Если вы не слышали про Тамару Дмитриеву, то точно знаете бетонные яблоки её авторства в начале Речицкого проспекта. Какой гомельчанин возле них ещё не сфотографировался? Для Тамары Валерьевны этот зелёный островок имеет особое значение. Возле яблоневых садов и тополиной аллеи, которая осталась только в памяти старожилов, прошло её детство. И она лучше других понимает, что такое ностальгия. География перемещений этой женщины впечатляет. Ей удалось пожить в двенадцати городах Беларуси, России и Украины.
Красноярск — Ленинград — Гомель
Родилась Тамара Дмитриева в Красноярске. Когда ей было два года, отец поступил в Ленинградскую военную академию тыла и транспорта, семья переехала в Ленинград. Так что первые впечатления о жизни Тамара Валерьевна получила именно там.
После окончания академии отца отправили служить в Беларусь. Сначала в Чаусы, там Тамара Валерьевна в 1960 году пошла в школу. Потом были Барановичи, Мозырь, Ельск. В Гомеле оказались в 1963 году, и Тамара Дмитриева пошла в четвёртый класс школы №3 на улице Барыкина.
— Поселились мы как семья военного около кинотеатра «Октябрь», в так называемом военном городке. А там, где сейчас транспортное кольцо в начале Речицкого проспекта, стояли частные дома с яблоневыми садами. Мы с друзьями проводили в них много времени. Мои одноклассники жили в этих домах. Вдоль улицы Барыкина — примерно от магазина «Мартин» и до бывшей районной библиотеки — тогда росла тополиная аллея. Представьте себе огромные деревья в четыре ряда, которые смыкаются вверху и образуют зелёный тоннель. По этой аллее я каждое утро ходила в школу, — рассказывает Тамара Дмитриева.
Тамара Валерьевна хорошо помнит, как в середине 1970-х приехала к родителям и увидела, что все тополя исчезли. Тогда она уже жила в Иркутске. Подруга, рассказывая, как вырубали аллею, и вовсе рыдала.
О том, почему пустили под топор деревья, в Гомеле ходило несколько легенд. По одной из них, спиленный незадолго до этого тополь неудачно упал и покалечил стоящего неподалёку чиновника. Вот он и отомстил как будто таким способом, спилив тополиную аллею. Но это, как говорится, народная молва. Более правдоподобной кажется версия, что деревья эти сильно ломались во время ураганов и повреждали недавно проведённые по Барыкина троллейбусные линии. Ведь тополь — очень хрупкий.
Как бы там ни было, тополиная аллея для Тамары Валерьевны осталась одним из самых ярких воспоминаний детства:
— Эти тополя сейчас мне часто снятся! Как я бегу по аллее, тепло, солнце красиво играет в листьях. А под ногами мягкий ковёр из тополиного пуха.
Гомель — Минск — Иркутск
После школы Тамара Дмитриева поступила на архитектурный факультет в Минский политехнический институт. Мечтала проектировать многоэтажные дома.
— На первое место работы меня хотели отправить в провинцию — в Полоцк или назад в Гомель. Было тогда такое негласное правило: не оставлять в столице студентов из глубинки, хотя я шла на распределении шестая по баллам. Тогда и решила, если уж ехать — то куда подальше (смеётся). Так и заявила, развеселив комиссию. Дали мне выбор между Алма-Атой, Свердловском, Красноярском и Иркутском.
Тамара Валерьевна выбрала Иркутск. Соблазнилась тем, что Байкал рядом и Япония близко. Но в Японию так и не вырвалась. Во время отпуска хотелось увидеть родителей, тянуло назад в Беларусь.
— В Сибири, можно сказать, только две поры года — это лето и зима. А вот этого межсезонья, красивой жёлтой осени нет. А я просто-таки мечтала почувствовать запах прелых листьев, леса. Хотелось «подышать» Беларусью.
В Иркутске Тамара Дмитриева работала архитектором в Иркутскгражданпроекте. Вместе с ней из разных концов Советского Союза в город по распределению приехали человек семь-восемь таких же молодых специалистов. Но задержались надолго только она с подругой Ферданьей. Подруга на целых 20, а Тамара Валерьевна — на 18 лет.
В Иркутске познакомилась с мужем Борисом Дмитриевым, тоже архитектором. Вышла замуж, родила троих детей.
Знаете, это очень культурный город. Чехов недаром назвал Иркутск маленьким Парижем. Серьёзный, глубинный слой культуры здесь был заложен ещё декабристами. Это богатый город, город золотопромышленников, купцов, которые торговали с Китаем. Отечественная война его не затронула. Сохранилась самобытная деревянная архитектура.
В 1970-х годах её сохранению уделяли много внимания, говорит архитектор. Исторический центр с шикарными двухэтажными купеческими домами не трогали, новые микрорайоны строили вокруг него. Была разработана большая программа по реконструкции. Сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону. Часть домов оставлена хозяевами и разрушена, там постоянно случаются пожары. Тамара Дмитриева и сейчас следит за событиями в Иркутске, общается с друзьями и бывшими коллегами.
— В Сибири живёт немало белорусов. Когда я туда приехала, ещё существовали целые деревни, где всё население было только белорусским. Это те, кто переселился в Сибирь в начале XX в результате Столыпинской аграрной реформы. Были там и украинские деревни. Правда, говорили уже тогда все на русском, только местный фольклор выдавал происхождение. Песни пели свои — белорусские, украинские.
До сих пор в Иркутске работает товарищество белорусской культуры имени Яна Чацкого, которое объединяет белорусов Прибайкалья. Организация сохраняет белорусские традиции, фольклор, этнографию, постоянно проводит съезды и другие мероприятия.
— Чему я научилась, живя в Сибири? Там сразу чувствуются огромные масштабы России, могучая девственная природа, там очень суровые, но честные и прямые люди. У них не принято говорить за спиной у человека, как это часто бывает у нас. Сибиряки говорят человеку в лоб всё, что думают. Это, кстати, ещё староверческая закваска. Но только так можно выжить в суровом климате — помогая друг другу и зная правду. Сначала меня это поразило, но потом поняла, насколько это крепкая основа жизни. С тех пор только так и поступаю. Не стесняюсь говорить правду-матку, — продолжает рассказывать Тамара Дмитриева.
Иркутск — Саянск — Днепропетровск
Когда мужа Тамары Валерьевны на два года призвали в армию, семья переехала в Саянск.
— Город небольшой по сравнению с Иркутском, но очень красивый. Был основан к 70-летию со дня рождения Ленина. Проектировали его ленинградские архитекторы. Представьте, прямо посреди тайги такое очень урбанистическое пространство — с пятиэтажными и девятиэтажными преимущественно домами.
Когда Дмитриевы туда приехали, во дворах росла брусника и стояли муравейники. А соседи рассказывали, что как только здесь поселились, уходя на работу, ставили под окнами силки, а вечером доставали оттуда зайцев. Ужин готов, что называется! Потому что с продовольствием в те годы было туго. Все жили по карточкам.
Зато детям было раздолье.
Стайка моя — двухлетняя Любаша, трёхлетний Петруша и пятилетний Димка — одни носились по городу, убегали в тайгу собирать кипрей. Мы добавляли его в салат в качестве витамина С. В Иркутске дать им такую свободу было невозможно. Слишком урбанизированный был город.
В 1992 году после распада Советского Союза и вовсе начался тотальный дефицит. К тому же СМИ постоянно нагнетали, предрекая грядущий голод. И семья Дмитриевых решает перебраться на Запад, как тогда называли в Сибири всё, что находится за Уралом.
— Выбирали между Беларусью и Украиной. У мужа, который после службы в армии стал главным архитектором Саянска, больше рабочих перспектив было в Днепропетровске. Там он учился, и там на хороших должностях работали его университетские друзья.
В Днепропетровске муж занялся проектированием торговых центров, о нём даже написали в книге «Днепропетровск. Архитекторы». А я в то время занималась тремя детьми, у которых как раз начинался подростковый возраст. Пришлось отодвинуть работу и творчество на второй план. Купили мы частный дом в пригороде. Я растила детей и занималась огородом, чтобы прокормить семью.
Но очень скоро Тамару Валерьевну снова потянуло к творчеству. Она как раз познакомилась с местными керамистами, попробовала лепить из глины, даже стала зарабатывать на продаже сувениров. Шёл 1998 год.
Днепропетровск — Гомель
Потом заболел отец, пришлось часто ездить в Гомель. И в 2003 году Тамара Валерьевна с детьми переезжает к родителям в Беларусь, начинает искать работу.
— 2003 год как раз был объявлен в стране Годом порядка и благоустройства, была разработана республиканская программа, подкреплённая бюджетным финансированием. В Советском районе всё это движение по благоустройству только начиналось. На улице Чкалова появился большой керамический горшок с цветами, который я наблюдала из своего окна. А я ж как раз делала керамические горшки, только маленькие. Ну и решила показать свои эскизы местным властям.
Дмитриевой сразу предложили воплотить один из эскизов её садовых скульптур в жизнь, только в больших масштабах. Первыми появились бетонные «Черепахи» в парке Фестивальном. Потом «Ящерица на камне», «Гулливер», «Рысь» и другие малые архитектурные формы, которые сейчас украшают улицы города. Но, пожалуй, самыми известными стали её бетонные «Яблоки» на кольце торгового оборудования. Негласно гомельчане «назначили» их одним из символов нашего города. По аналогии с Гомелем такие же яблоки появились потом в разных городах Беларуси и в других странах.
— Для меня это своеобразная игра в масштаб. Знаете, у архитекторов по-другому развито пространственное восприятие. Нужно ведь не просто создавать чертёж на бумаге, а представлять, как будет вживую выглядеть многоэтажный дом. Потому что есть разница воздействия. И когда моя наставница Антонина Никитская в Днепропетровске учила меня лепить маленькие яблочки из глины, я всегда представляла, как бы они выглядели в большом масштабе.
Тамара Валерьевна ходила мимо яблоневого сада на кольце торгового оборудования, где когда-то прошло её детство, вспоминала, какие там были дома, своих друзей. И решила — нужно сделать этот уголок как-то теплее, что ли, напомнить всем, что когда-то это были яблоневые сады, здесь жили люди. Так и появились бетонные яблоки.
Наверное, композиция всё-таки цепляет за живое. Потому что раскатились мои яблочки по городам и весям вплоть до Хабаровска. Видела сама в Щорсе на Украине, в Витебске вообще положили 140 яблок и груш по всему городу. Но когда я заявила об авторском праве, быстро спрятали их с оживлённых улиц во дворы.
Концепция яблок, как её видит автор — возврат в детство. В эту композицию Тамара Валерьевна вкладывает очень много личного смысла.
— Я помнила себя маленькой у бабушки в деревне, когда всё мне казалось просто огромным. А когда приехала спустя годы, в 16 лет, смотрю — оказывается, кухня-то маленькая, топчанчик крохотный, где мы с бабушкой спали. Всё маленькое! И это такие тёплые воспоминания. С годами всё больше хочется почувствовать себя снова ребёнком. Мои бетонные яблоки как раз помогают «впасть в детство». В самом хорошем смысле этого выражения.
ИДЕИ ДЛЯ ГОРОДА
— Малые архитектурные формы нужно каждый год красить, чтобы они достойно выглядели. Почему бы не поручить это студентам местного художественного колледжа в качестве, скажем, практики? Мы уже опробовали такой способ на бетонных яблоках — получается лучше, чем у коммунальников. Как-то покрасили одно в клеточку, вышло оригинально.
Идея сработает и на Аллее скамеек в парке Фестивальном. Да и в целом по городу. Польза будет всем. Студентам — опыт и творческое пространство под открытым небом. Коммунальникам и властям — экономия бюджетных средств и времени.
Ещё одна идея тоже связана с обликом города. Почему бы локальные, районные конкурсы по архитектуре и дизайну не объединить в один масштабный общегородской для студентов БелГУТа, художественного и дорожно-строительного колледжей? Обеспечить ему хорошее информационное сопровождение, чтобы гомельчане могли почитать в СМИ об идеях для города, которые предложат молодые авторы. И даже, возможно, устроить народное голосование. А победители пусть в рамках производственной практики
реализуют свою идею. Это может быть необычная клумба, оригинальная скульптура, интересная локация для отдыха.
Похожий конкурс на протяжении многих лет проходил в Советском районе Гомеля при поддержке тогдашней главы администрации Татьяны Филимончик. Идеи, которые предлагали студенты, были свежими и интересными. Некоторые из них получили воплощение. Что-то можно и сейчас увидеть на улицах района. Но, повторюсь, такой конкурс должен стать брендом Гомеля, как и реализованные проекты победителей.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец, из архива Александра Веснина
Сейчас читают:
Лозовские. Разыскали хозяев дома, который стоял на месте бетонных яблок
Доброта княгини Ирины и судьба кулацкой семьи. Листаем старый фотоальбом
Гомель глазами одного поколения: как изменился город за 60 лет
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram