Владимир Ступинский о театре, гомельском андеграунде и роли СМИ в культуре

На дворе Год культуры. Должен ли наш город по этой причине буквально «трещать по швам» от событий и ме­роприятий? Как сделать узнаваемы­ми местных музыкантов и художни­ков, чтобы на их концерты и выстав­ки ходили охотнее, чем на выступле­ния российских поп-звёзд? Что долж­ны предлагать театры зрителю, что­бы кресла в партере не пустовали? На эти непростые вопросы мы по­пытались ответить вместе с пресс- секретарём Гомельского областного драматического театра Владимиром Ступинским.

— Владимир, вы ощущаете, что сейчас Год культуры? Может быть, в Гомеле стало происходить больше культурных событий?

— Если честно, это понятие для ме­ня несколько натянутое. Культурные события либо происходят, либо нет. Ес­ли они не происходят, то это плохо и неправильно. Наверное, понятие «Год культуры» больше наполнено смыслом для организаций, работающих в сфере культуры, и связано с определёнными финансовыми вливаниями со стороны госбюджета. Для людей, которые на­ходятся по другую сторону баррикад, а я себя тоже ассоциирую с ними, Год культуры и не должен быть заметен.

Гомель богат на интересные события, он не последний в плане того, куда пой­ти. Я думаю, что и дальше так будет.

К сожалению, Год культуры со­впал с тяжёлой экономической ситу­ацией в стране. Поэтому финансовые вливания, которых стоило бы ждать учреждениям культуры, тому же теа­тру, очень ограничены. По объектив­ным причинам. Мы понимаем это. И режиссёры входят в положение, ста­раются уменьшить расходы на поста­новки спектаклей.

Главное, чтобы при этом не страдало качество. Пока не страдает. Три наших местных театра — драматический, мо­лодёжный и кукольный — в прошедшем театральном сезоне прекрасно сработа­ли. Год действительно оказался для них Годом культуры. Уже давно не было та­кой концентрации интересных премьер.

В драмтеатре поставили спектакль «Ромео и Джульетта» (режиссёр Олег Молитвин), который возглавляет мой личный рейтинг любимых постановок. У «Молодёжки» крутая, из последних, премьера по Александру Володину «С любимыми не расставайтесь» (режис­сёр Яков Натапов). В театре кукол идёт замечательный спектакль даже не для взрослых, хотя «куклы» очень инте­ресные спектакли ставят для взрос­лых, но этот — скорее, для семейного просмотра. Постановка Ирины Цыпи­ной по Янушу Корчаку «Когда я ста­ну облаком».

— Тем более обидно, что молодёжь слабо на всё это реагирует. На днях мы провели опрос среди гомельчан и вы­яснили, что они ходят в кино либо на массовые праздники вроде Дня Не­зависимости. Гомельских музыкан­тов, писателей, художников назвать затрудняются. Вам не кажется, что пора заняться их пиаром?

— Молодёжью условно назовём тех, кто родился в границах 2000-го — плюс- минус. Их появление на свет совпало с очень резким информационным и тех­нологическим скачком. Мы все живём в большом информационном шуме. В нём из огромной массы культурных собы­тий, людей, которые пытаются занимать­ся творчеством, очень тяжело выделить интересное, стоящее. Это потом оста­нется в человеческой памяти, истории, исследованиях то, что завоюет себе там место. Но здесь и сейчас человеку при­ходится самому ориентироваться и отде­лять зёрна от плевел.

Наша задача, я имею в виду людей, которые занимаются продвижением коллективов, организацией мероприя­тий, — пробиваться через информацион­ный шум. Что мы и пытаемся делать. Все учреждения активно осваивают социаль­ные сети. Это наиболее реальный способ пробиться к молодёжи. Чуть раньше это делали с помощью сайтов. У драмтеатра он появился лет десять назад и уже тогда был достаточно посещаемым. Что будет через несколько лет, сложно сказать. Воз­никнут новые способы коммуникации. Мы должны так же гибко под них под­страиваться, если хотим не терять связь со зрителем.

С другой стороны, опять же, из-за огромных информационных потоков, современная молодёжь зачастую уже не может мыслить образно, а это как раз то, на чём построено искусство. Я верю, что ситуация изменится. Нельзя подстраи­ваться и делать только нарезки, подхо­дящие для клипового мышления.

— Возможно, желание сходить в театр приходит с возрастом? И совре­менные подростки когда-нибудь най­дут сюда дорогу? Нужно просто подо­ждать.

— Лучшее вообще перестать рассу­ждать категориями «молодёжь», «люди старшего возраста». Потому что это всег­да потом сводится к суждениям вроде «молодёжь плохая, мы были лучше». А это, конечно же, не так. У меня есть много знакомых молодых людей, кото­рые достаточно продвинуты в культур­ном плане. Что касается гомельских художников и поэтов… Есть замеча­тельная поэтесса Белла Сосновская. Кто её знает? Она живёт в Гомеле, печа­талась в коллективных сборниках поэ­тов Гомельщины, есть песни на её сти­хи, у той же Зои Гариной. Был Алек­сандр Конопелькин, которого недавно похоронили. Капа — великий и могу­чий. На мой взгляд, просто гениальный поэт, новатор. О них никто не пишет…

— То есть теме культуры мало внимания уделяют СМИ?

— В том интернет-издании, где рабо­тал я, в день выдавалось порядка 15 новостей. Руководство конкретно опре­деляло приоритетные темы, ведь речь шла о посещаемости, а дальше — о зарабатывании на рекламе. Если выби­рать между культурным и криминаль­ным событием, сами прекрасно знае­те, что в приоритете. Поэтому без под­держки со стороны государства ни одно СМИ, которое будет специализировать­ся исключительно на культурной тема­тике, не выживет.

Хотя есть и другие пути к известно­сти. Например, для писателей это лите­ратурные конкурсы. В Гомеле они тоже проходят. Тот же конкурс имени Кирил­ла Туровского, который проводит област­ное отделение Союза писателей Белару­си. Но попадают туда, на мой взгляд, не всегда те, кто там действительно дол­жен быть. А масса талантливых людей пишет в стол… Все же разные по харак­теру, не каждый сам будет подавать заяв­ки и произведения на конкурсы. Хорошо, если предложат поучаствовать, а если нет? Других надо ещё и поуговаривать. Хотя это ведь тоже путь к узнаваемости, к изданию книг в будущем.

— Даже в объёмах республики новых авторов издают рекордно мизерными тиражами. Если в Минске ещё можно что-то купить, то до Гомеля эти книги просто не доходят. Благо есть интернет-магазины, где можно заказать. Но, опять же, не все интере­суются и будут специально искать. А что делать гомельским писателям в такой ситуации? В нашем городе есть издательство «Барк», которое рабо­тает с прозаиками. Недавно в «Фейс­буке» я наткнулась на их объявле­ние: ищут молодых, ещё неизвестных писателей, готовы печатать. Но реак­ции от потенциальных писателей нет. По крайней мере, под этим постом ни одного комментария…

— Я эту новость тоже видел. Есть у меня один хороший знакомый, который пишет интересное фентези. Хочу его туда «отправить». Я ему уже говорил: «Лёша, тебе нужно издаваться». А он всё: «Ой, ну я ещё что-нибудь напишу, потом пойду по издательствам». И ведь многие так. Почему? Об этом уже мно­го везде говорили и писали — у нас нет системы менеджмента в области изда­тельского дела, других отраслей — лите­ратуры, драматургии, живописи, как на Западе. От этого страдают и провинция, и столица. Даже если, скажем, гомель­ское издательство и рискнёт напечатать талантливого неизвестного автора, ско­рее всего, книга осядет где-нибудь на книжных полках или маленький тираж разойдётся среди родственников и зна­комых.

А для писателя важно ведь не только то, что он пишет, но и как его видит чита­тель — образ. Создание такого образа — тоже целая наука. Наверное, для нашей действительности всё это очень слож­ные вещи. Знаю некоторых людей, кото­рые замечательно могут себя сами пред­ставить. Ну а если нет… Хороший писа­тель далеко не всегда публичный человек и хороший оратор. Но, опять-таки, очень талантливые люди обязательно выплы­вут на поверхность и будут узнаваемы.

Должны быть люди, орга­низации, экономически заинтересован­ные, чтобы художник, писатель стал узнаваемым, проходили выставки, издавались книги. Требовать от органов госуправления этого нельзя. Они, по сути, осуществляют курирующую функ­цию. Наверное, нужно раздвинуть эко­номические рамки для частных струк­тур. У нас они пока достаточно жёсткие.

— С другой стороны — жить в про­винции и достичь большой известно­сти, наверное, невозможно. В Беларуси так сложилось, что культурная элита концентрируется в Минске. И талант­ливые молодые люди стремятся имен­но туда. Поэтому ещё остальные дума­ют, раз ты, условно, художник и до сих пор живёшь в Гомеле, значит, не очень-то ты и талантливый художник. И ориентируют свои предпочтения на столичных и зарубежных…

— Провинция, она в голо­вах. Не важно, где жить. Сейчас вопрос расстояния в 300 км от точки А до точ­ки Б вообще не стоит. Да, кому-то нуж­на столица для подпитки. Но Гомель тоже не забит и не сер в плане культур­ных событий. Я имею в виду не толь­ко то, что происходит в учреждениях культуры. У нас есть и свой андеграунд. Молодёжная жизнь концентрируется вокруг антикафе, где постоянно проис­ходят встречи, концерты.

Тот же Гриш­ковец, когда выступал в Гомеле, зашёл в бар «Квартирник», о чём потом напи­сал в своём блоге. Дал весьма положи­тельную оценку. Есть «Театр открытых», который существует по своим законам, отличным от профессионального театра. Они интересно поставили полноценную пьесу «Фредди, или Убийца под куполом цирка», хотя там играют люди, которые не имеют профессионального актёрского образования. Но ребята ездят на фести­вали, выступали в Витебске, когда шёл «Славянский базар». У них есть ориги­нальные поэтические программы, мно­гие сами пишут стихи. И вокруг них ещё аккумулируется масса народа, который занимается каким-то творчеством.

Из молодёжных неформальных объ­единений вырастает много талантли­вых людей. Андеграунда не надо боять­ся. В 90-х годах в Гомеле была заме­чательная суполка «Таварыства воль­ных мастакоў «Магілка». Они выпуска­ли газету «Аксамiтны жах». Туда вхо­дил, например, Андрей Скидан, кото­рый сейчас работает в Ветковском музее. Александр Сераков, который сегодня в Москве руководит фотошколой. (Его у нас называли королём атонального блю­за. Он мало попадал в ноты, но получа­лись замечательные песни.) Юрий Дын­кин… Эти люди и спустя годы остались творческими единицами, которые дале­ко не нули. То же касается и клуба автор­ской песни, который некогда был точ­кой кристаллизации молодых талантов не только в музыке, но и поэтов, худож­ников. Огромная заслуга его тогдашне­го руководителя Виктора Матькунова в том, что эти люди вышли в жизнь насто­ящими творцами.

— Тогда были годы национального подъёма, адраджэнне…

— Кстати, я заметил, что сейчас тоже началось какое-то движение в этом направлении. Может, это пока больше заметно по столице. Но такие вещи уже поддерживаются и на уровне властей, что очень хорошо. Потому что эти наци­ональные дела способствуют возраста­нию — не национализма, а именно осо­знания людей себя как части конкрет­ной нации.

— Возвращаясь к нашим, гомельским, реалиям. Как-то на одной из пресс-конференций в молодёжном театре речь зашла о том, что мы уси­ленно пиарим российских звёзд, кото­рые приезжают к нам с гастролями, антрепризами, а надо продвигать сво­их, местных музыкантов, театры, что­бы билеты на их пьесы и концерты активнее продавались.

— Согласен, есть некоторый дисба­ланс. Но дело не в том, что идёт целена­правленный пиар приезжих коллективов. Вот скоро у нас на гастролях чернигов­ский театр. Естественно, мы будем рас­сказывать о нём везде, пиарить, пред­лагать билеты, и не только потому, что надо заработать деньги. И это тоже, но самое главное, что театр привозит дей­ствительно интересные самобытные спектакли. Их создал режиссёр Андрей Бакиров, заслуженный артист Украи­ны. Его очень хорошо знают в Гомеле, он поставил в гомельских театрах спек­такли «Двенадцатая ночь», «Загонщики огня», «Оборотень, или смерть Тарел­кина», «Ля-гушки», «Театр». Его рабо­ты абсолютно не похожи ни на что дру­гое, оригинальная авторская манера. И как это не продвигать? Кстати, билеты не сверхдорогие.

На российские антрепризы сознатель­но не хожу, это как раз противоположный случай попсы в театре. Что касается рос­сийских певцов, их и вправду могло бы быть гораздо меньше. Но, опять же, в этом году в массе пустоватых гастроль­ных вещей возник вдруг балет Сухиш­вили. И в зрительном зале я увидел не только взрослых ценителей хореогра­фического искусства. Молодёжь после концерта выходила с горящими глазами! Несколько лет назад, к сожалению, он уже давно не появлялся, приезжал Вла­димир Спиваков. Это тоже было очень значимое для Гомеля событие.

Я люблю русских рокеров. Их высту­пления, конечно, абсолютно отличаются от того, что я называю «поющие трусы». Их тоже надо рекламировать и прода­вать. Потому что если не сделаешь этого, в следующий раз не приедут. Вот «Пик­ник» к нам приезжает с периодичностью, как только появляется новая программа.

В нынешних экономических услови­ях учреждениям культуры нужно зара­батывать деньги. Ведь это планово убы­точные учреждения, которые дотируют­ся из бюджета. Чем зарабатывать? Каж­дый раз, когда кого-то приглашаешь, это риск. Вдруг не продастся? Или испол­нителя мало знают, или слишком доро­гие билеты. Зачастую здесь и возникают «качели» между популярностью и каче­ством продукта, что совсем не одно и то же.

Но тем не менее надо приглашать и малоизвестных белорусских исполните­лей, потому что у нас есть очень интерес­ные группы. Те же «Серебряная свадь­ба», Sounduk (бывшие «ДетиДетей»), у которых в Минске широкий круг почи­тателей. В целом — надо соблюдать равновесие. У всех жанров есть почита­тели: и у попсы, и у шансона, и у рока, и у классики.

— А какими должны быть про­порции в театре — между развлека­тельным и философским, серьёзным содержанием? Большинство людей даже в театр приходят, чтобы раз­влечься, стало быть, на комедии. Если им предложить серьёзные спектакли, перестанут ходить?

— Здесь тоже нужно держать про­порции. Возьмём репертуар облдрамте­атра в прошлом сезоне. Посмотрим, что у нас есть. «Ромео и Джульетта»… Ну, как-то развлечься там особо не получит­ся, а восхититься есть чем. Во-первых, это Шекспир, но и работа режиссёра, артистов замечательная. У нас есть пье­са «Незамужняя женщина», написанная ещё в советские времена, на которую прекрасно ходит публика средних лет. Причём даже летом, когда посещаемость падает, на этот спектакль ходят стабиль­но. Наверное, в комедийных ситуациях, которые возникают на сцене, люди узна­ют себя, ностальгируют. Есть «Очарова­тельный сон» по Фёдору Михайловичу Достоевскому и молодёжная пьеса рос­сийского драматурга Ярославы Пули­нович «Поют ли эльфы?». Получился такой репертуар, что можно и отдохнуть, и поработать головой, душой. В следую­щем сезоне наше руководство собирает­ся выдерживать такую же политику, зри­телей ожидает множество сюрпризов и открытий.


До работы в Гомельском облдрамтеатре Владимир Ступинский работал корреспондентом службы новостей портала «Моя Реклама», ранее — заведую­щим литературной частью в молодёж­ном театре, облдрамтеатре, дизайнером в одном из рекламных агентств. Поэт, драматург, дизайнер, фото­граф. Автор двух поэтических сборников «Стран­ной музыки следы» и «Городское вре­мя». Его пьесы ста­вились в Запоро­жье, Воронеже, Ир­кутске, Баку, Киеве, Харькове.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights