Буквально за несколько дней до празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в руки журналистов гомельской районки попало письмо, датированное октябрём 1944 года. Весточка с фронта адресована проживавшим в Гомеле Надежде Мышковской и её дочери Любови. Автор письма – их сын и брат Валентин.
«Здравствуйте дорогие мамаша и Любочка!!! Первым долгом сообщаю вам, что жив-здоров, чего и вам желаю. Вы себе представить не можете, какая у меня большая радость… Мой пройденный славный путь, путь победный от Смоленска до Москвы, от Москвы до Риги, где не снилось во сне, что придётся воевать за неё и быть, хотя не всё время, но временно. И вот за славные победы правительство Советского государства меня наградило орденом Славы…
Дорогая мамаша, ведь у меня уже три правительственные награды, и вот сегодняшняя снова принесла в меня мужества и силы, чтобы дальше громить проклятого врага в его собственной берлоге. Ведь подходит ему кончина, скоро будет смерть гитлеровской своре и настанет снова светлый день. Он же несёт в данный момент то, что мы перенесли в трудные дни 1941 года. И вот теперь его бьёт на его же земле наша славная Красная армия, которая добьёт и сотрёт с лица земли раз и навсегда.
Дорогая мамаша, бывал в Риге. Какой замечательный город! А вообще был в Эстонии, в Латвии и других местах. И вот буду там, где был шесть месяцев, только, конечно, ещё подальше, чтобы добить окончательно врага.
Дорогие, живу я хорошо. От Сергея не получаю писем, не знаю, почему. Если пишет, то передайте ему от меня большой привет и пусть пишет мне. Любочке послал картинки, чем богат, тем и рад.
Дорогая мамаша, как ваше самочувствие и Любочки? Что слышно нового? Пишите подробно. Передавайте привет дорогой бабушке… Желаю встретить хорошо годовщину Октябрьской революции. На этом кончаю. Целую вас крепко и обнимаю, ваш Валентин».
Валентин Мышковский.
Гомельчанин Валентин Мышковский в своём письме умолчал, за какой подвиг был удостоен высшей солдатской награды СССР – ордена Славы. Нам удалось выяснить, что родился герой в 1910 году. Его отец, Дмитрий Яковлевич, более 40 лет проработал слесарем на Гомельском вагоноремонтном заводе. Сам же Валентин Дмитриевич избрал для себя профессию архитектора. Успел до войны поработать чертёжником-копировщиком и начальником отдела в «Гомельоблпроекте».
В первые дни войны был призван в армию водителем грузового автомобиля. Вскоре «вырос» до шофёра при штабе Западного фронта. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении, защищал подступы к Москве. К 1944 году был награждён медалями «За оборону Москвы» и «За отвагу».
В период боёв за освобождение Прибалтики Валентин Мышковский стал свидетелем вынужденной посадки на нейтральной полосе подбитого советского самолёта. Пока немцы собирались с силами, чтобы захватить экипаж в плен, сержант Мышковский, рискуя жизнью, бросился к самолёту, разбил фонарь кабины и одного за другим вытащил потерявших сознание лётчиков. Едва успел перенести их в безопасное место, как самолёт взорвался. Свидетелем отважного поступка оказался высокопоставленный офицер штаба фронта, который и ходатайствовал о награждении героя орденом Славы III степени. После войны Валентин Мышковский вернулся в Гомель, где 45 лет жизни отдал работе в «Гомельоблпроекте».
Но Валентин Дмитриевич не единственный в семье Мышковских боролся с врагом на фронтах Великой Отечественной. Воевали и два его младших брата. Средний Пётр в Красную армию был призван в 1939 году. Служил связистом и погиб под Брестом в первые дни войны. Самый младший Сергей, преподававший до войны музыку в Гомельском музыкально-педагогическом училище, добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Северо-Западном фронте. После победы над фашисткой Германией вместе с частью был переброшен на Дальний Восток, где принял участие в разгроме японской Квантунской армии. После возвращения домой окончил Ленинградскую консерваторию, впоследствии более 40 лет проработал концертмейстером симфонического оркестра БССР.
Редакция выражает благодарность Эдуарду Охтилеву за предоставленные материалы.
belkagomel.by
Читайте также:
Портрет Гоголя, переезд в Москву и «ребусы» в письмах. История рода Шаиных-Шпицер
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram