Отчаявшись ждать, когда наконец в Гомеле появится настоящая безбарьерная среда, около года назад гомельские инвалиды по зрению и инвалиды-спинальники решились на эксперимент. Его суть заключается во взаимопомощи. Люди с ограниченными возможностями вместе зондируют городское пространство (один отвечает за ноги, другой — за глаза) и учатся быть мобильными без помощи здоровых людей.
— Слепой человек может самостоятельно передвигаться, а тот, кто сидит в коляске, видит, куда надо двигаться и какая обстановка складывается вокруг. Вот мы и подумали, а почему бы им не помочь друг другу? — вводит в курс дела председатель областной организации Белорусского товарищества инвалидов по зрению Александр Болдуев. — Усилия обеих сторон были объединены в рамках программы «Вместе мы сможем больше». Программа действует год, и уже есть результаты.
Продемонстрировать их инвалиды взялись во время месячника «Человек с белой тростью». В коляске — Антон Королёв, рядом — инструктор «БелТИЗ» инвалид I группы по зрению Дмитрий Геращенко. Ребята давно дружат, оба из Новобелицкого района. Правда, один проживает на Хуторе, другой — у 2-й школы.
— Мы созваниваемся и договариваемся, на какой остановке встречаемся, — такую ситуацию ни Дмитрий, ни Антон серьёзным препятствием не считают. — Потом вместе идём по делам или просто гуляем.
Конечно, поначалу у ребят не всё шло гладко. Это сегодня они со смехом вспоминают, как то и дело заруливали не туда или вихляли по тротуару, словно пьяные. Но со временем взаимопонимание было найдено и даже выработаны определённые термины для лучшей коммуникации и мобильности. Например, команда «Баланс!» означает, что передние колёса инвалидной коляски нужно приподнять вверх, «Разворот на 80» — впереди препятствие.
Сегодня при передвижении по городу Дима и Антон ощущают себя единым организмом. Их движения столь уверенны и чётки, что, глядя со стороны, создаётся впечатление, будто колясочника везёт вполне здоровый человек. Во время нашей встречи одна из женщин на остановке даже врезалась в коляску, будучи вполне уверенной, что ребята её объедут. И крайне удивилась, когда узнала, что инвалида-спинальника везёт по городу абсолютно слепой человек. «Никогда бы не подумала!» — этот изумлённый возглас прозвучал для Дмитрия и Антона как высшая похвала.
А вот Виктории Лабоде и Наталье Кравченко до такого взаимопонимания пока далеко. Шесть лет назад став жертвой разбойного нападения и утратив возможность самостоятельно передвигаться, Виктория до сих пор стесняется своего положения и на улице не может громко подавать нужные команды. Что, в свою очередь, не даёт возможности Наталье верно выбирать направление движения, особенно на оживлённых городских улицах. Девушки то и дело съезжают в кювет и останавливаются.
Есть у них трудность и другого рода, о которой Вика говорит с нескрываемой горечью. Отдавая должное местным органам власти за меры по созданию безбарьерной среды, она тем не менее никак не может понять: для кого в городе оборудуются некоторые пандусы? Такие, например, как близ универмага «Гомель». Чтобы воспользоваться им, возмущается Вика, размах рук должен быть не менее трёх метров. А ещё поражает девушку конструкторское решение в виде металлических швеллеров, которые строители укладывают в городских подземных переходах.
— Они расположены под чересчур большими углами (24 градуса для инвалида предел) и словно рассчитаны на то, что инвалиды-колясочники обладают навыками циркового эквилибриста. Или спортсмена-экстремала, способного едва ли не вертикально подниматься на двух колёсах, — высказала негодование молодая женщина.
В таких случаях даже помощь напарника не всегда результативна. В чём мы смогли убедиться, наблюдая, как Виктория и Наталья пытались подняться по небольшому пандусу, устроенному у входа в здание «БелТИЗ». Взобраться на него они смогли только с помощью парней. Так же, как и на ступеньки расположенного неподалёку продуктового магазина «Солнышко».
Испытывают проблемы инвалиды, преимущественно спинальники, и с передвижением в общественном транспорте, особенно в троллейбусах. Которые они привыкли делить не столько по номерам маршрутов, сколько по раскраске. Зелёные — значит, новые, где для них предусмотрен низкий пол. В этот они въезжают без особых проблем. А вот синие, старые, таким устройством не обладают, и их чаще всего приходится пропускать. Даже если следуют они в нужном инвалиду направлении. С маршрутками ситуация и вовсе аховая, передвижение в них инвалидов-колясочников практически исключено. Хотя, убеждён Антон Королёв, есть и вполне доступные, достаточно только убрать в них одно из передних сидений, освободив место для коляски.
Повествуя о существовании препятствий в городской безбарьерной среде, ни один из собеседников не выказал и намёка на обиду или жалость. Бесстрастная констатация фактов и нескрываемый оптимизм — вот что поразило больше всего в общении с ними. Откуда в этих дружелюбных, лёгких в общении людях, которые, по мнению многих, имеют ограниченные возможности, такая любовь к жизни? От того, наверное, что каждый из них в своё время сумел преодолеть свой самый главный барьер: барьер отчаянья и безысходности.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram