Старожил Гомельского автопарка №1 о том, как «раскатывали» 17-й маршрут и почему не нужно экономить на кондукторах

В Гомельском автобус­ном парке №1 старший диспетчер Галина Никольская работает более 37 лет. Как при­шла в 1983 году в дис­петчерскую службу, так и сегодня руково­дит движением машин на маршрутах. Старо­жил автопарка может сравнить состояние пассажирских перевозок в советское время и сегодня. Сейчас в эту нишу уверенно заходит частный бизнес, однако госу­дарственный перевоз­чик так и оставил за собой самую обшир­ную сеть покрытия населённых пунктов. Галина Никольская знает, почему это происходит.

Автоколонна №2443

— Оператором движения диспет­черской службы автоколонны №2443 меня приняли 1 апреля 1983 года, — вспоминает свой первый рабочий день Галина Ивановна. — Это и есть сегодняшний автопарк №1. Показали рабочее место — и вперёд. Поначалу объём предстоящей работы казался пугающим. Автоколонна обслуживала все городские и пригородные марш­руты, массу междугородных и заказ­ных рейсов. И всё нужно было дер­жать в голове, ориентироваться, где каждый водитель и на какой машине находится в настоящий момент.

Галина Никольская

Самым сложным оказалось запом­нить их самих.

— Поначалу было сложно, могла и запутаться, особенно если фамилии одинаковые. У нас ведь работали и члены одной семьи. Например, братья Шпуталовы, Паращенко. Со временем со многими подружилась. Да что там говорить, я и замуж вышла за нашего водителя, — улыбается Никольская.

Автобусного парка №6 тогда ещё не было, и все машины обслу­живались здесь, на улице Барыкина. Развитие городской сети происходило на глазах Галины Ивановны. Кстати, она считает, что ломать установившийся годами порядок многочисленными экспериментами и корректировками вредно.

— В транспорте нужно избегать изменения трассы маршрутов и рас­писания движения. На каждом из них сложился пассажиропоток. Люди привыкают к тому, что в определён­ное время на остановку придёт авто­бус, и строят в соответствии с этим свои повседневные планы. Как только что-то меняется, пассажир начинает искать альтернативу и уходит, — объ­ясняет старожил автопарка.

Первое рабочее место Никольской выглядело попроще, чем сейчас. В те годы ещё не было ни компьютеров, ни мобильной связи, ни тем более Интернета. Все документы выписы­вались вручную, а связь с водите­лями на линии держали по стацио­нарным линиям или просто переда­вали информацию друг через друга. Хотя и сейчас наряды и диспетчер­ские графики составляются на бумаге.

— В случае схода машины с линии в черте города водитель искал так­софон или передавал информацию о происшествии через коллег, следую­щих в парк. Сегодня это кажется уди­вительным, но такие форс-мажоры отрабатывались очень оперативно, — вспоминает Никольская. — За горо­дом бывало всякое. И если машина опаздывала на автостанцию или в парк больше чем на час, мы сами начинали искать её на маршруте. А со временем узнали кое-какие особенно­сти нашей автодорожной сети. Напри­мер, автобусы из Минска, Слуцка и Барановичей по понедельникам могли прийти с большой задержкой, потому что подолгу был закрыт железнодорож­ный переезд между Речицей и Светло­горском. Пути вели к военной части. Там по понедельникам перевозили с места на место ракеты.

А ведь поломки случались и на междугородных линиях. В этих слу­чаях водителям приходилось останав­ливать попутки и просить водителей по приезде в город сообщить об их проблеме в парк.

И ночью работы хватает

В должности оператора Галина Никольская отработала до 1990 года, а потом пошла на повышение — была назначена старшим диспетчером, функции которого выполняет и по сей день. Её рабочая смена длится 12 часов, и периодов затишья не бывает даже ночью.

— Последний автобус с маршрута №43 приходит в парк в 1:48. Кон­дуктору нужно сдать деньги, а води­телю заправиться, убрать автобус и только после этого вернуть диспет­черу путевой лист. С этого путевого листа мы забираем данные о количе­стве выполненных рейсов, перевезён­ных пассажирах и выручке. К утрен­ней планёрке на столе у руководства уже должны лежать свежие оператив­ные данные, — поясняет специалист.

— Времени на сбор информации не так много. Уже в 3:30 дежурные авто­бусы начинают собирать по городу водителей, которым понадобятся новые путевые листы. В 4:30 в дис­петчерской может возникнуть оче­редь. Впрочем, многие водители при­ходят за путевыми листами заранее.

Круг обязанностей Галины Николь­ской не ограничивается только лишь диспетчерскими функциями. Наравне с инженерно-техническим персона­лом она регулярно выезжает на обсле­дование пассажиропотока на тех или иных маршрутах, готова объяснить людям на остановках, куда следует тот или иной новый маршрут. Так про­исходило в своё время при открытии маршрута №17. Это сейчас он самый востребованный в городе, а неко­торое время после появления из-за недостатка информации его никак не могли «раскатать».

Метод личного общения работает и сегодня. Диспетчеры могут позво­нить председателю садового товари­щества и попросить довести дачникам информацию о назначении маршрута на летний период.

В форс-мажорных обстоятельствах Никольская готова взять сумку кон­дуктора и обилетить пассажиров:

— Да, был недавно и такой эпизод. Заболела кондуктор, а предупредила нас поздно. Быстро найти замену не получилось. И вот у моего окошка появился водитель 26-го маршрута Володя Кутенко. Без кондуктора он отправиться в рейс не мог, а ведь это был утренний час пик. Пришлось мне срочно получить билеты и после своей ночной смены отправиться в рейс. Все пассажиры были достав­лены на работу вовремя.

В Киев снова идут автобусы

По словам Никольской, самыми востребованными в Гомеле являются маршруты №№17 и 18. Их обслужи­вают одновременно два автобусных парка. За смену кондуктор сдаёт около 3700 рублей. Никакой борьбы между филиалами «Гомельоблавтотранса» за наибольшую выручку нет. Играет роль экономическая целесообраз­ность. Автопарку №6 ближе начать работу с Клёнковского микрорайона, первому парку — с Медгородка. Туда и уходят первые машины, а потом движутся навстречу друг другу.

Самый «пустой» маршрут — №54 «Чёнки — Улица Чкало­ва». Но он нужен для того, что­бы доставить жителей посёл­ка на предприятия Советского района, поэтому об отмене речь не идёт. Не пользуются особой популярностью у пассажиров и маршруты в Романовичи. Туда пускают автобусы средней вместимости.

Предприятие работает в целом ста­бильно и гарантированно обслужи­вает маршрутную сеть. Уменьшились объёмы работы по заказам сторонних организаций. В советские годы на заказах ежедневно работали 120 авто­бусов: возили на объекты строителей всех гомельских трестов, дорожни­ков, полностью обеспечивали транс­портом строительное управление воз­водимой ТЭЦ-2. Сегодня одни орга­низации потеряли собственные объ­ёмы, другие обзавелись своими авто­бусами.

Ну и международное сообще­ние сильно просело. Из-за эпиде­мической ситуации государствен­ные границы оказались закрытыми и рейсы пришлось отменить. Правда, с 16 октября возобновилось сообще­ние с Киевом (стоимость билета — 25 рублей). Первым рейсом восполь­зовались девять человек, но люди про­сто ещё не знают о возобновлении работы, считают в парке. Границу с Украиной автобус пересёк спокойно в обоих направлениях.

В автопарке с нетерпением ждут, когда откроется сообщение с Россией. Обычно всегда востребованными были рейсы на Новозыбков.

Частник снимает сливки, но…

Вообще, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с позднесоветским перио­дом можно долго. Для истории пару десятилетий — миг, а изменилось очень многое даже в одном городе. Галина Никольская вспоминает, что когда-то рейсы с вокзала в аэропорт обслуживала целая колонна автобу­сов до шести машин, ведь авиарейсы отправлялись из Гомеля очень часто по многим направлениям. Несколько лет назад маршрут попытались ожи­вить, выделив автобус, подвязанный к чартерам. Но потом всё равно закрыли за ненадобностью. В транспортную сферу пришли частники, которые быстро опреде­лили для себя наиболее выгодные маршруты и получили на них разре­шения. По тому же №17 сейчас марш­рутки ходят не реже поездов в сто­личном метро. Но не гарантируют ту надёжность, которую обеспечивает государственный автопарк:

— Коммерческий перевозчик может позволить себе сойти с марш­рута, и ему за это ничего не будет. Для нас каждое происшествие на линии — повод для принятия срочных мер. Вот смотрите, всё лето марш­рут Гомель — Шарпиловка — Аба­кумы работал с крайне низкой выруч­кой. И вдруг резкий рост. Оказалось, что нашему конкуренту без дачников работать на маршруте стало неинте­ресно, и он прекратил выпускать свой автобус. А пассажиры остались и вер­нулись к нам. Или ещё одна «анома­лия»: самый окупаемый рейс на Ветку отправляется в 20:30. Это потому, что после 20 часов частник уже не рабо­тает и поздние пассажиры ждут наш автобус. Кстати, Ветку раньше тоже обслуживала целая колонна, а теперь всего две машины. Но мы в себе уве­рены, да и молодёжь видит в авто­транспорте будущее, приходит в авто­парк по окончании профильных учеб­ных заведений.

Автопарку нужны кондукторы

Диспетчерская служба является своеобразным входным фильтром транспортного предприятия для определения деловых качеств буду­щего работника аппарата управления. Молодёжь часто начинает трудовую карьеру здесь.

— Это очень важно. Молодой специалист должен сначала узнать работу единого организма изнутри, досконально изучить маршрутную сеть, иначе как же он будет управ­лять процессами перевозок, состав­лять графики движения? — задаётся вопросом Галина Ивановна. — Мно­гие наши руководители сидели за этим пультом. Но важна не только профессиональная компетенция. Чтобы задержаться в автобусном парке, нужно любить всё, что связано с транспортом.

Сегодня автобусный парк №1 при­глашает на работу не только техни­чески подкованных сотрудников. В дефиците кондукторы, из-за чего, например, в автобусе №21 на Уриц­кое билеты продаёт водитель. Это не очень большая нагрузка, так как мно­гие жители пригородного посёлка пользуются проездными билетами, но всё же.

Многие, даже отработавшие немало лет, кондукторы ушли из-за страха подхватить в салоне коронавирусную инфекцию, хотя все салоны обрабаты­ваются антисептиком. Новым людям в парке будут рады, так как не видят нужды сокращать штат кондукто­ров. Они ежесуточно привозят в парк «живые» деньги, которые позволяют решать текущие вопросы. Общая суточная выручка составляет до 25 тысяч рублей в выходные дни. При этом кондукторы с городских маршрутов сдают по 10 тысяч рублей.

— Заработок может быть при­личным у специалиста любой ква­лификации. Главное, повторюсь, это неравнодушие к транспорт­ной сфере, — провожает нас Галина Никольская.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

В «Гомельоблавтотрансе» рассказали о системе продажи билетов онлайн и показали новые автобусы

Общественный транспорт Гомеля: зачем экономить на кондукторах и ставить «автономники» под контактную сеть?

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...