Можно ли белорусских пионеров считать преемниками советских. Разговор с главным пионером области

Когда-то Всесоюзная пи­онерская организация бы­ла одной из самых массовых в СССР. Её членами были прак­тически все школьники страны. После её распада многим казалось, что безвоз­вратно ушли в прошлое и пио­нерские галстуки с салютами, и «Зарницы» с «Орлёнками», и синие ночи с яркими костра­ми. Но, словно птица-феникс, пионеры возродились в Бе­ларуси, пусть и под несколь­ко иным названием и с видо­изменённой атрибутикой. Из­менилась ли с годами сущ­ность тех, кто должен быть первым всегда и во всём? Об этом наш сегод­няшний разговор в рубрике «Двое на одного» с председа­телем Гомельской областной пионерской организации Ар­тёмом Карпенко.

Александр Евсеенко:

— Для чего, по-вашему, нужны детские организации вроде пионерской в обществе, где так или иначе пропаганди­руется индивидуализм?

Артём Карпенко:

— Не вы первый задаё­те подобный вопрос. Я счи­таю, что единство и сплочён­ность народа являются самым глобальным ресурсом любого государства. Этот ресурс дол­жен закладываться с ранних лет. Для этого и нужна детская общественная организация, которая объединяла бы детей одной идеей: жить не только ради себя, но и делать что-то полезное для общества и госу­дарства . Только чело­век, который как можно рань­ше поймёт: как он нуждает­ся в помощи государства, так и государству необходим его посильный вклад в общее дело, может действительно вырасти патриотом, стать отзывчивым, умеющим сопереживать граж­данином. Эти качества мы и стараемся привить белорус­ским пионерам.

Елена Чернобаева:

— Вы себя позиционируе­те как пионеры независимой Беларуси или всё-таки больше как продолжатели дела пионе­ров советских времён?

Артём Карпенко:

— Уже то, что мы будем широко отмечать 95-летие пионерской организации, говорит: мы не отделяем себя от своих предшественников. Но при этом были и остаём­ся белорусскими пионерами. Ведь одно другому совсем не мешает. Мы постарались перенять всё самое лучшее, что было у пионеров СССР: принципы организации, тра­диции, отчасти символику. При этом стараемся модер­низировать всё это под совре­менные реалии. Например, широко используем возмож­ности Интернета. Появился у детей интерес к такому попу­лярному движению, как чер­лидинг, — мы создали свой, пионерский. Ведь традиции традициями, но нельзя не учитывать и запросы совре­менных детей, игнорировать вызовы, встающие сегодня перед обществом.

Александр Евсеенко:

— Хочу уточнить. В СССР с пионерами всё было ясно и понятно. На девиз «Пио­нер! К борьбе за дело ком­мунистической партии будь готов!» все дружно отвеча­ли «Всегда готов!» и пони­мали, что от них требуется. Была конкретная идея, реа­лизация которой включала в себя много направлений, от военно-патриотической «Зар­ницы» до сбора макулатуры и зелёных патрулей. Сейчас мне не совсем ясно, за какую идею борется нынешняя пионерия.

Артём Карпенко:

— Наш девиз звучит ина­че — «К делам на благо Роди­ны, к добру и справедливости будь готов!». Тем самым мы стараемся сделать так, чтобы наши дети осознали, что они являются гражданами нашей республики, должны вершить благие дела во имя Беларуси, быть честными, добрыми и справедливыми.

Елена Чернобаева:

— Не считаете ли вы, что именно пионерские органи­зации наряду с родителями и учителями должны с младых ногтей закладывать в наших детях правильное отношение к своей истории, культуре и традиционной морали? Мне кажется, сегодня, когда на этот счёт существует множество самой противоречивой, порой откровенно лживой, но краси­во упакованной информации, это гораздо важнее, чем вос­питывать их просто добрыми.

Артём Карпенко:

— Мы стараемся это делать. Широко развитое тимуровское движение, доставшееся нам по наследству с советских вре­мён, именно на это и направ­лено. Его участники непосред­ственно общаются с ветера­нами Великой Отечествен­ной войны. Что, мне кажет­ся, уже само по себе являет­ся своего рода прививкой про­тив подверженности разного рода искажениям историче­ской правды. Два года назад мы выпустили сборник вос­поминаний пожилых людей «Никогда не забудем. Вну­кам о войне» о том, что лич­но они пережили в страшные годы фашистского нашествия. Это реальные воспоминания реальных людей, и тот, кто эту книгу прочтёт, не говоря уже о пионерах, которые эти воспоминания бережно соби­рали, вряд ли когда-нибудь поверит россказням шарлата­нов об истории. Мы стараемся как можно чаще организовы­вать встречи пионеров с теми немногими участниками вой­ны, которые ещё остались в живых, проводим экскурсии в музее Великой Отечествен­ной войны.

Как-то на диалоге поко­лений в Лоеве был затронут вопрос о том, готовы ли совре­менные пионеры повторить подвиги, которые совершали их сверстники 70 с лишним лет назад. Во время обсуж­дения я выразил мнение, что не надо ждать, пока враг при­дёт на нашу землю. Брать­ся за оружие надо уже сей­час. Оружием этим для пио­неров Беларуси должен стать Интернет. И предложил каждо­му пионеру Гомельской обла­сти зайти на свою страничку в соцсетях и разместить пост о том, как и за что мы любим свою Родину. Убеждён, это станет достойным гражданско- патриотическим шагом, сде­ланным здесь и сейчас.

Александр Евсеенко:

— Написать в соцсетях мож­но всё что угодно. Тем более особого душевного или физи­ческого напряжения это от ребят не требует — днями строчат, будь здоров! А где реальные дела? Где вообще наши пионеры прячутся? За исключением праздников их не видно.

Елена Чернобаева:

— Для меня это тоже загад­ка. Вопрос: кто в школе рабо­тает с пионерами? Кто дол­жен организовывать эту рабо­ту так, чтобы детям было инте­ресно?

Артём Карпенко:

— В каждой школе у нас соз­дана пионерская дружина, где избирается актив: председа­тель, заместитель, ответствен­ные за отдельные направле­ния деятельности. Основным организатором и помощником в работе пионерской дружины является школьный педагог- организатор. Пионервожатых, как было когда-то, сейчас нет. Не скрою, хотелось бы, чтобы эту ставку вернули в управ­ление образования. Всё-таки таким важным делом, как вос­питание детей в духе патрио­тизма, коллективизма, сопри­частности к настоящему сво­ей страны, люди должны зани­маться конкретно и целена­правленно.

Но я не соглашусь с мне­нием, что пионеров в школах города не видно. Они есть и занимаются вполне важными для их возраста делами. Дру­гое дело, что очень часто эти дела приписывают школьни­кам вообще. Не учитывая, что часть этих самых школьников являются пионерами, а часть — членами БРСМ.

Александр Евсеенко:

— Это потому, что символи­ке и атрибутике пионерской не уделяется должного внимания. Помнится, в мою бытность пионером, если в школу прихо­дил без галстука — отправляли за ним домой. Даже с уроков…

Артём Карпенко:

— Претензия понятная и даже приемлемая. Только давайте не забывать, что в 90-е годы мы фактически потеря­ли целое поколение не толь­ко детей, но и родителей. Для того, чтобы вернуть прошлый авторитет пионерской орга­низации, необходимо время. Даже для того, чтобы приучить детей и подростков носить гал­стуки и значки.

К тому же в СССР пионерия была едва ли не единственной общественной организацией, объединяющей детей. На неё и делался основной упор со стороны государства. Сегодня в любой школе одновремен­но существуют и волонтёры, и клубы ЮНЕСКО, и юные спасатели, и даже скауты. Не скажу, что мы конкурируем с этими организациями, скорее дополняем друг друга. Всё- таки только в нашей области пионеров почти 90 тысяч, это 70% школьников.

Заставлять носить галстук, как это делалось в ваши годы, мы не можем. Да и не счита­ем нужным, потому что уве­рены: к тому, чтобы гордить­ся своей принадлежностью к пионерской организации, каж­дый школьник должен прийти самостоятельно. То есть созна­тельно.

Шаги в этом направлении делаются. Например, в неболь­ших по численности сельских школах ребята ходят на заня­тия в галстуках. Причём приш­ли они к этому добровольно. К сожалению, в крупных городах и даже райцентрах всё несколь­ко сложнее. Стесняются, что ли. К тому же сегодня ноше­ние того же пионерского гал­стука предполагает наличие рубашки. Но если тимуровцы занимаются очисткой терри­тории от снега или опавшей листвы, другими видами физи­ческих работ, в рубашках они приходят редко. А галстук на свитере, водолазке или вооб­ще поверх пальто или пухо­вика смотрится, согласитесь, неуместно.

Александр Евсеенко:

— Не соглашусь, потому что недооцениваете вы значе­ния формы. Говорю вам как человек военный. Форма, дру­гие атрибуты и символика, ес­ли они обязательны для ноше­ния, не только дисциплиниру­ют, но и вселяют определённое чувство ответственности, ес­ли хотите, исключительности.

Елена Чернобаева:

— Согласна с Артёмом. Ведь пионерская дружина не армейское подразделение, это часть общественной организа­ции. И здесь главное не форма, а содержание, которое должно быть интересным и полезным детям. Вот знаменитые «Зар­ницы», например, сейчас про­водятся?

Артём Карпенко:

— Есть и «Зарница», и да­же «Зарничка», в которой уча­ствуют октябрята. У нас в об­ласти эта игра проходит еже­годно и по праву считается одной из самых интересных в республике. Девять дней участники живут в палатках на базе санатория «Пралеска» Жлобинского района, уча­ствуя в конкурсах строя и пес­ни, по стрельбе и выживанию. Последние два дня совмест­но с офицерами и курсанта­ми военно-транспортного фа­культета БелГУТа преодолева­ют многокилометровый марш­рут по заранее заготовленным легендам. Вот тут они долж­ны показать всё, чему научи­лись: и раненых перевязывать, и стрелять, и переправы пре­одолевать, и противогазы на­девать… Республиканские со­ревнования по «Зарнице» про­ходят раз в два года. Они орга­низуются на базе одной из ча­стей ВДВ под Брестом.

Александр Евсеенко:

— Раньше не состоять в ря­дах пионерской организации было стыдно. Таких было не­много, но они были. И знаю, что очень страдали от этого. Сейчас существует нечто по­добное?

Артём Карпенко:

— Не поверите, но нынеш­ние дети тоже глубоко пере­живают, если им по каким-то причинам не удаётся всту­пить в пионерскую организа­цию. Приходилось мне видеть и слёзы по этому поводу, и са­мые настоящие истерики.

Елена Чернобаева:

— Скажите, государство оказывает вам какую-либо по­мощь? Или всё, что вы делае­те на общественных началах?

Артём Карпенко:

— Увы, именно так. Отдель­ной ставки в комитете БРСМ, где я работаю заведующим отделом, для этого не преду­смотрено. Руководство пио­нерской организацией обла­сти только одно из нескольких участков деятельности, за ко­торые отвечаю.

 

Александр Евсеенко:

— Тогда куда уходят ежеме­сячные членские взносы?

Артём Карпенко:

— А нет никаких ежемесяч­ных взносов, как нет и ежегод­ных. Только при вступлении в организацию пионер един­ственный раз платит взнос в размере двух с половиной ру­блей. Эти деньги идут на из­готовление необходимой пио­нерской атрибутики. Финанси­рование на проведение различ­ных мероприятий осуществля­ется за счёт управления обра­зования и средств, выделяе­мых в рамках осуществления молодёжных программ. К сло­ву говоря, хотел бы поблагода­рить руководство Гомельского областного управления обра­зования, спорта и туризма за ту помощь и поддержку, ко­торые они нам ежегодно ока­зывают.

Елена Чернобаева:

— В СССР была чёткая пре­емственность: октябрёнок, пи­онер, комсомолец, член пар­тии. А что сегодня?

Артём Карпенко:

— Партий у нас в стране много, каждый может выби­рать по своему вкусу. Дру­гое дело, что при приёме не в каждую партию пионерское и «бээрсээмовское» прошлое может сыграть положитель­ную роль. В целом же пио­неры часто вступают в ря­ды БРСМ, особенно активи­сты. Не стану скрывать, что и здесь есть проблема. Се­годня количество школьни­ков, состоящих в самой круп­ной молодёжной организации страны, колеблется в преде­лах 40-50%. Выходит, что да­леко не все пионеры стремят­ся встать в её ряды.

Александр Евсеенко:

— Или недостойны, пото­му что в Союзе тоже не все вчерашние пионеры автома­тически становились ком­сомольцами. Многим моим одноклассникам комсомоль­ские билеты вручали уже во время службы в армии. Так что это не проблема, а естествен­ный отбор. Мне другое инте­ресно: вам за три года работы в качестве пионерского «вожа­ка» приходилось кого-то ис­ключать из своих рядов?

Артём Карпенко:

— Нет, таких случаев я не припомню. Наоборот, считаю такую практику вредной. Дети есть дети, особенно подрост­ки. На них, как говорят в наро­де, шкура горит. Но на то мы и общественная организация, чтобы не наказывать их за про­ступки, не отталкивать от се­бя, а наоборот, вовлекать в ак­тивную и полезную деятель­ность. В конце концов, знаме­нитый Тимур со своей коман­дой некоторые добрые дела по ночам совершал. Да и мо­тоцикл у брата угнал. Сегод­ня за такие шалости законода­тельство и без нас по головке не погладит. Нет, я категори­ческий противник столь жёст­ких, где-то даже унижающих личность мер.

Это самое простое. Гораз­до сложнее — суметь напра­вить детскую энергию в по­зитивное русло, дать ребя­там понять, что и хорошие дела можно делать с непод­дельным интересом и насто­ящим боевым азартом. Вот над этим я и мои коллеги ра­ботаем постоянно.

Автор: Александр Евсеенко, Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец, Мария Амелина

Читайте также:

«Мама, возьми меня на ручки». Приёмные родители о трудностях воспитания чужих детей

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights