2017-й — год столетия Октябрьской социалистической революции. В прежние времена это был праздник праздников, активная подготовка к которому начиналась задолго до юбилейной даты. Но времена изменились. Однако есть в нашем обществе люди, и даже целые партии, которые наверняка будут широко отмечать этот день. Профессор Гомельского государственного медицинского университета Николай Егоренков — один из них. Его партийный стаж, включая период пребывания в КПСС, насчитывает без малого полвека. И у него свой, несколько отличающийся от общепринятого, взгляд на проблемы социально-экономического развития современного общества.
Елена Чернобаева:
— Николай Иванович, за 47 лет пребывания в КПСС и КПБ вы многое видели, многое можете сравнить и проанализировать. Не разочаровались ли в коммунистической идее, которую сегодня многие и не без оснований воспринимают как утопическую?
Николай Егоренков:
— Многие — это кто? Те, кто имеет о марксизме лишь поверхностное представление? И только на этом основании убеждены, что идеи марксизма-ленинизма потерпели фиаско в СССР? Так ведь программа КПСС — это благие намерения, так как ни в ней, ни в любом другом партийном документе, и даже ни в одной научной теории не говорится прямо о том, как построить социализм. Тем более коммунизм.
До сих пор никто не дал точных определений, что такое социализм, частная или общественная собственность, рынок и коммунизм. Толкований много, но к единому знаменателю они пока не приведены. А любая наука начинается с точных терминов.
Александр Евсеенко:
— А как же знаменитое учение Маркса, которое всесильно, потому что верно? Между прочим, довод так себе. Малоубедительный.
Николай Егоренков:
— Не следует путать две вещи! Маркс и Энгельс научно обосновали неизбежность гибели буржуазного общества или, как чаще говорят, капитализма и замены его социализмом, это верно. При этом они очертили лишь общие его контуры: общественная собственность на средства труда, принцип «каждому трудоспособному — по труду». Обращаю ваше внимание: по общественно необходимому труду, а не по затраченному. Это очень важно. Можно ведь взять лом, встать посередине улицы Советской и целый день, без перерыва, крошить асфальт. Формально к вечеру ценой неимоверных физических усилий определённая работа будет произведена. Но можно ли считать такой труд общественно необходимым? Разумеется, нет. Скорее, наоборот, общественно вредным. И какая за него полагается плата?
Но вернёмся к Марксу и Энгельсу. Они, как известно, не разработали плана построения социализма и не считали это первоочередной для их времени задачей. Ленин, который возглавил Октябрьскую революцию, свергнувшую помещиков и буржуев, поддержанную большинством россиян, включая крестьян, и открывшую двери для построения социализма, оказался в труднейшем положении. Он рассчитывал не на положения о путях построения социализма, имевшиеся в книжках, а на «опыт миллионов». Практически все учёные и политики того времени считали, что преимущественно крестьянская Россия не готова для социалистической революции и построения социализма. Ленин мучительно искал выход из создавшегося положения. Он сначала рассчитывал, что Октябрьская революция окажется искрой, которая зажжёт пожар революций в промышленно развитых странах, и они придут на помощь России. Но европейские революции запаздывали или были подавлены. Тогда был введён НЭП как «временное отступление».
Николай Егоренков.
Александр Евсеенко:
— Выходит, прав был Плеханов, который яростно протестовал против того, чтобы в отсталой в промышленном отношении России совершалась социалистическая революция? Ведь, по Марксу, движущей силой революции может быть только рабочий класс, точнее пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей. А его-то в России и не хватало.
Николай Егоренков:
— Плеханов утверждал, что «российская история ещё не смолола муки, из которой со временем можно испечь пшеничный пирог социализма». Он был хотя и знатоком марксизма, но догматиком. Это излюбленный аргумент не только его последователей, но и многих современных учёных и политиков, которые пытаются «увековечить» наёмный труд или, как его образно и точно определил Маркс, «наёмное рабство». Тем самым, по сути, призывая нас идти не вперёд, а прямо в противоположную сторону.
Елена Чернобаева:
— То есть крах социалистического эксперимента в СССР и возврат на рельсы рыночной экономики вы считаете шагом назад?
Николай Егоренков:
— Вы, наверное, чрезмерно увлекаетесь трудами некоторых экономистов и историков, которые убеждены: тот факт, что в начале 90-х свергнутый в 1917 году режим пришлось реставрировать, свидетельствует о преждевременности строительства в нашей стране социалистического общества. Дескать, за годы Советской власти мы пережили то, что часто случается с обществами, которые стремятся необоснованно перескочить под впечатлением жизни более продвинутых соседей через «обязательные» социально-экономические фазы своего развития. Из чего делают вывод, что неудачная попытка строительства социализма является следствием того, что капитализм в России к 1917 году ещё не выполнил свою миссию. Ведь капитализм как рыночная экономика с его частной собственностью должен, конечно, уйти с исторической сцены, предварительно исчерпав, свои возможности. При этом ссылаются на Маркса, который действительно писал, что, во-первых, каждая общественная формация не уходит с исторической сцены, не исчерпав своих возможностей, а во-вторых, социализм — это нерыночная экономика, которая идёт на смену капитализму.
Елена Чернобаева:
— Всё правильно и логично.
Николай Егоренков:
— Правильно и логично с позиций науки XIX века. С позиций же науки XX века, а тем более XXI века социализм и капитализм, а точнее империал-капитализм (именно так более обоснованно нужно называть существующий со времён распада первобытного коммунизма строй, включая ныне господствующий строй наёмного труда) следует считать не последовательными этапами в развитии общества, а альтернативными! Это общий закон развития, открытый в ХХ веке четвёртый закон диалектической логики (закон ветвления). Поэтому человеческое общество давно созрело для замены капитализма как несправедливого для большинства трудящихся общества социализмом как справедливым обществом. Да, большевики не имели научно обоснованного плана строительства социализма. Спору нет, предпринимались неоднократные попытки его разработать, но, увы… Учёные вместо того, чтобы помогать обществу решать эту сложнейшую задачу, занимались критиканством, богостроительством или славословием. Поэтому открою вам величайший секрет — никакого социализма в СССР построено не было. А коль так, то не может быть и речи о крахе социализма и марксизма, а тем более крахе социалистической идеи. Ещё несколько лет тому назад Александр Лукашенко говорил, что крах социалистического эксперимента не означает краха социалистической идеи, что по убеждениям он остаётся социалистом.
Из альтернативности социализма и империал-капитализма следует также, что социализм — это социальная рыночная экономика! Ведь человечество живёт в условиях рынка со времён распада первобытного коммунизма, а буржуазное общество является лишь наиболее развитой для империал-капитализма формой рыночной экономики.
Александр Евсеенко:
— А как же общественная собственность на средства производства, принцип «от каждого по способности — каждому по труду», социальные гарантии, о которых многие, жившие тогда, сегодня откровенно ностальгируют?
Николай Егоренков:
— С чего вы взяли, что в СССР собственность на средства производства была общественной? Напомню, ещё основоположники марксизма пришли к выводу, что государственная и общественная собственность отнюдь не тождественны. Собственность на средства труда характеризуется не только формой, но и правами (права владения, распоряжения-управления, пользования и другое). Общественная собственность — это такая собственность, когда все её права реально принадлежат трудящимся. В СССР право распоряжения-управления (одно из главных прав собственности для хозяина на производстве) принадлежало номенклатуре (партийно-хозяйственному аппарату), то есть не всем, а только части трудящихся. Следовательно, государственная собственность в СССР была частной, а точнее высшей формой частной собственности, когда право владения не играет принципиальной роли (все владеют).
Номенклатура — это государственная буржуазия или, как говорил Ленин, «совбуры».
Проблема теории социализма — как государственную собственность превратить в общественную и совместить её с рынком? Общепринятого ответа пока нет. Но есть прошлый опыт — опыт многих поколений крестьян дореволюционной России, включая и белорусских крестьян. К нему следует присмотреться. То, что назрело, говорил Энгельс, то уже должно в какой-то форме существовать. У крестьян собственность на землю была «мирской» (общинной), а пользовались ею на долевых началах (распределялась она «по едокам», то есть по долевому принципу). Это было, говоря на языке современной экономики, не просто пользование, а «обременённое распоряжение-управление», своеобразная долевая аренда. Собственность на землю была фактически общественной по форме. Хозяйствующим субъектом была семья, а принципом такой экономики был принцип «по труду». Это был примитивный (неразвитый) социализм,крестьянский.
Такие подходы следует распространить на современную государственную собственность, включая промышленность, дополнив их принципом свободной кооперации долевых арендаторов. Это и будет развитый социализм или, как говорил Ленин, «строй цивилизованных кооператоров», социализм эпохи научно-технической революции.
Елена Чернобаева:
— Горбачёв со своей перестройкой попытался это сделать, но огромная страна не пережила и семи лет таких реформ.
Николай Егоренков:
— Потому что у Горбачёва никакой научной теории перехода к социалистическому рынку не было. Были лозунги, пусть и достаточно справедливые. Вроде «Каждый работник — хозяин на производстве!». Цель поставили, направление движения выбрали, а вот маршрут проложить опять не смогли. В результате всё свелось к пресловутой приватизации, в которой многие видели панацею от всех бед. Но приватизация государственной собственности — это превращение самой крупной частной собственности в мелкую, то есть попытка повернуть вспять колесо экономики. Известно, что, чем крупнее производственная собственность, тем выше её экономический потенциал (эффективность её зависит, конечно, от эффективности управления ею). Итог приватизации закономерен. Почти во всех постсоветских республиках собственность на средства труда стала олигархической, а собственниками значительной части акционерного капитала выступают иностранцы. Экономику отбросили в прошлое.
Александр Евсеенко:
— Странно всё-таки звучит сочетание «рыночный социализм». Помнится, коммунисты всегда выступали против свободного рынка и частной собственности на средства производства, без которых он невозможен.
Николай Егоренков:
— Ничего подобного. Ещё Карл Маркс писал о том, что количество общественно необходимого труда в продуктах труда, то есть их стоимость, может установить только рынок, свободный от монополии. Свободный рынок (не стихийный, а регулируемый обществом в интересах общества) — самый справедливый арбитр в оценке нашего труда с позиций общества. Именно он является гарантом осуществления принципа развитого социализма, при котором хозяйствующим субъектом (хозяином) становится каждый трудящийся, «каждому трудоспособному — по общественно необходимому труду».
Александр Евсеенко:
— Чем можно объяснить такой парадокс: коммунистические идеи, основанные на извечном стремлении человечества к равенству и социальной справедливости, выглядят довольно привлекательно. Но ряды убеждённых коммунистов растут крайне медленно. Во всяком случае, КПБ сегодня не является даже бледной тенью того, что когда-то называли вдохновителем и организатором всех наших побед.
Николай Егоренков:
— По двум причинам. Во-первых, основой любого общества является экономика. Существует даже специальная теория, описывающая поведение и мотивацию человека в виде пирамиды. В ней пять уровней. Нижний уровень — физиологические потребности. За ними следуют безопасность, групповые потребности, отношение окружающих и, наконец, самосовершенствование. Утверждается, что если нижний уровень не получает своей реализации, следующий человеком игнорируется. Это логично: если вы умираете от голода или жажды, то ради куска хлеба или стакана воды готовы рискнуть жизнью. На этом уровне безопасность вас интересует мало. Когда же потребности первого уровня удовлетворены, человек стремится к безопасности. Получив желаемое, осознав, что он сыт и ему ничто не угрожает, индивид стремится осуществить свои групповые потребности. Ему уже не безразлично, с кем он живёт, работает, дружит, в какой партии состоит. Увы, после распада Союза мы оказались отброшены на несколько уровней назад. Приходится признать, что у нас более или менее реализуются потребности первых двух уровней. Следовательно, многим не до групповых потребностей. Потому и партии у нас не популярны, включая коммунистические (их, кстати, у нас две: КПБ и «Справедливый мир»).
О четвёртом уровне и говорить не стоит. Ведь отношение окружающих и к окружающим есть не что иное, как мораль.
О чём в последнее время мы довольно часто говорим? О падении нравственности! А уж самосовершенствование в таких условиях и вовсе превращается в нечто нереальное.
Елена Чернобаева:
— Печальная картина…
Николай Егоренков:
— Реальная! И далеко не безнадёжная. Народ у нас грамотный, он просто в обещания уже не верит. Поэтому надо партиям, которые ставят своей целью переход к социализму, принять программы, дающие чёткое определение социализма и научно обоснованный план его построения. Убеждён: общество, включая белорусское, давно созрело для перехода к социализму.
Авторы: Александр Евсеенко, Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram