История Яны Гайворонской — это история учителя и мамы, которая не стала сидеть в декрете, а построила бизнес в сфере дополнительного дошкольного и школьного образования. Рассказываем не только путь, который она прошла, но и делимся полезными советами со всеми, кто хочет начать своё дело.
В каждом из нас живет такая Яна
Яна — отличница, по образованию — педагог английского языка. Окончила университет имени Ф.Скорины. До этого училась в областном лицее и каждое лето ездила в Англию по чернобыльской программе для детей из Беларуси. Но знание языка — не решающий фактор. Решающий — амбиции.
— После учёбы я работала по распределению в гимназии №10. Работать с детьми было одно удовольствие, а вот заполнять журналы и другую отчётность — нет. Через восемь лет уволилась. К моменту, когда забрала трудовую, уже был небольшой бизнес — занималась репетиторством со взрослыми и готовила к ЦТ выпускников.
Но курсы не приносили Яне должного удовлетворения. Амбиции были построить систему, которая позволит изучать английский детям с самого раннего возраста — с трех лет, что считается оптимально.
— Совершенно остро почувствовала это с рождением дочери Ули. Выяснилось, что в спальных районах совершенно не закрыта ниша воспитательной работы за пределами детских садов. А тем более нет возможности учить английский с пелёнок. Для этого нужны так называемые развивашки. Мы собрались с девочками (тоже педагогами) — Татьяной Воиновой, Юлианой Эдешевой, Алиной Фарберовой — и решились попробовать открыть свою маленькую школу. Так появился «Мудрый лис».
Мудрый бизнес
Первый центр открыли в Волотове.
— Было очень сложно определиться с помещением. В итоге взяли «разбитое», откуда съехала почта. Там не было даже входной двери, а вместо унитаза — дырка в полу. С любовью сделали ремонт, завезли мебель и пособия.
Что касается юридической организации, Яна открыла ИП с наемными сотрудниками.
— Кстати, первый центр мы открыли в июне, а не в сентябре, как это обычно делают все бизнесы в этой нише. За лето наработали базу клиентов, получили узнаваемость в микрорайоне, дали возможность родителям определиться, куда идти в новом учебному году. С тех пор прошло уже пять лет.
Сегодня в городе открыты ещё несколько офисов под общим брендом «Мудрый лис». И каждый загружен работой. Работают не только с дошкольниками, но и со школьниками, выпускниками по индивидуальным программам, успешно готовят старшеклассников к ЦТ по нескольким дисциплинам, есть творческие мастер-классы для взрослых.
Простые правила по организации бизнеса
В маркетинге: вкладываться в рекламу можно и нужно
В случае с «Мудрым лисом» это были Instagram, афиши на уличных тубах и листовки в почтовые ящики. Их Яна советует разбрасывать в том районе, где находится ваш бизнес. Активно рекламировали масштабные акции и мероприятия, приуроченные к новогодним праздникам и дню рождения центра. Для их организации привлекали профессионалов. Пиарагентства и топовых маркетологов для съёмок рекламы не нанимали. В основном обходились своими силами.
— Мы регулярно ведём Instagram. Не могу сказать, что по всем правилам. Стараемся делать посты в едином ключе с помощью сервиса Canva. К помощи дизайнеров прибегаем крайне редко. SMM-щика в штате тоже нет. Публикуем самое основное. Регулярно ведём сторис. Уходит на это 2-3 часа несколько раз в неделю.
В работе с клиентами: организовывать услуги исключительно под запрос.
Если звонит клиент с вопросом «хочу такое, а есть ли», мы записываем. И когда запросов становится несколько, то сразу же ищем возможность закрыть эту нишу. Так у «Мудрого лиса» появились арт-терапия для детей с особенностями, скетчинг, иностранные языки для взрослых и многое другое. На старте было всего несколько направлений. Спустя пять лет их в разы больше.
Частично работу приходится проводить в онлайне. Такая практика появилась после начала пандемии. Это и упрощает, и усложняет одновременно.
— Было очень сложно подстроиться под монитор. Поначалу я вообще не представляла, как трёхлетний ребёнок будет усваивать уроки английского через экран. Думала, будет скучно, но в итоге ввели больше интерактива, добавили визуальных примеров, нашли новые методики… Все адаптировались.
В работе с командой: тимбилдинг и инвестиции в образование сотрудников.
Часто новые сотрудники Яны — её бывшие ученики.
— Я обожаю корпоративную культуру. Мы всегда поздравляем друг друга с днём рождения, дарим подарки, регулярно организовываем совместные мероприятия. Однако атмосфера атмосферой, но гораздо важнее — поддерживать у педагогов интерес к новым способам обучения.
— Учитель сегодня должен сам учиться. Причём каждый день. Смотреть международную практику, ходить на семинары, читать, искать примеры. Я стараюсь по возможности вкладываться в своих педагогов во всех смыслах. Это путь к совместным успехам на выходе.
Гибкое планирование: без целеполагания на пять лет вперед.
Яна ярый противник долгосрочного планирования по шагам, так как сегодня бизнесу, который работает вопреки внешним вызовам, на рынке не место.
— Бизнес должен жить здесь и сейчас. Ты разбираешься в образовании — отлично. Но как сегодня людям удобнее получать знания? Через приложения, в офлайне или ездить для обучения в другие страны? Нельзя предсказать, как люди будут отвечать на эти вопросы, — считает Яна.
Быть предпринимателем сегодня — это уже даже не каждый день, а каждый час следить за обстановкой вокруг.
Идеи для Гомеля
Открытие в университете специализации педагога иностранных языков для дошкольников
Для Яны был вызов после работы со старшеклассниками и взрослыми начать заниматься с дошкольниками.
— Нужно было стать в прямом смысле на коленки, спустится к ним в их маленький мир. И адаптировать все методики работы с дошкольниками на изучение языка.
Когда бизнес начал расти, очень сложно стало искать специалистов, которые могут работать без дополнительного обучения. На трудовом рынке были или хорошие воспитатели, или хорошие учителя английского, но для «школьного» сегмента. По словам Яны, ситуация пока не изменилась.
— Думаю, если педагогов английского начнут готовить работать с дошкольниками прямо в универе, всем станет легче, так как 70% запросов на обучение приходит от родителей маленьких детей.
Гибкий подход к аренде для бизнеса в разных сферах
Одно дело сдавать офис логистической компании, а другое — локальному бизнесу в сфере образования, который а) сезонный, б) имеет, как ни крути, ограниченное количество клиентов.
— Здорово, если бы по городу был фикс на квадратный метр, а затем от сферы арендодатели получали процент. Плюс все же требования к сдаче помещений тоже должны быть. Так как те, кто владеет недвижимостью, часто не думают о тех, кто будет арендовать помещение. И сдают чисто за счёт расположения. А ремонт делают уже сами арендаторы.
Продвижение идеи о том, что если хотим жить лучше, то ничего не должно быть бесплатно
Конечно, наши мамы и бабушки помнят дома пионеров, где было качественно и интересно для детей, но сегодня такое мало реально. Абсолютно всё стоит денег: материалы, книги, коммунальные услуги, интернет… Не говоря уже про оплату рабочего времени самих педагогов.
Если всё вышеперечисленное будет проспонсировано для «детского» бизнеса, то и работа с детьми будет бесплатной. Гипотетически такое возможно. Например, предприятия, которые делают канцелярские принадлежности, выделяют часть бесплатно на работу с детьми, провайдеры дают интернет бесплатно и так далее. Но такая система в итоге приводит к тезису, что изначально должно быть бесплатно всё.
Больше партнерских проектов
Дело в том, что в городе очень много похожих бизнесов, которые работают в других районах. Так как у всех ограниченный бюджет на рекламу, то можно было бы скооперироваться и в этой части, а также делать совместные мероприятия. Поле для взаимодействия огромное. Но почему-то все воспринимают друг друга исключительно как конкурентов и часто даже ведут себя некрасиво, публично оскорбляя или распространяя клевету о коллегах из других центров в комментариях и отзывах.
Автор: Анастасия Писченкова. Фото: личный архив Яны Гайворонской
Сейчас читают:
Молодой актер в Гомеле: театру нужна классика, а не «сиськи-письки»
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram