Молодой актер в Гомеле: театру нужна классика, а не «сиськи-письки»

Михаил Гришечкин служит в Гомельском областном драмтеатре девять лет. Ещё в школе понял, что хочет быть актёром. Он не мечтает об «Оскаре», но пытается выспаться уже не первый год. Говорим о любви, деньгах, жизни в областном центре, графике артиста и немного о кино.

Путь в драму: о приходе в профессию

—  Михаил, вы не обидитесь, если я скажу, что ничего о вас не знаю? Разве что сухую биографию, которая написана на сайте. Расскажите о себе?

—  Я из Гомеля. В 2005 году в школе решил попробовать себя в народном молодёжном театре-студии «Золотой Орион». Мне нравилось, безусловно, но репетиции серьёзно не воспринимал. Хотел стать врачом, а ближе к выпуску  —  учителем истории. Туда и поступил.

—  Необычный выбор…

—  Да, совсем необычный. Но в универе я всё равно продолжал ходить в театральную студию и стал выезжать с труппой на гастроли в Россию, Литву, Латвию…  Плюс участвовал во всех творческих инициативах в Скорине (университет имени Ф.Скорины  —  прим. автора). И как-то так сложилось, где-то в году 2010-м меня сделали худруком вот этого самого театра-студии «Золотой Орион». В новом статусе я поставил два спектакля, и мы даже подтвердили звание народного. В то же время я свёл знакомство с действующей актрисой облдрамтеатра Таней Кондратенко, пригласил её на спектакль, но она не пришла. Зато рассказала про вакансию и устроила собеседование с директором. В общем, я пришёл, а на следующий день уже подписал контракт.

—  Нужен был срочно человек или как такое возможно?

—  Нет, просто мужики в театре нужны всегда. Особенно фактурные. Когда подписал контракт, то был на седьмом небе от счастья. Это был 2012 год.

—  То есть вы где-то в 20 лет попали на главную сцену города?

—  В 21.

—  Первый выход к зрителям, видимо, был очень волнительным… 

— Всё колотилось. Думал: “Как это выйти в зал и посмотреть на полтысячи человек?” В итоге, когда вышел, понял, что зритель меня принимает. И ещё тогда подумал: “Неужели так волнительно будет каждый раз?”

—  И как? 

—  Волнение всегда присутствует, но, как говорят наши мэтры, это нормально. Кстати, я только три-четыре года назад понял, что надо делать, если хочешь чего-то добиться в театре. И я сейчас не про звания, а внутреннюю правильность в профессии.

—  Что это значит?

—  Артист должен  дарить эмоции зрителям, а для этого надо пахать. У меня многие друзья спрашивают, что, мол, сложного выйти на сцену и сыграть. Или: о, везёт же тебе, на работу завтра к 11… Не понимают, что на самом деле театр — это такая же работа, как на заводе. Тяжелая, рутинная, ежедневная. И заканчивается у нас рабочий день не в 17 часов, как у большинства заводчан, а гораздо позже.

—  Я никогда не играла в театре, но доводилось вести разные мероприятия, так что примерно понимаю, что значит эмоциональная отдача. Хочу спросить о другом. Когда в 21 год приходишь в театр, вряд ли многие драматические роли осознаёшь…

—  Конечно, опыта не хватает. Прежде всего, жизненного. Но, откровенно говоря, драму сыграть намного проще, чем комедию. Дело в том, что в жизни каждого из нас хватает драмы, многие ситуации уже прожиты  —  смерть близкого человека, первая любовь, уход от мечты, предательство. А в комедии или тем более в трагикомедии бывают такие ситуации, которые ты никогда в жизни, возможно, и не застанешь. Приходится подсматривать.

Работа артиста  – это наблюдать, подмечать, перенимать характер. Этому учат в академии.

В драме каждый день: почему работа актера сравнима с работой на заводе

—  Наблюдать…  Хм, давайте вернёмся к работе актера. Представим, что мы говорим про идеальный план на день, неделю. Как строится график?

—  Всё начинается с расписания репетиций. Мы в конце недели узнаём, что нас ждёт впереди, к каким постановкам нужно взять тексты. А дальше нужно планировать так время, чтобы до выхода на сцену выучить текст, войти в роль…

—  Если с нуля ставится спектакль, с чего начинается эта работа?

— С так называемого застольного периода. Это когда актёры садятся за стол и читают по ролям текст. Количество таких репетиций зависит от сложности материала. Если, допустим, ставим «Вишнёвый сад» Чехова, то застольных репетиций будет много. В каждой фразе, в каждом диалоге тщательно разбираемся. Уже на этом этапе нужно выстроить отношения между персонажами, чтобы потом на сцене всё выглядело правдоподобно.

—  А вот как этого добиться? Я, бывает, встаю, кофе выпиваю и все равно не чувствую себя собой. А тут нужно прийти и быть кем-то. Плюс ещё твой персонаж может быть полностью противоположным тебе.

—  Именно! Это называется роль на сопротивление. Её надо присвоить. Такое бывает, но режиссёры — ребята умные, умеют выбирать типажи.

—  Это понятно. Но как, скажите, войти в эту роль, если с утра всё валится из рук?

— Это отдельная сложность. Я просыпаюсь, выпиваю чашечку кофе, иду с собакой, а сам думаю про своего персонажа: «Что бы сейчас он сделал на моем месте?». Иду, а на меня люди оборачиваются, потому что я пытаюсь произнести текст, мысленно вхожу в образ. Поверьте, успех  —  это 99% труда и 1% таланта. Получается круглосуточная работа над собой. Дома, в дороге, везде.

Деньги и драма: про зарплату и желание жить хорошо

—  На самом деле я немного слукавила в самом начале. Если верить соцсетям, то у вас аж четыре работы… Свадьбы, корпоративы… 

—  Да-да, «Сливки» у меня ещё там.

—  А что это такое?

—  Сливки.by – это инстаграм-платформа для блогеров. Записываем видеоролики.

—  Вроде как раньше это был портал, где акции разные размещались… 

—  Да, так и есть. Я снимаюсь в этих видео.

—  Понятно. Четвёртая какая работа?

—  Делаю обзоры как блогер для одного магазина, который продаёт технику.

—  Зачем вам столько работ?

—  Очевидно, чтобы больше зарабатывать.

—  Это жадность или денег не хватает?

—  Я не могу сидеть на месте. Хотя хотелось бы.

—  Судя по такому количеству работ, времени вообще не остаётся.

—  На семью, честно говоря, времени не хватает. Хотя столько работ для того, чтобы сыну купить всё, что надо.

—  Всё, что надо, или всё, что хочет?

—  Хороший вопрос. На самом деле, ещё сейчас строим с женой дом. Это дорого. Приходится много работать.

—  То есть в отпуске вы были давно…

—  Да, примерно в то же время, когда подписал контракт в театре…

—  Говорят, в кино платят больше. Вы бы не хотели попасть на большой экран? 

—  Ух, хотел бы конечно.

— А что вы для этого делаете?

—  В Гомеле это делать тщетно.

—  В Гомеле ясно. Мир большой.

—  Это да, но даже в Минск сложно попасть на кастинг. Ради того, чтобы съездить и получить роль в короткометражке за 300-400 рублей, нужно пройти очень много «но». Взять за свой счёт на работе, потратить деньги на дорогу… И совершенно не факт, что выберут тебя.

—  Понятно, хорошо. А вот на современных форматах не думали заработать? Реконструкции, например.

—  Реконструкция в каком плане? По парку походить в костюме?

—  Нет. Реконструкция – это, например, светский бал в Несвиже. Наверное, его организаторы на этом зарабатывают.

— Разве? По-моему, наоборот. Все эти балы благотворительные, а собранные средства идут на восстановление памятников архитектуры.

— Возможно. А что мешает вам работать уличным артистом? Говорят, у них неплохой доход.

— Но для этого как минимум городу нужна пешеходная улица или специальная зона, где прохожие могли отдыхать и платить за зрелище…

Драма в городе: как артисты могут сделать жизнь в Гомеле интереснее

—  Если посмотреть на театр как отдельную индустрию внутри Гомеля, что нужно для её развития? Прививать через соцсети театральную культуру? Открывать новые театры? Ставить больше спектаклей, чтобы у зрителя был богатый выбор? Давайте представим, что у нас как бы идеализированный мир, и мы типа с завтрашнего дня начинаем.

— Хм, а у меня есть план. Первым делом, устраиваем театральный фестиваль, на который приглашаем уличные театры если не со всего мира, то хотя бы стран СНГ. Второй шаг – запускаем читки. Это когда актёры перед небольшой аудиторией читают тексты из пьес будущих спектаклей или монологи своих любимых литературных героев. Третье – выходим из облдрамы и ставим спектакли в разных локациях города. Например, “Вишнёвый сад” в парке, на подъезде ко дворцу Румянцевых и Паскевичей.  Ещё можно организовывать творческие встречи с актёрами после постановок или интерактивные спектакли…

—  То есть? Раздавать прохожим простые роли и говорить, например, хлопните в определённый момент два раза в ладоши?

—  Можно и такое, а можно со словами. Ещё, несомненно, нашим театрам не хватает критики и голодных зрителей.

—  Что это значит?

—  Голодный зритель идёт в театр за настоящей игрой, а не просто поржать. Поэтому театру нужна выворачивающая наизнанку душу классика. Тот же «Вишнёвый сад», та же «Чайка», та же «Гроза». А не все эти «сиськи-письки»…

—  Простите, у нас есть такие спектакли?

—  Есть. Их называют кассовые.

—  Вам не кажется, как человеку, который снимается в рекламе, что кассовость зависит уже давно не от контента, а от качества и эффективности рекламы.

—  Кажется, конечно. Но не будем обсуждать работу рекламного отдела.

Быть или не быть: кто сегодня поступает в театр

—  Скажите что-нибудь молодым ребятам, которые оканчивают школу и мечтают попасть в театр.

—  Надо хорошо подумать. Для девочки театр – это место, где она может себя реализовать, стать востребованной и получать внимание. Все девочки хотят, чтобы на них смотрели, это приятно. А парню нужно хорошо подумать. Если хочешь ездить на дорогой машине, построить дом, быть опорой для близких, театр не подходит.

—  Вы, конечно, извините, но сексизм здесь неуместен. Женщины тоже хотят хорошо зарабатывать и быть независимыми.

—  На самом деле, вы правы. У многих наших актрис тоже по несколько работ. Но всёе равно в глазах общества мужчина — добытчик.

—  Ладно, я не буду спорить с вами. Допустим, этот “сумасшедший” парень нашёлся.  Что ему делать?

—  Во-первых, ещё раз подумать (смеется). Во-вторых, поступать в академию или институт на очное отделение. Мужчине будет проще устроиться.

—  Опять этот ужасный сексизм. Почему так?

—  Потому что актрис очень много, очень большая конкуренция. Красивых море, но, увы, одинаковые типажи.

—  А к чему готовиться после академии?

—  Уже на третьем курсе дают роли в театрах. Нужно активно участвовать в кастингах. Нарабатывать портфолио и опыт. Понять, что театр станет домом на всю жизнь. Деньги и всё мирское в этом доме будет очень второстепенно. Да, я вот говорю сейчас и понимаю, что театр — это мой дом, то есть не место работы, а дом.

Автор: Анастасия Писченкова. Фото: личный архив Михаила Гришечкина и Владимир Ступинский

Смотрите также:

Гомель первым поставил спектакль о деменции. Большое интервью с режиссером

Владимир Ступинский о театре, гомельском андеграунде и роли СМИ в культуре

Закулисье. Какие тайны хранит Гомельский драмтеатр

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights