О доступности городской среды говорили участники семинара в автобусном парке №1. Гомельчане с инвалидностью высказали пожелания работникам общественного транспорта, которые полезно будет знать и пассажирам.
— В общественном объединении «Инвалиды-спинальники» состоят в основном люди после травмы позвоночника. Но есть и перенёсшие инсульт, ампутанты, больные детским церебральным параличом. Лучший способ перемещения по городу для них — это личный транспорт, но не все могут себе его позволить, —объяснил суть вопроса член совета общественного объединения Сергей Бауманис и передал слово инструктору-колясочнику Александру Тимофееву. Он из тех, кто много передвигается по городу как раз на общественном транспорте.
— Когда нужный автобус подъезжает к остановочной площадке, я поднимаю руку в знак того, что хочу им воспользоваться. Если машина подойдёт к краю площадки близко, сантиметров на 15-20 от бордюра, то я смогу попасть в салон без посторонней помощи. Но бывает, что водители останавливаются в метре от площадки. Это наихудший вариант. Лучше уже отъехать на два метра, чтобы можно было сесть в автобус с земли. Кроме того, коляски различаются по своей конструкции.
По словам Александра, активная коляска позволяет человеку быть более маневренным. А вот комнатная более громоздкая и инвалиду в ней передвигаться в автобусах и троллейбусах без посторонней помощи сложно. Также без посторонней помощи трудно подниматься с уровня земли. Некоторые силачи могут попытаться, но при этом возникнет большая нагрузка на двери автобуса, за которые инвалид возьмётся руками.
Если на линии работает низкопольный автобус, то пользоваться им можно достаточно комфортно. А вот если к остановке подойдёт «гармошка» МАЗ-105 с одной ступенькой, то инвалид не станет настаивать на помощи других людей.
Таких автобусов в парках пока большинство. Но эта модель уже снята с производства, и обновление происходит только за счёт полностью низкопольных машин.
Водителей просят выйти из кабины и предложить свою помощь. Ведь человек может быть ослабленным. От кондукторов, среди которых большинство женщины, это не требуется. Им нужно только узнать, до какой остановки следует инвалид, и предупредить об этом водителя, чтобы тот подъехал к автобусной остановке по правильной траектории.
— Просить о помощи других пассажиров можно с большой осторожностью. Это большая нагрузка, и если человек потянет спину, он сможет предъявить претензию перевозчику, — предупредил Сергей Бауманис.
Нужно обращать внимание не только на щель между бордюром и автобусом, где могут застрять передние маленькие колёса, но и на движение по отброшенной в рабочее положение специальной аппарели.
В месте, где расположены петли и замок для крепления устройства, имеются порожки. Если в них упрутся те маленькие колёса, а помощник толкнёт пассажира в спину, может произойти опрокидывание коляски, усадить в которую тяжёлого взрослого человека снова будет непросто. Во избежание этой неприятности инвалида следует закатывать лицом вперёд, а выкатывать на улицу спиной вперёд. Это минимизирует риски. Приподнимая передние колёса, следует не забывать, что там находятся ступни пассажира, а значит нужно отступать на 5-7 см от борта автобуса. При выходе нужно предупреждать пассажира, что помощник отпустит коляску, чтобы инвалид принял на себя контроль над приспособлением.
Семинары-практикумы проводятся на базе основных городских перевозчиков пассажиров дважды в год в рамках государственной программы социальной защиты населения. Присутствовавшие работники автопарка поблагодарили активистов общественного объедения за обстоятельный рассказ. Некоторые признались, что до сих пор перевозили инвалидов в креслах только с сопровождающими, поэтому помощь водителей не требовалась. Однако они готовы приложить усилия со своей стороны, чтобы городской транспорт был действительно доступным для всех.
Автор: Евгений Захаров. Фото предоставлено ГОО «Инвалиды-спинальники»
Читайте также:
Посмотрите, как надо. В Гомеле построили идеальный пандус
Один – глаза, другой – ноги. Гомельские инвалиды осваивают программу взаимопомощи
В Гомеле инвалиды-спинальники провели мастер-класс для будущих архитекторов
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram