«Двое заходят, остальные стоят!» Один вечер с судебными исполнителями в Гомеле

Если вы думаете, что судебные исполнители – это здоровенные дядьки, то вынуждены вас огорчить. На самом деле 80% исполнителей – женщины, в основном модельной внешности. «Зато с крепкими нервами, очень усидчивые и внимательные к мелочам», – добавляет красок в портрет заместитель начальника отдела Наталья Мурашко. Девушка в погонах встает из-за стола: «У нас все готово, можно ехать на участок».

Вечер пятницы. Мы в отделе принудительного исполнения Советского района Гомеля. Вместе с Натальей, ее коллегой Еленой Шелегович и участковым инспектором Евгением Курьяном отправляемся собирать долги. Такие рейды у них случаются как минимум два раза в неделю.

По дороге к машине получаем лаконичную вводную, с кем сегодня приходится иметь дело судебным исполнителям. Это те, кто регулярно не оплачивает штрафы, не возмещает ущерб по уголовным делам, не выплачивает алименты, вовремя не рассчитывается с задолженностями по кредитам и коммуналке.

– Как только принято решение о наложении штрафа, нарушитель в течение месяца обязан его оплатить. Если этого не происходит, возбуждается исполнительное производство. С этого момента вы должник. В такие ситуации лучше не попадать, а если уж попал, то самое верное решение – решать проблему как можно скорее. Если нет, то события будут развиваться не по лучшему для вас сценарию, – объясняет алгоритмы рабочих будней Наталья Мурашко.

– Мы выходим не только по вновь поступившим исполнительным производствам, но и по тем, которые уже есть на исполнении. В среднем у одного судебного исполнителя на участке находится около 400-450 должников. Так что сегодня с вами будем работать до самой ночи, – предупреждают сотрудницы.

По закону судебные исполнители вправе посещать должника с 6.00 до 22.00. С июля для большей эффективности повышения качества взыскания задолженностей для них ввели гибкий рабочий график. Теперь сотрудники выходят на участок с 11.00 до 20.00. В такое время шанс застать должника дома выше.

Мечта уходит с молотка

Служебный автомобиль притормаживает в одном из дворов на Речицком проспекте. Сотрудники ищут золотистый Hyundai. Год назад его владелец стал виновником ДТП, в результате которого серьезные травмы получила пешеход. Мужчине дали 1,5 года колонии поселения. Кроме того, суд вынес решение взыскать с него 30 тысяч в качестве возмещения пострадавшей морального вреда.

Осужденный в колонии поселения работает, часть его зарплаты удерживается в счет погашения долга. Но этого недостаточно для того, чтобы погасить его целиком.

Поэтому было принято решение об аресте его имущества – того самого автомобиля, на котором мужчина совершил ДТП.

Возле него уже ждут пожилые родители должника.

– Собирал на нее несколько лет, это была его мечта. Но что ж делать, в ближайшее время она ему не понадобится, – вздыхают пенсионеры и передают судебным исполнителям ключи.

Сотрудники осматривают автомобиль, составляют акт ареста, после оценки авто выставят на торги.

Затаившийся должник

Следующая в списке – улица Талалихина. Здесь в одной квартире сразу два должника – муж и жена.

– Торгуют овощами и фруктами без документов и с кучей нарушений, за что регулярно получают штрафы, которые не оплачивают. Был даже уголовный штраф за подделку справки на продукцию, но его должник уплатила сразу. Знает, если этого не сделать, будет замена наказания на лишение свободы. У мужа – невыплаченные кредиты. В общей сложности у них накопилось уже больше 10 тысяч долга, – перечисляет «грехи» семьи Наталья Мурашко.

Но в этот вечер увидеть своих подопечных она так и не смогла – дверь судебным исполнителям не открыли, хотя, судя по суете и шорохам в квартире, там явно кто-то был.

Такие ситуации не редкость. Но решение есть. Если должник систематически не предоставляет доступ в свое жилище, судебный исполнитель может попасть туда и в его отсутствие. Нужно лишь, чтобы суд выдал разрешение на осмотр дома или квартиры без согласия должника.

Об этом судебные исполнители предупредили притаившихся за дверью хозяев и отправились дальше.

Рычагов воздействия у судебных исполнителей на злостных должников немало. Они могут наложить арест на их ценные вещи, мебель, бытовую технику. Исключение составляют единственный в доме холодильник, кухонная плита и стиральная машинка.

Кроме того, судебный исполнитель может обратить взыскание на заработную плату должника, направив исполнительный документ по месту работы. Либо наложить арест на транспортное средство, запретить выезд из страны, отключить должника от интернета и сотовой связи, арестовать и списать все деньги, которые есть у него на балансе.

Но что делать с теми, у кого ни работы, ни автомобиля, ни денег?

Владимир недавно вышел из колонии, где сидел за кражу. И тут же заработал пару мелких административных штрафов, которые вот уже несколько месяцев никак не погасит.

–Почему не платим штрафы?

–Работы нет.

–Давайте мы поможем вам их оплатить.

–Как это?

–Арестуем имущество.

Правда, из имущества у Владимира только два худых кота, пару постеров на стене и старый продавленный диван.

Но тут взгляд Натальи Мурашко падает на планшет.

– Это не моё! Сразу говорю, не отдам, – учуяв неладное, предупреждает Владимир. Но судебный исполнитель настроена решительно и уже в шаге от девайса.

– Руки убери! – должник оказывается шустрее, и планшет исчезает за его спиной. Однако рядом уже участковый. Попавший в ловушку Владимир идет ва-банк: угрожает «хряпнуть устройство об колено» – но не успевает.

Судебные исполнители забирают единственный ценный предмет должника и уходят. Не прощаются – знают, что сюда они еще вернутся.

«Это мой дом, и я вас сюда не звал»

– Что у нас случилось? – волнуется, завидев людей в форме, один из жильцов дома по улице Жукова.

– У вас, надеемся, ничего. Впустите в подъезд?

Дверь перед судебными исполнителями распахивается, и через несколько минут они уже у квартиры должницы Виктории. С ней сотрудницы отдела видятся регулярно. На женщину заведено 70 (!) исполнительных производств.

Коммунальные долги с пеней, неоплаченные ночевки в медвытрезвителе и штрафы…

Виктория работает, но при этом все ее многочисленные задолженности не погашаются, ведь она еще и обязанное лицо – поэтому 70% из зарплаты женщины уже вычитают за содержание государством ребенка.

Дверь открывает муж должницы.

– Нам нужна Виктория Александровна.

– Кто такие, чего приперлись? – не церемонится мужчина.

– Для проверки имущественного положения.

– Зачем?

– Нужно составить акт. Впустите нас в квартиру.

– Никуда вы не зайдете. Это мой дом, и я вас сюда не звал, – стоит на своем хозяин.

– Давайте не будем накалять. Мы должны зайти, – не уступают судебные приставы.

Мужчина выдерживает долгую паузу, щелкает семечки, пристально и недружелюбно смотрит в глаза участковому. Наконец в дверях появляется должница, что-то шепчет мужу, и тот сдается.

– Двое заходят, остальные стоят здесь! Серьезно вам говорю. Или прокурора позову.

На том и договорились.

Но описывать в квартире нечего. Судебные исполнители составляют акт проверки имущественного положения, предупреждают Викторию о недопустимости прогулов по месту работы и уходят под неодобрительный взгляд хозяина квартиры.

– Конечно, нам не рады. Ведь отдавать свое никто не хочет. Раньше люди были спокойнее. Я пришла в службу в 2013-м году и, представляете, одна выходила на участок, не боялась. Но в последнее время все чаще сталкиваюсь с агрессией. Доходит не только до оскорблений, но и до рукоприкладства. Чего только не бывает! В июле на нашу Наталью Александровну, например, должник набросился с молотком. И если бы не реакция коллеги, то все могло бы закончиться плохо. Поэтому в последнее время стараемся брать в помощники участкового, – делится наболевшим Елена Шелегович.

«Если надо, оплатим еще раз»

А вот в следующем доме судебных исполнителей встречают с улыбкой.

– Ой, девочки, присаживайтесь, не стойте. В ногах правды нет. У нас много невест, всем надо выйти замуж, поэтому присаживайтесь. Это так положено у нас, – настаивает хозяйка.

Но сотрудницы пропускают мимо ушей просьбу женщины – они пришли сюда не в гости.

– Марина и Артур – ваши где?

– Ой, а что они сделали?

– Штрафы не оплачивают. Артур по линии ГАИ, ездил без техосмотра. Марина делала укладку в салоне красоты и не доплатила 50 рублей. Хозяйка салона вызвала милицию, в итоге у нее штраф 116 рублей, – показывает исполнительные листы Наталья Мурашко.

– Ой, так то еще в том году было. Я все оплатила, – выходит из комнаты должница.

– Покажите квитанцию.

– Сейчас-сейчас, – девушка пару секунд что-то ищет на полках, затем на холодильнике. –

Ой, нету. Это ж столько времени прошло. Целый год!

– Ну вы же за год так и не оплатили.

– Оплатили, – настаивает хитрая должница. – Но если надо, оплатим еще раз. Завтра же! И Артур все заплатит.

Судебные исполнители покидают дом с улыбкой – не часто во время работы удается побывать еще и на блестяще отыгранном спектакле.

На сегодня в отделе принудительного исполнения Советского района находятся 19679 исполнительных производств. В месяц каждый судебный исполнитель возбуждает около 200 новых производств.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights