Где-то под сводами Гомельского областного драматического театра наверняка живут призраки. По крайней мере, сами актёры в этом не сомневаются. Слишком много мистических случайностей происходит в заброшенных уголках старого здания. Возможно, это оживают сыгранные роли. А может, просто ветер воет на крыше… Сегодня мы вошли в театр не с парадного, а служебного входа, чтобы последовать за тенями Шекспира и Достоевского и погрузиться в другой мир. Тот, что не на сцене, а за ней. Проводником в закулисье стал художественный руководитель Сергей Лагутенко, который в театре работает с 1989 года и за это время сыграл больше сотни ролей.
Страшно подходить к краю
— Если выйти на сцену ночью, станет жутко. Страшно подходить к краю. Очень точно это состояние передал Чехов: «Чёрная бездонная яма, точно могила, в которой прячется сама смерть», — делится своими ощущениями Сергей Феликсович. Ему не раз приходилось сталкиваться с необъяснимым. — Однажды во время гастролей в черниговском театре я провалился под сцену. Вышел на поклон и исчез. Даже не понял, что произошло. Был свет, и вдруг — темнота. Причём я не поранился, ровненько-ровненько вошёл… Хотя под сценой было много травмоопасного реквизита. Ощущение просто не передать. А зрители подумали, что это такой трюк и громко зааплодировали. Произошло это, как сейчас помню, в 1998 году в середине марта. Тогда в пьесе я играл Актёра. Роль так и называлась. По сценарию актёры помогали людям в жизни. Их нанимал человек, чтобы, например, влюбить в себя несчастную девушку, которая решила отравиться.
Были и другие странные случаи. Во время одного спектакля в то место, где должен был стоять Сергей Феликсович, вдруг сверху прилетел металлический лист. Буквально за секунду актёр отошёл в сторону. Почему? Не знает. Как открутились четыре прочных болта, удерживавших пластину, тоже непонятно.
Все люди суеверные, уверен Сергей Феликсович, и, конечно, связывают такие вещи с мистикой. От ощущения, что кто-то невидимый присутствует рядом с тобой, в театре сложно отделаться. Можно стоять, и вдруг покажется, что рядом актёр, которого уже давно нет. Бывает и такое, что декорация сама опустится, когда на мостиках никого.
Вниз по лестнице
В поисках мистического отправляемся в театральный подвал. Где, как не там, должны водиться призраки? Спускаемся по узкой лесенке и ощущаем запах истории. Если наверху бывали ремонты и интерьер обновлялся, то здесь всё почти нетронуто и первозданно. А театр существует с 1954 года.
В подвале расположены бомбоубежище, столярный цех и склад реквизита, где хранятся вещи из старых спектаклей. В бомбоубежище попасть не удаётся, на железной двери большой навесной замок. Но лучше, чтобы так всегда и было.
В столярном цехе делают декорации к спектаклям. Здесь своя атмосфера. Даже есть инсталляция из предметов, найденных в театре, но уже вышедших из употребления. В центре портрет Ленина. Да, в храме искусства даже столяры — народ творческий.
В театре имеется оркестровая яма. Правда, сейчас она редко используется по назначению. Разве что когда приезжает на гастроли музыкальный театр или нужно незаметно исчезнуть со сцены актёру. Но в прежние годы был свой оркестр, и без него не обходилось ни одно представление. А перед и после спектаклей в фойе устраивались танцы. Гомельчане приходили и приобщиться к искусству, и повеселиться одновременно.
— Выбора у горожан особенно не было, куда сходить. А театр изначально строился как культурный центр. Молодёжь приходила, танцевала, а потом — хотите дальше танцевать, посмотрите спектакль. Ещё работали два буфета. Это было в 50-60-х годах, — делает экскурс в историю Сергей Феликсович.
На полках пылятся чьи-то жизни
По складу реквизита можно гулять часами. Там самый настоящий музей прожитых жизней. Чего только нет. Вот старый бабушкин сундук, где наверняка хранилось чьё-то приданое. Ведь многие эти вещи попали в театр из реальной жизни, ими до этого кто-то пользовался. Бросается в глаза икона, большие зонты-трости, какие сейчас почти вышли из моды, а вот старинные книги — старинные только на первый взгляд. Это бутафория, под обложкой страницы советского научно-популярного журнала. На полу стеклянный сифон в кожаном переплёте. Он здесь прямиком из 70-х. Тогда в такие набирали газировку на розлив. В 90-е популярностью пользовались похожие, но из пластика. В общем, об этом складе можно писать бесконечно. Идеальное место для воспоминаний и призраков прошлого. Добрых и злых.
— Кажется, что актёр всегда играет одну роль, хоть персонажи разные. И роль эта близка к нему такому, какой он на самом деле в жизни. Но вот сыграл человек один раз злодея и будет играть его всю жизнь. Почему? Недавно в одном из интервью Энтони Хопкинс, что играл Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят», сказал, что на самом деле он хороший человек. Но почему-то его всё время зовут играть плохих…
К сожалению, это штамп. Вот взять Анатолия Кота, вы его в кино видите часто. Добрейшей души человек, чудо что за человек, но в кино он столько злодеев переиграл. Включишь телевизор — Толик опять злодей. Один раз сыграл — получилось, вот и начинают приглашать на такие роли. А бывает, человек сыграет героя-любовника, и тоже к нему этот образ приклеивается. Ему давно уже хочется изобразить какого-нибудь злодея, а ему говорят: не надо, у тебя герой-любовник хорошо получается, вот и играй, — объясняет Сергей Феликсович.
— Раньше в театре было такое понятие, как амплуа. Актёр по мере взросления из героев-любовников переходил в резонёры, потом в благородные отцы, потом в комики. Но сейчас режиссёры не хотят пробовать, терять время. Да, позовём Хопкинса, у него точно получится сыграть злодея.
Маргариты уходят в декрет
Идём дальше — в костюмерную. Здесь хранят костюмы из текущих пьес. Длинные ряды пышных платьев для светских дам, плащи джентльменов, наряды старинные и современные. Всё шьётся в театре своими силами и для каждого актёра персонально. Если в пьесе на одной роли задействованы два человека, делают два комплекта костюма. Перед каждым спектаклем все костюмы отглаживают и разносят по гримёркам. Обувь тоже покупается специально для выступлений.
— А правда, что есть персонажи, которых мечтает сыграть каждый актёр?
Сергей Феликсович не согласен:
— Есть такой дурацкий стереотип. Будто каждый актёр хочет сыграть Гамлета, а актриса — Джульетту. Для меня, по крайней мере, это не так. Гамлета не хочу играть. Мне больше интересны другие персонажи Шекспира. Очень нравится литература Серебряного века, Булгаков, Чехов, Набоков. В их творчестве много непонятого. Видно, это время очень быстро прошло и в нём не успели разобраться, поэтому оно загадочное. И очень много мистики связано с Есениным, Булгаковым, Маяковским.
— Да, говорят, что вокруг фильмов, которые снимают по Булгакову, всё время происходят загадочные события…
— И в театре, когда ставят «Мастера и Маргариту», они происходят. Например, мне один режиссёр рассказывал, что все Маргариты уходили в декрет. Хороший же вариант, согласитесь! — то ли в шутку, то ли серьёзно говорит художественный руководитель. — На самом деле, наверное, мы сами создаём мистические истории и начинаем в них верить. В жизни всё гораздо проще. Или сложнее. Кто знает.
Пока мы перебираем вороха кружев и шелков, на сцене готовятся к премьерному спектаклю. Над сценой тоже есть жизнь. Здесь вотчина монтировщиков. Когда поднимаешься наверх, туда, откуда спускают декорации, в глаза сразу бросается пожарный занавес. Искусство искусством, а от пожарной безопасности никуда не денешься!
— Нам, слава богу, не приходилось его опускать по тревоге. Но делаем это, когда театр уезжает на гастроли и здесь долго никого нет. Вообще, с этой штукой связано много интересных историй в других театрах. Например, в ленинградском Большом драматическом у Товстоногова спектакль «Энергичные люди» актёры играли на опущенном пожарном занавесе. А когда в 1949 году закрывали театр Таирова в Москве, опускали пожарный занавес навсегда. Это такой символический был жест, — рассказывает Сергей Лагутенко.
Вон, артист пошёл!
«Не дай вам бог хоть раз зайти на сцену с той стороны, где дверь «служебный вход». Где всё имеет подлинную цену, где всё не так, где всё наоборот».
Мы на сцене. И этими строками из Макаревича Сергей Лагутенко описывает ощущение, которое испытывает каждый актёр. Театр — это отдельная планета, которая живёт своей жизнью. Потому что актёры не оставляют роли в гримёрной. Они с ними всегда. Именно поэтому театр любят и будут любить, уверен наш проводник:
— Есть люди, которые специально из России приезжают в Гомель на спектакли. Однажды я поинтересовался: зачем? Неужели у них в городе нет театра? Сказали, что видели спектакль в Москве в 1989 году. Когда узнали, что его ставят в Гомеле, захотели сравнить. Много зрителей приезжает из Клинцов и Брянска. Специально даже заказывают автобус.
Несколько дней назад мы вернулись с гастролей. Играли в театре белорусской армии в Минске, по соседству с Купаловским театром. И у нас был полный зал. Значит, мы здесь не просто так. Значит, это творчество нужно людям. Но не тем, которые стоят мод магазином, увы. Они уже не приходят к нам. Мне вчера какой-то алкоголик крикнул: «Привет гомельскому театру!». Знает, наверное, ходил когда-то. А потом что-то произошло… И, наверное, одна из причин, по которой он там оказался, под магазином, — он перестал ходить в театр.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram