Новый тепловоз и монтер с двумя дипломами. Чем удивил железнодорожный цех Гомельского химзавода

В прошлом году по подъ­ездному пути к Гомель­скому химическому заво­ду прошло около 2,2 млн тонн груза. А уже в нынеш­нем году ожидается рост грузооборота на 20-30%. Это связано как с увеличением объёмов выпуска готовой продукции, так и со сменой основного сырья для производства удобрений. За чёткое пере­мещение огромных объ­ёмов материалов по территории предприятия и подачу их на станцию Центролит отвечает желез­нодорожный цех химза­вода, в ведении которо­го развитая сеть промыш­ленных путей и собствен­ное локомотивное депо со спецтехникой.

— В железнодорожном цехе работают 142 человека. Это машинисты тепловозов, составители поездов, слесари, грузчики, монтёры пути и дру­гие специалисты, — вводит в курс дела начальник подразде­ления Александр Литвиненко. — Есть своё депо и станция для промывки цистерн. На балансе шесть тепловозов и 200 полувагонов.

В октябре 2021 года на завод пришёл современ­ный тепловоз ТЭМ10 Люди­новского тепловозострои­тельного завода. Это новая серия, гомельчанам досталась машина с заводским номе­ром 004. Приобрели её не на замену, а в дополнение к существующему парку.

— Это головной локомотив нового семейства. Его отли­чает модульная платформа. Он сам себя диагностирует, и если неисправность выявля­ется, можно заменить ключе­вой блок и работать дальше. В ТЭМ10 две силовые уста­новки Volvo. Послушайте, даже звук работы дизелей отличается, напоминает больше автомобиль, — Алек­сандр Литвиненко подводит нас ближе к новинке.

Говоря о сервисном обслуживании новой техники, начальник уверяет, что по мело­чам местные технари справятся и сами. А случись крупная неприятность, будут взаимодействовать с изготовителем — Людиново находится в соседней Брянской области. Сервисный центр Volvo есть в Минске.

В наступившем год у Гомельский химический завод приобретёт ещё один манев­ровый локомотив. Какая это будет машина — пока неиз­вестно. Основных претен­дентов два: Брянский маши­ностроительный и Людинов­ский тепловозостроительный заводы. Но в случае их появ­ления рассмотрят все пред­ложения. Вот этот тепловоз уже заменит ветерана ТЭМ2, поступившего на химзавод в 1981 году.

Весь парк, в том числе готовящийся к списанию тепловоз, на ходу и в работе. В этом руководство видит заслугу слесарей, выполняю­щих текущие ремонты само­стоятельно. Хотя так было не всегда.

Николай Артюх, Гомельский химический завод

— Когда я устроился на работу в 2010 году, некоторые машины были откровенно слабенькими, то и дело выхо­дили из строя. Но совмест­ными усилиями мы их довели до ума, и сегодня это креп­кие, практически безотказ­ные локомотивы, — гово­рит Николай Артюх, кото­рого в железнодорожном цехе называют главным специали­стом по тепловозам. В своё время он окончил и техникум, и БИИЖТ, но на химзавод попал не путём сложных переводов с магистрали, а как обычный человек с улицы — через отдел кадров.

— Четыре наших тепло­воза имеют право выхода на пути общего пользования. Это само за себя говорит об их состоянии, — дополняет рассказ начальник цеха. Упо­мянутые тягачи дважды в год проходят ТР-1 в локомотив­ном депо Гомель.

Нынешний год станет выдающимся и для вагонного парка. В дополнение к 200 полувагонам на Могилёвском вагоностроительном заводе закуплены 300 вагонов-хопперов. Первая партия при­дёт в Гомель уже в январе. Конечно, они будут не загро­мождать территорию, а боль­шую часть времени прово­дить в пути.

В зависимости от загрузки завода в сут­ки обрабатывается от 80 до 120 вагонов. При­ходится иметь дело с фосфоритами, комо­вой серой, калием, кар­бамидом, аммиаком. К тому же аммиаку отношение особое.

— Опасные грузы отстаи­ваются только на специально отведённых для них путях. По прибытии они сразу сда­ются под охрану. А бойцы заводского газоспасательного отряда как минимум дважды в смену проверяют состояние вагонов, — объясняет специ­фику Александр Литвиненко.

Всё путевое хозяйство от территории завода до стан­ции Центролит обслужи­вает железнодорожный цех. Общая протяжённость путей составляет 30,5 км. Техни­ческое состояние находится на высоком уровне, при этом грузов перемещается много, и часто весьма специфических. Задержки в движении поездов недопустимы.

Но этим обслуживание не ограничивается. Зимой путейцы выходят на расчис­тку многочисленных стрелоч­ных переводов от снега. Для этого используются ранце­вые воздуходувки. А на рас­чистку путей выгоняют мото­воз МПТ4 и путеремонтную машину ПРМ-5 «Путеец» с навесным снегоуборочным оборудованием.

За это хозяйство отвечает начальник участка Рустам Зарбеев. Имея за плечами два диплома о высшем образова­нии — инженера-путейца и логиста-экономиста, в 2005 году он по совету друзей при­шёл на Гомельский химиче­ский завод… монтёром пути.

Рустам Зарбеев, Гомельский химический завод

— Я хорошо запомнил, что это было 20 июня, и меня сразу под руководством опыт­ных работников отправили менять стрелочные башмаки. После стажировки получил допуск к самостоятельной работе, через три с полови­ной года повысил разряд, успел поработать мастером погрузки и только после этого был назначен на должность начальника участка. Воз­вращаясь к началам, скажу, что полученное образова­ние мне очень пригодилось. Работу организую по науке, так гораздо эффективнее рас­пределять трудовые ресурсы и технику.

Сейчас коллектив подобран оптимально, считают в цехе. Тон задают машинист железнодорожного крана Алек­сандр Тимошенко, маши­нисты тепловозов Анато­лий Чернявский и Михаил Терещенко, составители поез­дов Юрий Кушнеров и Игорь Дёмин, грузчик Александр Коновалов.

Обобщая кадровую поли­тику, Александр Литвиненко говорит, что составителей поездов зачастую принимают на работу уже с опытом, они приходят со станций Бело­русской железной дороги. Но при необходимости готовы обучить и сами, как и мон­тёров пути. Руководители участков обладают достаточ­ным для этого опытом.

А вот машинистов тепло­воза однозначно принимают только со стажем. Дело в том, что на заводе они работают «в одно лицо», без помощника, а для этого необходим как минимум двухлетний опыт работы машинистом.

В преддверии старого Нового года мы поинтересо­вались, как коллектив подраз­деления встретил «основной» Новый год.

— В новогоднюю ночь выгрузили 20 вагонов и погрузили 15. Завод ведь работает непрерывно, а мы — по «плавающим» сменам. Соответственно, и праздники у нас «плавающие». Треск фейерверков нам заменили свистки тепловозов, — улы­бается начальник.

Объём маневровой и вывоз­ной работы железнодорожни­ков по мере развития основ­ного производства ежегодно возрастает на 5-8 процентов. А в 2022-м году из-за пере­ориентации с апатитового концентрата на фосфориты он может вырасти почти на треть. Транспортники ожи­дают этого с деловым спо­койствием.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

10 интересных фактов о вагоностроительном заводе в Гомеле

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights