Когда гомельчанам покажут схему озеленения города и что будет с «Дельфином»?

Будет ли ещё прирастать микрорайон Шведская Горка? Что станет с участками для школ и детсадов, которые годами не осваиваются? Какие торговые сооружения впишут в пейзаж Гомеля в ближайшее время? Есть ли у городских властей чёткая позиция — надо или нет строить в городе подземные переходы? Гость редакции — главный архитектор Гомеля Юрий Литвинов.

ШВЕДСКАЯ ГОРКА И ОКРЕСТНОСТИ

— Ранее в СМИ сообщалось, что застройку Шведской Горки приостанавливали из-за корректировки плана детальной планировки. Завершён ли этот процесс? Что изменилось в плане? Насколько ещё прирастёт микрорайон?

— Корректировка проектной документации завершена. Изменилась конфигурация застройки, увеличилось количество планируемых к строительству жилых домов. Микрорайон №59, застройка которого продолжается в настоящее время, предполагает строительство 386 тыс. кв. м жилья или 6300 квартир. В перспективе будут построены ещё два микрорайона. На участке между существующим кварталом и улицей Хмельницкого разместится микрорайон №59а на 84 тыс. кв. м или 1400 квартир. С другой стороны, ближе к проспекту Октября, в микрорайоне №59б построят 86,5 тыс. кв. м жилья — 1440 квартир.

— Сохранились ли в Шведской Горке в резерве площади под школу? Предусматривается ли там строительство обособленного детского сада или выбор сделан в пользу встроенного, а земля будет застроена домами?

— В микрорайоне предусмотрено строительство школы и детских садов. Согласно действующему законодательству, участки под дошкольные учреждения и школы не могут использоваться по иному назначению. Как максимум — можно изменить место их расположения, но для этого потребуется представить технико-экономическое обоснование.

Предварительно, отдельно стоящий детский сад в Шведской Горке будет один. Ещё не менее двух садов разместят во встроенных помещениях жилых домов.

— Расскажите, пожалуйста, об уплотнительном строительстве в Советском районе на текущий момент. Готовятся ли материалы на общественное обсуждение по другим участкам?

— Одобренные архитектурно-градостроительным советом проекты уже реализуются. Это дома на Речицком проспекте, улицах Павлова и Быховской. Также в этом году будут заложены дома на улице Братьев Лизюковых и Жукова. Другие архитектурно-планировочные концепции не готовятся.

— Почему город до сих пор не приступил к освоению Южного намыва?

— Он намыт лишь частично. Требуется добавить ещё очень большое количество грунта, чтобы можно было строить дома. А непосредственно перед строительством дать грунту стабилизироваться хотя бы в течение трёх лет. Это означает, что вложенные деньги ещё несколько лет не дадут требуемой отдачи.

— Когда начнётся снос  домов на Куйбышевском проезде и прилегающих улицах?

— Генеральным планом на месте частного сектора в указанном районе предусмотрена многоэтажная застройка. Но реализация градостроительной документации носит длительный характер и зависит от финансирования, в обозримой перспективе снос не планируется. Сначала дома построят на улице Барыкина, а уж потом пойдут дальше.

НА ТЕМУ ОЗЕЛЕНЕНИЯ МОЖНО ВЫСКАЗАТЬСЯ

— Кто занимается составлением комплексной схемы озеленения города? Могут ли жители города принять участие в процессе? Какие растения должны произрастать и какую площадь занимать, чтобы участок посчитали зелёной зоной?

— Гомельский горисполком выступил заказчиком разработки градостроительного проекта «Схема озеленённых территорий Железнодорожного, Советского, Новобелицкого, Центрального районов Гомеля». Договор по результатам конкурсных торгов заключён с минским предприятием «БелНИИПградостроительства». Его специалисты уже работают в городе: проводят инвентаризацию зелёных насаждений, встречаются с активистами-экологами.

В конце мая на официальных сайтах Гомельского горисполкома и всех районных администраций появились извещения о проводимой работе, описание основных положений проекта. Там же размещена ссылка на анкету, заполнив которую жители смогут оставить свои пожелания разработчикам проекта. Все анкеты будут официально зарегистрированы и использованы в работе. Опрос будет проводиться с 1 июня по 30 сентября.

Документ позволит проводить посадки деревьев и кустарников не хаотично, а строго по схеме. Включённые в неё парки и скверы получат охранную грамоту. Когда концептуальная схема будет готова, её представят на обозрение горожанам. Предполагается, что это произойдёт в августе.

— Жители микрорайона №17 недовольны планами властей застроить зелёную зону вблизи легкоатлетического манежа. Это единственное в округе место отдыха, где можно подышать свежим воздухом. Зачем рубить деревья?

— Генеральным планом развития Гомеля в редакции 2016 года часть озеленённой территории Бурого болота утверждена как зона многоэтажной застройки. В настоящее время потенциальные застройщики рассматривают вопрос освоения земли с точки зрения экономической целесообразности. Разработана предпроектная документация на застройку этой зоны, проводится изучение общественного мнения. В общем-то, мы его уже услышали и сделали определённые выводы.

Быть застройке или нет, станет ясно на этапе проектирования. Возможно, на этой почве домам понадобятся такие фундаменты, что стоимость квадратного метра удвоится.

По поводу деревьев. Экологическая экспертиза на предпроектном этапе дала положительное заключение. Необходимый минимум озеленённости в прилегающих микрорайонах соблюдён.

Информировать людей о положении дел будем и в дальнейшем, в том числе путём проведения собраний. В настоящее время разрешительная документация на начало строительства домов или дорог не выдавалась.

Корректируется Генеральный план каждые пять лет. В 2021 году начнётся новая корректировка, предварительно её результат вынесут на общественное обсуждение.

— В сквере на Юбилейной улице садят деревья на склоне, который зимой используется детьми для катания на санках. Зачем уничтожать естественную горку?

— Горка, как я понимаю, не официальная. Возможно, администрация Железнодорожного района посчитала её небезопасной. Именно этот орган согласовывал схему благоустройства сквера.

ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ

— Интересуют подробности строительства многофункциональных центров на Привокзальной площади и Быховской улице. Насколько архитектурно интересные объекты предполагается там возвести?

— Получена разрешительная документация на строительство обоих объектов. Экспертиза также дала положительное заключение. Возведение многофункциональных центров по нормативу должно завершиться в 2020 году.

Заказчиком строительства торгового центра на Привокзальной площади выступает ООО «Ресттрэйд». Это владелец сети «Дионис», в которой насчитывается 25 магазинов. Решение по их проекту принималось долго с учётом того, что объект будет находиться на Привокзальной площади, где есть исторические здания.

Разработку проекта доверили нашему институту «Гомельпроект», который предложил нейтральную архитектуру. Здание должно получиться лёгким, светлым. За счёт большой площади остекления фасадов оно не будет утяжелять площадь. В любом случае, с точки зрения архитектуры оно будет куда более привлекательным, чем рынок.

На Быховской улице построят современное каркасное здание, стиль которого соответствует другим гипермаркетам сети Green. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

— Возможна ли корректировка архитектурного проекта по ходу строительства объекта частного инвестора? Спрашиваю потому, что первоначально реконструкцию Дома быта на Интернациональной улице гражданам представили довольно интересной. А на выходе мы увидели обычный прямоугольник, разве что заново покрашенный.

— Корректировка возможна при необходимости, что случается крайне редко. Ещё до начала строительства или реконструкции архитектурный и строительный проекты направляются на экспертизу, а если речь идёт о значимых зданиях в центре города — то и на заседание архитектурно-градостроительного совета. Проходить заново эти инстанции невыгодно. Но в случае выявления дефектов или обнаружения, допустим, неизвестных ранее особенностей грунта корректировка возможна.

Инвестор, вложивший средства в реконструкцию Дома быта, сослался на финансовые затруднения и получил разрешение оштукатурить и покрасить наружные стены. Считается, что это временное решение. Когда финансовое положение инвестора станет стабильным, он обязуется устроить вентилируемые фасады.

Объект находится в центре города, а потому его эксплуатация находится под постоянным контролем управления архитектуры и градостроительства.

— Не очень понятно решение властей о размещении МакДональдса на месте стоянки возле универмага «Гомель». Там и сейчас автомобиль некуда поставить, а что будет, когда приедут посетители ресторана? Как планируете выйти из этой ситуации?

— Вопрос о парковочных местах поднимался и при прохождении проектом Госстройэкспертизы Гомельской области. Был произведён расчёт. Он показал, что до реализации проекта на прилегающей территории имеются не более 50 бесплатных парковочных мест и две платные автостоянки, заполняемость которых в любое время суток не превышает 30%.

Ресторану «МакДональдс», исходя из числа посадочных мест, требуется парковка на 22 машины. Инвестор же предполагает устроить только в пределах предоставленного ему земельного участка стоянку на 60 автомобилей. Дополнительно около 30 парковочных мест оборудуют на улице Песина, такое же количество — на улице Хатаевича.

В качестве дополнительного бонуса для гомельчан организация-застройщик благоустроит угол улиц Советской и Хатаевича. Будет уложена новая тротуарная плитка, оборудованы места для отдыха, установлены малые архитектурные формы.

— За новым универмагом имеется долгострой, который сейчас представляет собой лишь скелет здания. Надоело видеть этот беспорядок в центре города.

— Инвестор не потянул строительство. Произведено отчуждение имущества, земельный участок изъят. В настоящее время подготовлены документы для проведения аукционных торгов по продаже незавершённого строительством здания многофункционального торгово-развлекательного центра. Желающие принять участие в торгах есть.

ПЕШЕХОДЫ И ВОДИТЕЛИ

— Не прекращается спор между горожанами, которые хотят переходить автодороги по земле и теми, кто хочет направить пешеходов под или над дорогой. Каково ваше мнение как архитектора, какой вариант наиболее оптимален для облика города?

— Необходимость строительства подземных или надземных переходов обусловлена дорожной обстановкой. Принимая решение о строительстве таких объектов, власть руководствуется соображениями безопасности пешеходов и автомобилистов, увеличением пропускной способности автодорог. Чаще всего на дорогах шириной четыре и более полос такие переходы целесообразно строить.

Мы видим, что напротив института «Гомельпроект» подземный переход дал положительный эффект, на этом месте больше не образуются заторы транспорта. Согласен, есть пенсионеры, мамы с колясками, просто люди с тяжёлой поклажей, которым неудобно спускаться и подниматься по лестницам. Но для них был оборудован электрический подъёмник, который сейчас работает.

Остро не хватает подземного пешеходного перехода возле торгового центра «Мандарин Плаза». Он включён в одну из очередей проекта. Собственник здания обещал построить его ещё в прошлом году после строительства паркинга, но, как видим, слово своё не сдержал, да и паркинг в эксплуатацию не ввёл. Он имел на эту тему беседу с руководством горисполкома. От принятых обязательств не отказывается.

Рассматривается вопрос строительства подземного пешеходного перехода на пересечении улицы Интернациональной с проспектом Ленина. Но разработка проекта пока не ведётся. Объект неудобный. В том месте достаточно узкие тротуары, а под самим перекрёстком пролегает огромное количество различных коммуникаций, которые требуют переноса в другое место.

— Продолжится ли в нашем городе практика расширения проезжей части улиц?

— В перспективном плане много улиц, подлежащих реконструкции с расширением проезжей части. Считаем необходимым выполнить такие работы на улице Гагарина, заодно устроив там дополнительные парковочные места. Правда, столкнулись с некоторым противодействием граждан.

Также давно обсуждается расширение улицы Каменщикова и продолжение широкой дороги до перекрёстка с Советской улицей. Это одна из очередей строительства Восточного обхода.

— Рядом с Восточным обходом есть котлован, который начали засыпать землёй. Что здесь планируют построить?

— Котлован в районе перекрёстка улицы Бородина с Восточным обходом засыпают грунтом, изъятым с мест строительства зданий в других районах. Возведение здесь жилья не предусмотрено по санитарно-гигиеническим соображениям. Указанный пятачок предназначен под размещение опорного пункта милиции и центра оказания бытовых услуг населению.

— Когда продолжится строительство моста через Сож в рамках проекта Восточный обход?

— Сложно сказать. Мост — это чрезвычайно дорогой объект. Если направить на него средства из городского бюджета, то обо всех остальных тратах вплоть до уборки улиц придётся забыть.

Если бы началось массовое жилищное строительство в Берёзках, то оно бы поспособствовало скорейшему завершению строительства Восточного обхода. Для застройщиков в Берёзках благодать: хорошая проектная отметка, не требуется никакого дополнительного намыва грунта. И земли под строительство там хватило бы лет на двадцать. При подготовке корректировки Генерального плана мы будем предлагать включить эти земли в зону многоэтажной застройки. Однако сейчас они сельскохозяйственного назначения, хоть и низкобалльные. Вывести их из этого статуса можно только по согласованию с Президентом.

СТАРЫЕ ВОПРОСЫ О ГЛАВНОМ

— В новых микрорайонах нет дошкольных учреждений. В советские времена детские сады строили одновременно с жильём, и проблем не было. Почему сейчас так не делают?

— Времена нынче другие. Если строительство жилья финансируют сами дольщики или государство для льготных категорий населения, то на строительство социальных объектов требуются средства из бюджета. Для местного бюджета это очень ощутимые затраты.

Тем не менее подвижки есть. Был построен и уже работает опытный детский сад во встроенном помещении на первом этаже жилого дома. Он небольшой вместимости. Плюс же заключается в том, что при строительстве в составе жилого комплекса проще аккумулировать необходимые средства. Для новых микрорайонов это неплохой выход из положения.

Строится и отдельно стоящий детский сад в микрорайоне Южный. Он первый в нашей современной истории, но не последний. Площадки под отдельно стоящие детские сады зарезервированы в каждом микрорайоне и не подлежат застройке другими объектами.

— Какие планы по возведению дома на улице Тельмана, застройщиком которого выступал «Центр лизинг»? Будут ли достроены подземный паркинг и второй дом?

— Сейчас сложно это комментировать, поскольку судебные разбирательства продолжаются. Одни дольщики желают продолжать строительство, другие хотят вернуть вложенные средства. Владелец компании-застройщика отбывает наказание и не может рассчитаться по долгам. Хотя справедливости ради нужно отметить, что часть средств он вернул, отдельным лицам долг погасил в полном объёме.

Дом достроят, но в каком виде, пока неизвестно.

— Когда введут в строй поликлинику на улице Мазурова и школу в микрорайоне №21? На заборе последней уже написано, что здание аварийное.

— Здание поликлиники почти готово. Осталось выполнить внутреннюю разводку сетей и наружные покрасочные работы. Вопрос открытия учреждения упирается в необходимость закупки оборудования. Там фигурирует космическая сумма денег. Вероятно, потребуется помощь бюджета высокого уровня.

Зданию школы требуется ещё большой объём строительно-монтажных работ. Решается вопрос о выделении финансирования. Руководство страны знает о нашей проблеме. Во время недавнего визита строительную площадку посещала глава администрации Президента Наталья Кочанова.

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

— Можно ли увеличить количество машино-мест, пока дом только строится?

— Нет, в процессе строительства это невозможно, так как благоустройство придомовой территории заложено в смету, от него зависит конечная стоимость квадратного метра. В процессе эксплуатации дома ЖСПК может обратиться за разрешением на строительство дополнительной гостевой стоянки. Оборудовать её придётся за собственные средства при условии соблюдения необходимых административных процедур и требований нормативно-правовой базы.

— Дядя заканчивает строительство гаража на своём участке. Только сейчас выяснил, что для этого сначала нужно было получить разрешение. Что ему грозит за самоволку?

— Санкции за правонарушения такого рода ужесточились. Независимо от соблюдения противопожарных разрывов и других норм строительства налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин. Если самовольное строительство допустит индивидуальный предприниматель, то его оштрафуют на сумму от 20 до 100 базовых, а если юридическое лицо — до 500 базовых величин.

Если при строительстве окажется самовольно занятым земельный участок, то здание без всяких оговорок подлежит сносу. Бывают обидные случаи, когда строение выступает за пределы отведённого под него земельного участка на каких-то 30-40 см, тем не менее, его всё равно сносят.

— Вызывает беспокойство отсутствие движения за забором бассейна «Дельфин».

— Объект находится на балансе отдела образования, спорта и туризма. В настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация на реконструкцию сооружения, решается вопрос о выделении финансирования. В нынешнем заброшенном виде бассейн точно не останется.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights