С шезлонгами и без щебёнки. Каким будет первый в Гомеле инклюзивный пляж

Этой весной Гомель облетела новость, что у Роповского озера оборудуют инклюзивный пляж. На старте проекта инвалиды-спинальники обсудили свою инициативу с властями, вместе осмотрели локацию и запустили конкурс на лучший проект безбарьерного берега. Мы дождались его результатов. Администрация Советского района выбрала самую жизнеспособную задумку студентов-архитекторов. Рассказываем, что там есть.

В конкурсе участвовали студенты БелГУТа. Закрывая семестр по дисциплине «универсальный дизайн», будущие архитекторы подготовили шесть проектов речного пляжа, совершенно разных по размаху. Победила версия Артёма Ксензова. Пятикурсник говорит, работать было непривычно. Ведь в университете обычно требуют полёта фантазии, а в этот раз стояли рамки в виде норм по ширине дорожек и ограниченного бюджета.

— Как архитектор я вижу тут достаточно примитивный вариант, — Артём раскатывает ватман на столе. – Расчёт был на максимально лёгкое воплощение проекта в жизнь. Тут и материалы указаны, которые представлены сегодня на рынке. В один клик можно заказать и дорожку из переработанного пластика, и низкие шезлонги.

Новый пляж решит базовые потребности людей с инвалидностью. Необходимый минимум обозначила гомельчанка Светлана Юхалко, которая в инвалидной коляске уже много лет. К водоёму девушку привезли на машине.

Светлана Юхалко

Светлана сразу спрятала телефон в портфель, чтобы руки с полной силой могли крутить колеса. Ехать нужно по щебёнке. Передние колёсики, уворачиваясь от одних камушков, натыкаются на другие. Через десять метров серо-розовых «зёрен» щебня мы попадаем в спасительный тенёк.

— Прятаться от солнца и болтать. Пока на пляже заняться больше нечем, – делает вывод Светлана и отмечает пользу воды. Но доехать к ней на коляске пока невозможно: – Мышцы расслабляются и коже приятно. На глубине плавать я не рискую, потому что после травмы по-другому ощущаю тело. Пробовала в бассейне у бортика. Ещё отлично выходит с кругом.

Светлана в юности занималась танцами, плаванием и лёгкой атлетикой. Сейчас она чемпионка страны по бочче (спортивная игра на точность – прим. автора). Спортсменка по характеру, женщина всё-таки попыталась помочить ножки. Не в одиночку, конечно.

К нам присоединись загорелые мужчины в синем. Это спасатели ОСВОДа. Светлана провела для них чёткий инструктаж и расслабилась, всю работу выполнил осводовец Сергей. Шаг первый: наклонить коляску назад, сняв рюкзак со спинки, чтобы не волочился по песку. Шаг второй: медленно двигаться по прямой и следить за дорогой. «Аккуратно там, смотри – ямка», – подсказывает напарник, пытаясь сфотографировать непривычное действо. А Сергей тормозит, потому что колёса утонули в песке. Шаг третий: нащупать у воды устойчивое положение и зафиксироваться.

— Я была в городе Саки на пляже. Он тоже инклюзивный, тем не менее, не совсем удобный. Парапет есть, но ближе к воде надо ехать по гальке. По ней проще передвигаться, чем по песку, но сил уходит очень много. У самого моря нужно слезть с коляски и на попе допрыгать до воды. Так как я «шейница», у меня ослаблены руки, забраться обратно на коляску не могу, поэтому просила прохожих помочь.

— И как реагировали?

— Помогали без проблем. Саки считается городом колясочников, поэтому отдыхающие привыкли видеть разных людей, они даже уже не обращают внимания на инвалидов. Помогают, и всё.

В Беларуси всего два пляжа адаптированы для людей с дополнительными потребностями. Минский открыли в начале этого сезона, а в Лиде три года назад. Тоже благодаря инициативным горожанам. Об архитектурных стандартах пока речи не идёт. Так что в работе над роповским проектом пришлось опираться на опыт заграницы.

— Я раньше не задумывался, что такие вещи вообще практикуют, – делится Артём. – Оказалось, в мире есть лодки с лифтами, необходимые дорожки вдоль всей набережной, специальные парапеты. В основном, обустраивают морские пляжи: Турция, Греция, Мексика, Россия. Хотя не все решения мы можем применить. Картинка в Интернете есть, а подробных описаний недостаёт.

Артём Ксензов

Ключевой объект на инклюзивном пляже – это удобный спуск в воду. Артём придумал подводную платформу у самого берега. Она погружена на полметра и оснащена перилами.

— Буквально в последний момент я добавил выход с платформы на глубину. Это для тех, кто уверенно чувствует себя на воде. Я не стал ограничивать передвижения «лягушатником». Мой дед недавно пересел в коляску, и я вижу, как для него важно чувствовать себя полноценным. Самому открыть двери, что-то поднять или принести.

По задумке, в воду нужно заезжать на своей коляске. И это первый минус.

— Я бы не рискнула, — помахала головой Светлана Юхалко и пояснила свою реакцию: – Коляска дорогостоящая, все болтики-винтики после воды нужно насухо протирать – иначе чревато ржавчиной. И потом, это же речная вода, после нужно стирать все текстильные элементы, а как их стирать? Не думаю, что кто-то готов пожертвовать своей коляской ради купания.

Автор проекта пока предлагает обходиться личной сменной коляской. То есть вместе с купальником и солнцезащитным кремом, людям с инвалидностью нужно брать на пляж коляску для воды – из пластика или надувную. Но если бюджета хватит, уместно организовать прокат плавательных средств наряду с катамаранами и лодками. Такое практикуют в Калининграде и на других инклюзивных пляжах России. Коляска-амфибия выглядит как приподнятый трёхколёсный шезлонг. По бокам у неё жёлтые надувные подлокотники, а спереди – длинная металлическая ручка. Для пересадки на такой агрегат понадобится посторонняя помощь. Но мы уже знаем, что сотрудники ОСВОД без проблем её окажут.

Во время обсуждения проекта выскочили и другие вопросы.

— Нет инфраструктуры для велосипедистов, стоянку нужно предусмотреть, – включается в разговор куратор  Артёма Ксензова преподавательница БелГУТа Татьяна Кублашвили. — Забыли про санузлы, и ещё не помешал бы навес для тех, кто уже принял достаточно солнечных ванн, но уходить не собирается. Зонтики в этом не так эффективны.

Татьяна Кублашвили

Исправлять нюансы будет не Артём. Проект передали в администрацию Советского района. Там пообещали найти спонсора для реализации проекта. По прогнозам Татьяны, закончить к следующему сезону вполне реально. К слову, Минский и Лидский пляжи тоже обустроили за год.

— Авторского надзора нам не обещали, – говорит Артём. – Но мы бы с радостью поработали и дальше. Вот, к примеру, закупят не зелёные кабинки, а синие. В этом нет ничего страшного, я подстроил бы всю палитру пляжа под эти синие кабинки. Всё-таки хочется сохранить эстетику.

— Да и в целом мы готовы сотрудничать, – подхватывает подопечного Татьяна. – Наши студенты проектировали другие инклюзивные объекты в Гомеле по просьбе общества инвалидов-спинальников. В городскую среду отлично впишутся площадка для параворкаута, адаптивный сквер на Юбилейной и другие. В идеале вся среда в городе должна быть инклюзивной, тогда удобно и комфортно будет всем – и пожилым людям, и мамам с колясками, и велосипедистам…

Автор: Юлия Цурко. Фото: МАРИИя АМЕЛИНа
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights