«Мама, возьми меня на ручки». Приёмные родители о трудностях воспитания чужих детей

Белорусские семьи в основном предпочитают иметь одного-двух детей, ссылаясь на нехватку сил и денег. Но есть мамы, ко­торые растят своих и при этом берут на воспитание приёмных детей. Именно благодаря таким женщи­нам удалось упразднить детские дома. Сегодня в рубрике «Двое на одного» мамы, которые стояли у истоков институ­та приёмного материнства в Гомеле. Они через мно­гое прошли и хорошо зна­ют, что значит быть роди­телем чужому ребёнку.

Лидия Сазонова (на верхнем фото слева). По образованию инженер-строитель. Окончила Светлогорский государственный индустриаль­ный техникум и Белорусский государственный университет транспорта. Тридцать лет отра­ботала в строительном тресте №14. С 2004 года — приёмная мама, при этом у неё четверо собственных детей — три маль­чика и девочка. В разное время было шестеро приёмных.
Надежда Михайлова (справа). Получила педагогическое обра­зование по специальности «учи­тель биологии и химии» в Южно- Сахалинском педагогическом институте. Приехала в Гомель в годы перестройки. Сначала ра­ботала в детском саду, затем в секторе охраны детства отдела образования Советского района. Приёмной матерью стала в 2004 году. Вырастила двое своих де­тей, в разное время было четве­ро приёмных.

Надежда Михайлова:

— В начале 2000-х годов я работала в секторе охраны дет­ства районной администрации. В то время как раз и стали вне­дрять новую форму устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей, — в приёмные семьи. Так что мы с Лидией Петровной стояли у истоков. Я, кстати, оформляла её на рабо­ту в качестве приёмной мамы. Сама к тому времени уже была вдовой, имела своих детей и тоже решила стать приёмным родителем. Взяла из детского дома брата с сестрой. Сейчас они выросли и живут самосто­ятельно, а у меня воспитыва­ются ещё две сестры.

Елена Чернобаева:

— И как же вы реши­лись? Сейчас многие семьи и собственных-то детей боятся рожать. То на недостаток денег ссылаются, то на непомерную для них ответственность и про­чие обстоятельства.

Надежда Михайлова:

— Работа социальным педа­гогом в секторе охраны дет­ства отнимала много сил и вре­мени. Домой возвращалась с тяжёлым эмоциональным гру­зом. Я ведь всё равно была свя­зана с детьми, оказавшими­ся в социально опасном поло­жении. Помню, как приходи­лось изымать их из семей, на общественном транспорте вез­ти в приют. Детей, у которых, извините за подробности, было столько вшей, что они даже бегали по бровям. И после все­го этого надо возвращаться к своим, быть доброй мамой, которая проверит уроки, при­ласкает, поговорит.

Да и мужа к тому времени у меня уже не было, вот и реши­лась. Наверное, просто для себя. Боялась, конечно. Как воспримут это мои дети? И зна­ете, никогда не слышала, что­бы они чем-нибудь попрекали приёмных братьев и сестёр. Общаются между собой до сих пор.

Лидия Сазонова:

— Мой младший сын ревно­вал. Но рассказал об этом, толь­ко когда вырос. Он тогда хоть и занимался в спортивной шко­ле, драчуном не был. А приём­ный был младше него, но мог и ударить. Своему сыну я обыч­но говорила: «Что же ты, бить будешь сироту?».

Я всегда брала сложных детей, некоторые были с задержкой психического раз­вития. Поэтому им требова­лось очень много внимания. Чтобы в школе вывести тако­го ребёнка хотя бы на троечку, нужно подолгу с ним занимать­ся каждый день.

Александр Евсеенко:

— Есть ли разница, может, на подсознательном уровне, что вот это свой, а это — чужой ребёнок?

Лидия Сазонова:

— Первое время у меня воз­никали мысли: что я надела­ла, зачем взяла этих детей? Приходилось и по улице за ними бегать, искать, приво­дить домой. Один из приём­ных сыновей, например, был первоклассником, когда я его взяла, но не умел ни читать, ни писать.

А первыми в моей семье появились приёмные брат и сестра. Так они и друг с другом совсем не ладили, постоянно дрались.

Александр Евсеенко:

— Какого возраста детей вы обычно берёте на воспитание?

Александр Евсеенко, журналист.

Лидия Сазонова:

— Разного. Первому маль­чику было шесть, а его сестре девять. Когда я привела их в школу, учителя были в ужасе и не могли понять, зачем я взяла таких проблемных детей.
Они пробыли у меня четы­ре года, потом мать восстано­вилась в родительских правах. Знаю, что девочка занималась дзюдо в школе олимпийско­го резерва, но не потянула с учёбой. Сейчас она замужем, двое детей. Её брат окончил училище.

Надежда Михайлова:

— То есть вы с ними отно­шения поддерживаете?

Лидия Сазонова:

— Как сказать — поддер­живаю? Знаете, когда ребёнок возвращается к родной маме, она, как правило, категориче­ски против, чтобы он общал­ся с приёмными родителями.

Надежда Михайлова:

— Самое сложное — это как раз работа с родителями и род­ственниками приёмных детей. Ведь мы обязаны устраивать им общение. Даже если мать или отец пили, сидели в тюрь­ме, были наркоманами, мы должны поддерживать с ними контакт.

Елена Чернобаева:

— Как Надежда Васильев­на решилась стать приёмной мамой, примерно понятно. У неё с этой сферой была связа­на работа. А вы зачем стали на такой путь? И почему берёте в свою семью только мальчиков, причём проблемных?

Лидия Сазонова:

— Помню, что впервые узнала о приёмных семьях из СМИ. Пришла в отдел обра­зования и — вот результат. Во-первых, работа занима­ла всё время, а дома были свои четверо детей, которые требовали много внимания. Во-вторых, началась безрабо­тица, приходилось несколько раз переходить с одного места на другое в системе стройтре­стов. Вот и приняла решение воспитывать детей. Хотя и это, естественно, дело нелёгкое.
Отвечаю на второй вопрос. Брать девочек, когда дома под­растали свои три мальчика, было страшно.

Александр Евсеенко:

— Можете ли выбирать детей? Или нужно брать тех, кого дадут?

Надежда Михайлова:

— Раньше мы могли выби­рать. Сейчас, как правило, рекомендуют: возьмите вот этого ребёнка. Да и разные бывают ситуации. Вот недав­но одна из приёмных мам, у которой две девочки, попала в больницу. Их надо срочно определить в другую приём­ную семью. Хотя бы времен­но. В декабре одна из приём­ных мам умерла — тоже оста­лись трое детей, которых нель­зя было возвращать в приют. Одна из девочек жила у меня до апреля, пока не определили её в другую семью. Ну и конечно, стараемся братьев-сестёр заби­рать вместе.
Когда детей привозишь домой, первое время они все добрые, ласковые и пушистые, очень хотят понравиться. Но потом характер всё равно про­является. У меня так было с первой девочкой. Я видела, что скоро будет взрыв. И тут одна знакомая предложила взять собаку — большого тако­го афгана. Живу на первом эта­же, детей много, думаю, будут выводить. Взяла. Как она его трясла! Мне казалось, она ему уши в узел завяжет. Но выбра­сывала всю эту энергию, кото­рую, может, и на других бы детей вылила или на меня.

Александр Евсеенко:

— До какого возраста они у вас находятся?

Надежда Михайлова:

— До окончания школы или пока не поступят в колледж, техникум, вуз. Тогда живут в общежитии учебного учреж­дения.

Александр Евсеенко:

— Приёмные дети прихо­дят в гости?

Елена Чернобаева, журналист.

Надежда Михайлова:

— Приходят. И уже с соб­ственными детьми, на дачу приезжают. Приёмный сын, он строитель, помог сделать ремонт в квартире. Я колле­гам похвасталась, так они надо мною подшучивали: «Ой, сын- о-ок!».

Елена Чернобаева:

— Приходилось ли воз­вращать ребёнка в приют или отдавать в другую приёмную семью, потому что вы с ним не справлялись?

Лидия Сазонова:

— Нет, такого не случалось. Мой нынешний воспитанник хоть и с особенностями разви­тия, но способный мальчик. В школе может решить задачу, которую больше никто из клас­са не решит, но будет сидеть и молчать, руку не поднимет. До пятого класса вообще не отве­чал у доски. И меня постоян­но вызывали в школу. Но мы не сдаёмся.

Александр Евсеенко:

— А приходилось брать на воспитание круглых сирот?

Надежда Михайлова:

— Мои первые приёмные дети были сиротами. Мы с ними разыскали, где похоро­нены мама и папа, побыва­ли на могилах. У них в семье всего было шестеро детей. Я организовывала им встречи. Это очень сложно, но очень важно. Сейчас они дружно живут, общаются и встречают­ся, помогают друг другу. Этим могу гордиться. Это я их всех собрала.

Александр Евсеенко:

— Всё же меня никто не переубедит, что мамой нель­зя работать, ей нужно быть. А работа предполагает какой-то временной промежуток — «от» и «до». Потом «я не мама». Как это сказывается на ребён­ке? Раньше, когда существова­ли детские дома, это решалось честнее. А сейчас мы учим с детства к двойственности пове­дения, приспособлению. Он может ходить к родной матери и любить её, а жить у вас, пото­му что ему это выгодно.

Лидия Сазонова:

— Да, такие дети никогда не отзываются плохо о своих родителях. Хотя приёмный сын называет меня мамой, свою биологическую маму любит бесконечно. Может сказать: «Мама, я иду к маме». Это нор­мально. Хоть мне тяжело и ино­гда обидно. Ведь я вкладываю в него душу. Но это надо пере­жить внутри себя.

Александр Евсеенко:

— Конечно, со стороны всё выглядит красиво. Ребёнок в семье, а не в детском доме. Но я вижу ситуацию так: биологи­ческим родителям удобно, что кто-то растит их детей, кото­рые потом всё равно к ним воз­вращаются.

Лидия Сазонова:

— Нужно отбросить лич­ные эмоции и понять, что так лучше для ребёнка. У меня он досмотрен, накормлен, одет, есть контроль.

Надежда Михайлова:

— Я помню время, когда дети росли в приютах. Тогда я много работала в пионерских лагерях, куда приезжали отря­ды из детских домов. Вы бы попробовали тем детям ска­зать, что их мама алкоголичка или что-то в таком роде. Слу­чались драки и стычки между ними и «домашними» ребята­ми. Уже тогда они говорили: «Моя мамка мне ничего не должна, мне должно государ­ство». Уже тогда у детей была такая позиция. В Беларуси я лет семнадцать проработа­ла летом в лагере «Луч». Та же политика — наши родите­ли самые лучшие. Детдомов­ские дети ездили отдыхать в семьи за границу, а по приез­де через забор перекидыва­ли еду и лучшие вещи сво­им «мамкам». К этому надо привыкнуть, потому что оно никуда не денется. Но лучше всё-таки, чтобы дети росли в семье. Пусть даже они знают, что это временно.

Лидия Сазонова:

— Я забрала одного мальчи­ка из детского дома, когда ему было шесть лет. Его долго никто не брал, и он так соскучился по слову «мама», что вставлял его через два слова. И постоянно просил: «Мама, возьми меня на ручки!».

Елена Чернобаева:

— Мне кажется, очень слож­но разграничить все эти эмо­ции и работу. Я бы, наверное, не смогла.

Надежда Михайлова:

— Да мы просто их рас­тим, не задумываясь о таком. Вот когда наступает момент их отпускать и брать других, быва­ет сложно. Когда первая при­ёмная дочь поступила в вуз и ушла, сын ещё был в девятом классе. Я ему сказала, что поеду в приют посмотреть деток. Так он попросил: «Тётя Надя, я с вами поеду. Мне повезло, пусть ещё кому-нибудь повезёт». И сразу принял новых приёмных детей. Им это даже проще сде­лать, чем нам, родителям.

Александр Евсеенко:

— У вас, Лидия Петровна, есть муж. Как он согласился, чтобы вы взяли в дом чужих детей, имея своих четырёх?

Лидия Сазонова:

— Он меня поддержал.

Александр Евсеенко:

— Неужели не бывает разно­гласий на этой почве? В каждой семье они случаются.

Лидия Сазонова:

— Нет. Этого мы всячески избегаем, потому что понима­ем, из каких семей взяты дети. Для них малейшее повышение голоса может стать стрессом.

Надежда Михайлова:

— У меня много друзей, приходят гости, так как я чело­век по натуре открытый. И вот как-то пили с подругой чай на кухне, заходит приёмная дочка и спрашивает: «А вы что дела­ете: пьёте или колитесь?». Вот такой, понимаете, опыт у неё уже был. Девочка была отобра­на из семьи, где изготавливали наркотики.

Лидия Сазонова:

— Такие дети в большин­стве уже всё попробовали — и пить, и курить. Поэтому в доме спиртного быть не должно ни в каком виде.

Александр Евсеенко:

— Слышал такое мнение, что приёмные родители будто бы берут детей для того, чтобы была бесплатная рабочая сила. Правда, это больше относится к сельской местности. Но всё же, как вы это прокомментируете?

Лидия Сазонова:

— Непростой вопрос. Вооб­ще ведь, дети должны работать. Если они деревенские, то впол­не нормально знать, как вско­пать землю, посадить огород.

Александр Евсеенко:

— Учитывая, как сейчас родители да и государство обе­регают детей от всякого при­нуждения, это, согласитесь, может выглядеть двояко.

Елена Чернобаева:

— Как соблюсти золотую середину, чтобы не разбаловать и не слишком строго относить­ся? Не достаётся ли больше на «орехи» собственным детям, потому что с приёмными вы себя контролируете и старае­тесь лишний раз не повышать голос?

Надежда Михайловна:

— Да и тем, и тем достаётся одинаково (смеётся). На самом деле со временем грань эта сти­рается: свои — чужие, я уже говорила.

Елена Чернобаева:

— В чём, по-вашему, глав­ный плюс того, что дети растут в приёмной семье?

Лидия Сазонова:

— У детей в приюте всё общее. Друзья у них на первом месте, они понятия не имеют, что такое семья.

Надежда Михайлова:

— Когда приёмная дочка идёт в магазин за покупка­ми, для сырников она купит 3%-й творог. Потому что зна­ет, какой нужен. В семье они учатся семейной жизни, соци­ализируются. Я выдаю им деньги, чтобы сами оплачива­ли платные образовательные услуги. И это одна из их обя­занностей. Они ходят в поли­клинику, на почту, в мага­зин. Воспитывается самосто­ятельность. Это может сде­лать ребёнок в детском доме? У него таких поручений нет.

Александр Евсеенко:

— Расскажите, как у приём­ных родителей складываются отношения с государственны­ми органами?

Надежда Михайлова:

— Государство платит нам зарплату. Её размер зависит от образования. У меня двое приёмных детей, выходит 300 рублей. Плюс на содержа­ние каждого ребёнка платит­ся в месяц порядка 20 рублей. Это на питание, одежду, опла­ту кружков. Но в этот список не внесены лекарственные средства. У нас есть приём­ная мама, которая огромные деньги, причём свои, платит, потому что у ребёнка много проблем со здоровьем. Прав­да, своих детей у неё нет, и она взяла себе одну девочку в качестве приёмной. 

Рабочий день у нас такой же, как и у большинства педагогов — восьмичасовой. Выходные не засчитываются. Эти дни обозначены как добровольная опека. Отпуск — 56 календар­ных дней. Хотя, естественно, дети в этот период всё равно с нами. Поэтому мы и ездим летом работать в лагеря, берём «работу» с собой.

Александр Евсеенко:

— А если, допустим, ваш приёмный сын захочет зани­маться хоккеем или дру­гим видом спорта, где нуж­но купить дорогое обмунди­рование?

Надежда Михайлова:

— Дополнительные день­ги, если вы это имеете в виду, не выделят. Но все приёмные семьи между собой дружны. Мы обмениваемся вещами, которые нам уже стали не нужны, помо­гаем друг другу. Одна приём­ная мама вырастила картош­ку и огурцы на даче, так позво­нила, предложила поделить­ся, если кому надо. Мне была больше не нужна двухъярусная кровать, она пошла в другую семью, где взяли двоих детей, а условий разместить всех в один уровень не было.
В первой половине дня, когда дети в школе, у нас есть время, чтобы сходить за покупками. И мы ищем, где подешевле, учим­ся экономить.

Лидия Сазонова:

— Да. Это точно. У меня сосед спрашивает: «Где вы так работаете, что всё время с сум­ками?».

Александр Евсеенко:

— Из нашей беседы я вынес мысль, что различий между сво­ими и приёмными детьми вы не делаете. Но ведь с приёмны­ми наверняка сложнее, гены-то нельзя сбрасывать со счетов!

Надежда Михайлова:

— Конечно. Поэтому мы работаем с психологами, пси­хиатрами, и на семинары ездим, где обучают, как воспитывать приёмных детей.

Елена Чернобаева:

— Заметила такую законо­мерность: обычно в приёмные родители идут те, кто сам рос в многодетной семье или имеет больше двух своих детей.

Надежда Михайлова:

— Да, я четвёртая в семье, где пятеро детей.

Лидия Сазонова:

— Нас было шестеро, и сей­час у меня своих четверо. Ну, человек в такой семье привык трудиться. А растить любых детей — это труд. И пригото­вить, и убрать, и постирать, и зашить надо. Самое сложное — уроки. А ещё и биологические родители, бабушки контролиру­ют. Бывало и такое, что звонили мне, давали «поручение»: «Нам нужно, чтобы ребёнок поступил в колледж».

Надежда Михайлова:

— Важно, чтобы дети пони­мали, приёмная мама — это не женщина с тряпочкой, которая поставит перед ними тарелку и постель поменяет. Не каж­дая женщина может быть при­ёмной матерью, даже не каж­дый педагог.

Лидия Сазонова:

— А в школе не делают раз­личий, твой это ребёнок или приёмный. Если у него плохая успеваемость, на родительском собрании отчитают так же, как и за своего.

Надежда Михайлова:

— Знаете, ведь это так и есть. Потому что год-два, и эти дети уже твои. И какая разни­ца, рожала ты их или не рожа­ла? Они твои со всеми их радо­стями и проблемами. Осталь­ное, как говорится, как-нибудь приложится.

Автор: Елена Чернобаева, Александр Евсеенко.  Фото: Мария Амелина

Читайте также:

Можно ли белорусских пионеров считать преемниками советских. Разговор с главным пионером области

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights