирал обороты.
Как бы то ни было, но дед угадал. Мне так нравилось заниматься в кружке, что после окончания школы поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Вузов подобного профиля в СССР было два — наш и Николаевский. Учился хорошо, с интересом. Нас ведь учили строить подводные лодки, а это, знаете ли, обязывало. К тому же в то время буквально под окнами аудиторий шло строительство атомного ледокола «Арктика», второго в мире после «Ленина». Мы все ужасно гордились, что хоть каким-то боком причастны к самому передовому в мире (а как иначе!) кораблестроению.
Александр Езерский. 1980-е.
Между спортом и морем
— Судомоделизмом продолжил заниматься в институте, вошёл в состав сборной СССР. Участвовал в чемпионатах страны, побеждал и дома, и на международных соревнованиях. Ближе к окончанию пришлось выбирать: или остаться на берегу и делать спортивную карьеру дальше, или стать морским бродягой. Нас ведь готовили по широкому профилю и не скрывали, что большинство попадут в плавсостав. Это значило остаться на Севере и регулярно совершать шестимесячные командировки в Антарктиду и обратно. В этом случае ни о каком спорте не могло быть и речи: в рейсе не до судомоделизма, а на берегу никто из-за тебя соревнования переносить не станет. Пришлось сменить Балтику на сожские берега.
После возвращения в Гомель работал в различных организациях города, от ДОСААФ до радиозавода и водоканала. В конце 80-х удалось, наконец, соединить хобби с работой. Пришёл в областную станцию юных техников. Так тогда назывался наш областной Центр технического творчества учащихся, детей и молодёжи.
Скучаю ли по морю? Я так скажу: море мне нравится. Жить у него неплохо, но жить морем — не мой случай. В море тянет романтиков, я же обладаю инженерным складом ума, а потому рационален. Обожаю море как вид досуга. Люблю ходить на яхте, благо у меня брат живёт в Таллинне и имеет свою.
Часто встречаюсь со своими однокурсниками, они сейчас в больших чинах. Тоже задают подобные вопросы. На что отвечаю: я объездил много стран, участвовал в шести чемпионатах мира, вхожу в десятку сильнейших гонщиков мира. Кроме того, мастер спорта международного класса по судомодельному спорту и мастер спорта по водномоторному (гонял в своё время на скутерах), 12-кратный чемпион Беларуси. Другими словами, наград у меня не меньше, а может и побольше, чем у моих друзей адмиралов и капитанов разных рангов. Из европейских стран не был разве что в Испании и Португалии. Но всё ещё впереди.
Между прочим, многие мои сокурсники, хоть и ходили за три моря, ничего этого не видели. Потому что «путешествовали» в Антарктиду на военных кораблях, пусть и ледокольного типа. Им заходить без надобности в иностранные порты не резон. Ну видели живых пингвинов, и что? Я их тоже видел в Ленинградском зоопарке (смеётся).
Чемпионат мира в Словении. 2000-й год.
Дорого, но оно того стоит
— Технические виды спорта в стране развиваются, но не такими темпами, как хотелось бы. Прежде всего, из-за дороговизны. Вот моя модель, на которой я сейчас «езжу», стоит дороже, чем некоторые подержанные автомобили. Дороже моей «Мазды» точно. Один только двигатель тянет под 1000 евро, а у меня их два. Плюс аппаратура управления да ещё навесное оборудование, которое приходится изготавливать самостоятельно и далеко не из самых дешёвых материалов.
С ней я только что вернулся с открытого первенства Украины по судомодельному спорту в Киеве. В Боярке под Киевом есть стационарные озёра, где оборудованы специальные трассы для гоночных моделей типа «Формулы 1». Участие принимали все области Украины, а также команды из Беларуси и Латвии. Там стал чемпионом Украины в классе ФСР-15. Это промежуточный этап подготовки к чемпионату мира. Увы, из-за финансовых трудностей в нём принимать участие не буду.
Эта модель стоит дороже подержанного авто.
Да что там техника! Раньше большим подспорьем в судомоделировании был журнал «Моделист-конструктор». Сейчас в плане технических предложений он не дотягивает до прежнего уровня. Хотя к нему есть прекрасное приложение «Морская коллекция». Это интересная вещь, в ней даются чертежи морских судов. Причём в точности соответствующие оригиналам. Есть превосходные английские, венгерские, даже словацкие журналы. Одна беда: к ним не прилагаются чертежи, многие до сих пор носят гриф «Секретно».
Когда я учился в Ленинграде, по два раза в году посещал Военно-морской музей. Но даже там требовалось особое разрешение, чтобы сфотографировать некоторые выставленные модели. Не поверите, но чертежи некоторых парусных кораблей Российского императорского флота в те времена ещё были засекречены. Сейчас добывать необходимую информацию значительно проще, но ограничения всё же присутствуют.
Я пробовал работать с различными моделями, в том числе с радиоуправляемыми яхтами. Но это очень дорогое удовольствие. Во времена СССР было проще, я неоднократно побеждал в этом классе на чемпионате страны и участвовал в матче сильнейших. Занял там третье место.
Но, если честно, скучно это. Я люблю шум мотора, скорость, азарт. Поэтому групповые гонки, в которых участвуют до десяти водных «формул», мне ближе. Но начинал, безусловно, с создания моделей реальных кораблей, в том числе и военных. Это увлечение осталось у меня до сих пор как хобби. А вот гонка есть гонка, она полна экстрима и адреналина. Ведь соревноваться приходится с сильнейшими гонщиками Европы. Но ездить на такого уровня соревнования становится всё сложнее. Потому что за свой счёт. Если ехать в ближайшую страну, скажем, Польшу, Украину, Прибалтику, то на двоих с механиком такая поездка обходится в 700 долларов в неделю. В режиме строжайшей экономии, замечу.
На соревнования, проводимые в Беларуси, я езжу полностью аккредитованным. Их уровень тоже приличный. Например, в Минск на Гран-при Беларуси в сентябре к нам приедут спортсмены из Прибалтики, Польши, других стран. Это, по сути, своеобразный чемпионат Европы. Но самое главное, что в них примут участие гонщики из России и Украины, которые по известным причинам в гости друг к другу поехать не могут. А в Беларусь запросто. Между прочим, у команд этих стран, как и у белорусской, очень сильные школы, основанные на давних традициях некогда единого нашего государства.
Опыт против молодости
— Честно говоря, я не очень понимаю, почему на престижные международные соревнования руководство ДОСААФ предпочитает отправлять молодых спортсменов. Ведь за границей мы не просто выступаем, мы защищаем престиж страны. На Олимпийские игры ведь перворазрядников не посылают, пусть даже подающих огромные надежды.
Молодёжь двигать надо, спору нет, поддерживать её необходимо. Но при этом надо показывать и результаты. А они если и есть, то не такие, как хотелось бы. Когда я начинал одним из первых в Беларуси состязаться в классе групповых гонок, в первый же год стал чемпионом Европы.
Сейчас на чемпионат мира по гонкам отправляют двух юношей. Не спорю, определённые достижения у них есть. Но, без излишней скромности, с моими им не сравниться. А мне даже предложения участвовать в ЧМ не поступило. Хотя никто не запрещает, но не могу я круглый год ездить по миру за счёт своей семьи. Вот и получается, что экономим где надо и не надо, а престиж страны иметь хотим.
Комсомольское озеро в Минске, 1988-й год. Чемпионат БССР.
Чемпионат СССР на призы журнала «Катера и яхты». Ленинград, 1989-й год.
Белорусские левши
— Материалы сейчас очень дорогие. Это не картон, жесть и фанера, как раньше. Технологии самые современные, применяемые в космической технике. Кевларовые и угольные соединения, композиты — всё используем. Конечно, в гораздо меньших масштабах, чем в промышленности. Купить их сегодня не проблема, были бы деньги. И не только на материалы: Интернет забит предложениями от производителей различных моделей. Покупай готовый комплект и собирай. Стоимость от 6 до 40 рублей.
К слову говоря, за границей именно так и поступают. Они, в отличие от нас, сами модели не строят. Или покупают комплект, или собирают из нескольких, но тоже уже готовых. Покупают всё: корпус, к нему двигатель, навесное оборудование. Даже наклейки. Мы всё делаем своими руками от начала до конца.
У нас вообще подходы к конструированию разные. «Буржуи» сначала просчитывают, сколько необходимо средств для создания той или иной модели. И в дальнейшем строго придерживаются этой сметы. Мы же с затратами не считаемся, наша цель — создать ту модель, которую хотим. Если и считаем, то не то, что необходимо, а без чего можно обойтись.
Чемпионат Беларуси. Подготовка к стартам в Бресте, 1998-й год.
Чемпионат Европы в Польше, 1999-й год.
Цена «случайности»
— В гонках моделей главное — желание победить. Будет желание, появятся и возможности. Поясняю: когда есть желание, ты находишь не просто приемлемый, а лучший для себя вариант. Ещё нужны руки и желательно голова. Это, кстати, одна из причин, почему наш вид спорта не имеет той массовости, как, например, хоккей или футбол. Там тоже способности нужны, не спорю, но в судомоделизме к ним ещё обязательно должны прилагаться трудолюбие, терпение, усидчивость и понимание того, что желаемый результат сразу не придёт. Ведь даже для создания самой простой модели из не самых дорогих и дефицитных материалов уходит несколько месяцев.
Хотя даже наличие всех этих качеств в нашем виде спорта не гарантирует победы. Немаловажную роль играет стечение обстоятельств. Это не значит, что все мои коллеги — фаталисты. Просто этими обстоятельствами нужно научиться управлять и оборачивать их в свою пользу.
Для примера: я построил модель, на которой «гоняю» сейчас и недавно стал чемпионом. Два года на ней я безуспешно пытался победить. Призовые места занимал, но этого мало. Всё это время я, что называется, доводил её до ума. Потому что любую модель мало правильно собрать и добротно построить. С ней надо непрерывно экспериментировать. В этом отношении гонщики стран СНГ выгодно отличаются от западных коллег, которые покупают «кота в мешке» и свои модели создают строго по чертежам. Но это совсем не означает, что они будут гонять так же, как я. Даже если у нас будут установлены одинаковые моторы. Они будут одной фирмы и одной модели, но мой двигатель будет чуть-чуть другим. Лучшим! Потому что нет предела совершенству.
Именно по этой причине я никогда не уничтожал свои модели, даже не самые удачные. Ведь процесс их создания — это тоже богатейший опыт, который всегда пригодится, от которого в последующем можно будет оттолкнуться.
Модель корабля в масштабе 1:50. Александр Езерский строил её четыре года.
Как-то по собственным чертежам я построил катамаран, который участвовал в трёх чемпионатах мира. И ни разу не поднялся выше призёра. Все эти годы я его доводил, дорабатывал, доделывал, учитывая прошлые ошибки. До тех пор, пока он у меня только что летать не начал. Во всяком случае, больше 100 километров в час развивает запросто.
Конечно, случаются и аварии. Ведь что такое гонка? На неё даётся восемь минут по дистанции «овал» — две стометровки и два радиуса по 30 метров. За это время надо намотать максимальное количество кругов. Старт происходит с воды, в нём участвуют обычно десять экипажей. Представляете, что творится, когда такое количество моделей идёт по дистанции? Шлейф воды и дыма за каждой растягивается на 15-20 метров, что значительно ухудшает видимость. Так что без столкновений редко обходится. Но чем их меньше, тем выше шансы на победу.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram