В Гомеле открылась выставка железнодорожных раритетов

Экспозиция составлена гомельским коллекционером Геннадием Гайковым и приурочена к 160-летию Белорусской железной дороги.

Геннадий Гайков – человек увлекающийся. Коллекционирует предметы по 54 направлениям, является членом правления клуба коллекционеров «Юнона» при Городском центре культуры. Работает мастером в Гомельском вагонном участке. Железнодорожная тематика в его коллекции занимает два отдельных стеллажа. Зачастую один и тот же экспонат можно отнести к нескольким темам одновременно.

– Этим хронометрам около 150 лет. Такие использовали машинисты поездов, чтобы придерживаться расписания. Правление дороги специально заказывало их не где-нибудь, а в Швейцарии. Одни часы принесли на продажу в ужасном состоянии, без циферблата и стрелок. Но они были бережно отреставрированы и сегодня прекрасно ходят, не спеша и не отставая, – рассказывает Геннадий Гайков.

Пополняется коллекция разными путями – от специализированных аукционов до подарков друзей. Уникальные вещи можно найти на барахолках, причём их первые хозяева даже не осознают, какие ценности оказались у них в руках. Каково бы ни было состояние предмета, коллекционер старается по максимуму вернуть ему исторический вид.

В собрании гомельчанина есть подлинные документы Либаво-Роменской, Полесской и Западной железных дорог, стыкующихся в Гомеле. Среди них такие занятные, как расписка в том, что сотрудник одной дороги обязуется не применять полученные знания на конкурирующей магистрали. Или рекомендация железнодорожнику, только что прошедшему санаторное лечение, отдохнуть ещё и на Одесском лимане, желательно с месяц.

Представлены на выставке личные вещи и документы гомельских железнодорожников. В своё время их имена составляли гордость магистрали, а сейчас мало известны среди горожан.

– Иван Бычинский возглавлял школу железнодорожников в начале Великой Отечественной войны, руководил её эвакуацией и работой в тылу. Он был удостоен звания «Почётный железнодорожник» дважды. Я даже затрудняюсь сказать, были ли в истории ещё такие примеры. Естественно, что когда мне в руки попали личные документы, я постарался узнать как можно больше об этом человеке. Кстати, история, связанная с тем или иным предметом, часто привлекает даже больше, чем он сам.

А историй владелец каждой вещи может рассказать порядочно. Николай Лобанов, передавший коллекционеру кители разных эпох с собственного плеча, вспомнил свои приключения прямо на открытии выставки. До выхода на пенсию он работал в Гомеле диспетчером на пассажирской станции и на сортировке. Были в его практике и проезд локомотива на запрещающий сигнал, и экстренное построение маршрута прямо перед прибывающим с перегона тяжёлым составом. Вывод, которому пришёл опытный железнодорожник: «Многочисленные инструкции не могут предусмотреть всех ситуаций, случающихся на дороге».

Чтобы последствия не были плачевными, придуманы устройства сигнализации и безопасности. Они тоже есть в коллекции, в том числе такие, которые молодые работники магистрали уже и не опознают.

Но это артефакты для специалистов. А вот подстаканники для чаепития под стук колёс знакомы каждому пассажиру. Их в коллекции Геннадия Гайкова более 300. В музее выставлена лишь малая часть. Зато есть самый возрастной начала XIX века и самый современный, в котором чай подадут сегодня. Те, что постарше, выглядят побогаче.

– Это фабрика «Фраже» из Варшавы времён Российской империи. А это изделие братьев Бух примерно того же периода. Серебро. Помню, купил один такой предмет за 60 тыс. [старых] белорусских рублей. Дома в мастерской бережно почистил, и цена среди коллекционеров сразу выросла до 3 млн рублей. Старинные подстаканники украшены пожеланиями: «На память», «Пейте на здоровье».

В советский период выпускалось море мельхиоровых подстаканников. Коллекционную ценность имеют те из них, что выходили ограниченным тиражом к важным событиям. Например, в честь освоения космоса человеком или Олимпиады-80. Сейчас на БЧ в ходу простые подстаканники из нержавейки. В России делают аксессуары  с оглядкой на традиции, но на них двуглавые орлы соседствуют с современным логотипом РЖД, – делит собрание на исторические периоды Геннадий Леонидович.

Выставка в Охотничьем домике будет работать до 25 декабря, а 27 декабря Белорусская железная дорога отметит 160-летие. Приобщайтесь к истории!

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights