«Белорусска» и дирижабль. Рассматриваем елку в музее Гомеля

Сегодня подготовиться и отметить Рождество и Новый год не составляет никакого труда. От разнообразия маскарадных костюмов, елочных украшений, гирлянд, игрушек и даже самих елок в глазах рябит. Но так было не всегда, уверяет главный хранитель фондов Музея истории Гомеля Анастасия Ропот. И приглашает взглянуть на новогодние артефакты.

Новогоднее таинство империи

– В Российской империи и Беларуси (как ее составной части) главным торжеством считалось Рождество, выпадавшее по старому стилю на 25 декабря. Это был не только религиозный, но и семейный праздник, который отмечался по строгим канонам. Так что до определенного времени елки в дореволюционной России считались рождественскими, а не новогодними, – проводит экскурс в историю Анастасия Ропот.

Отдавая дань традиции, накануне католического Рождества в одной из комнат музея постарались воссоздать предпраздничную атмосферу. При этом украсили дерево так, чтобы оно служило своего рода путеводителем по различным эпохам отечественной истории.

– Вот, например, дрезденский картонаж, – Анастасия бережно берет в руки серебристого пеликана. – Такие украшения были очень популярны в начале прошлого века. Они продавались как в готовом виде, так и картонными пластинами с тиснением. Даже маленький ребенок мог запросто «выдавить» такую игрушку из рамки, вставить ниточку и получить прекрасное украшение, сделанное как будто своими руками. Между прочим, подобные игрушки пользовались популярностью даже в Советском Союзе, особенно в 1950-е – 1960-е годы.

Специалист озвучивает еще один интересный факт: оказывается, в Российской империи детей до 14 лет к украшению рождественской елки не подпускали на пушечный выстрел. Лишь после того, как в Сочельник вся семья собиралась за столом и отведывала 12 обязательных предпраздничных блюд, малыши наводняли комнату с елкой. Запрет этот, поясняет Анастасия Ропот, объясняется не только желанием взрослых сохранить сюрприз, но и чисто прагматическими соображениями – сохранности елки.

– Стеклянные новогодние шары стоили дорого, их очень берегли. Мало ли, что могли натворить шалуны, играя у наряженной елки. Чаще ее украшали конфетами в ярких фантиках и позолоченными орехами. Подчеркиваю, позолоченными, то есть раскрашенными специальной краской, а не завернутыми в фольгу. Зато сколько радости было у ребят, когда после томительного ожидания им наконец разрешали брать с елки все, что душе угодно! А уж когда на ней загорались огни, восторгу не было предела. Разумеется, электрических гирлянд тогда не было – на елку устанавливали обычные свечи, как правило, в виде поднимающейся вверх спирали. Все свечи соединяли специальным бикфордовым шнуром, который по очереди зажигал их снизу вверх.

Не меньшей популярностью, чем дрезденский картонаж, пользовались украшения из стекляруса и бисера.

– Их нанизывали на проволоку, создавая различные формы и фигурки, – продолжает Анастасия. – Эти украшения были довольно практичными: испортить их было сложнее, чем стеклянные шары. Кроме того, во времена СССР мамы использовали их для отделки новогодних нарядов дочерей: украшали юбки, платья, короны.

Не избалованные товарным изобилием советские люди по максимуму старались использовать все, что пришло в негодность. Даже елочные украшения. Так, осколки разбитых игрушек шли на декорирование тех же корон девочек-«снежинок». А еще ими украшали окна домов. Современные дети вряд ли знают, что раньше накануне зимних холодов в каждом частном доме устанавливали так называемые зимние рамы. Промежуток между ними заполняли ватой и украшали вышедшими из употребления елочными игрушками или тем, что от них осталось. Иногда от таких композиций глаз было не отвести.

Очень популярны 100 лет назад были и украшения из папье-маше. Лисички, куколки, фрукты и овощи – все это можно было купить или сделать самому. В запасниках музея хранится несколько номеров специализированных женских журналов за 1916 и 1917 годы, в предрождественских выпусках которых опубликованы инструкции по изготовлению таких игрушек в домашних условиях. Похожие статьи позднее печатались и в аналогичных советских изданиях.

Соцреализм как украшение

Украшения советского периода характеризует явная идеологическая окрашенность. Официально празднование Нового года было введено в СССР в 1935 году. 1 января стал у трудящихся выходным лишь в 1947 году. В целом же праздник, который мы знаем сегодня, появился только в середине 1950-х годов.

– Тем не менее елочные украшения советская промышленность стала выпускать еще в 1930-х годах. Многие из них сюжетно привязывались к политической и экономической повестке. Например, много внимания в то время уделялось воздухоплаванию, строительству дирижаблей, на которых советские стратонавты устанавливали мировые рекорды. Естественно, выпускались и елочные игрушки в виде летательных аппаратов с надписью «СССР» на борту. Кстати, вот у этой игрушки был реальный прототип – дирижабль с таким же названием, – показывает на экспонат Анастасия Ропот. – Воздушное судно считалось самым крупным в Союзе. Разбилось, врезавшись в гору, в 1938 году во время спасения папанинской арктической экспедиции.

В годы Великой Отечественной войны было не до праздников. После Победы ситуация изменилась. Теперь елочные украшения стали посвящать ее символам.

– В первые послевоенные годы в Советском Союзе в ходу была игрушка, изображавшая народного мстителя – партизана. Где она была произведена, доподлинно неизвестно, но учитывая статус республики-партизанки, это вполне могла быть Белоруссия, – делает вывод специалист.

В феврале 1956 года в Антарктиде заработала станция «Мир», с которой началось освоение Советским Союзом ледяного континента. В продаже закономерно появились игрушки в виде пингвинов. Примерно тогда же была развернута кампания по популяризации кукурузы. Само собой, новогодние ели в эти годы украшались стеклянными, пластмассовыми и даже жестяными початками «царицы полей». В 1960-е годы, когда Советский Союз стал космической державой, в ходу были фигурки космонавтов, ракет и спутников.

Некоторые игрушки, по словам Ропот, стали откликом промышленности на популярные песни или кинофильмы. Так, после ошеломительного успеха «Карнавальной ночи» и песенки про пять минут, массово стали выпускаться стеклянные, а позже – пластиковые часы с характерным расположением стрелок. В 1963 году Эдуард Хиль спел знаменитую песню «У леса на опушке», и накануне нового 1964 года прилавки магазинов оказались завалены украшениями в виде разнообразных избушек.

– В СССР пропагандировалась дружба народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что часть елочных украшений выпускалась в виде куколок, представлявших различные его народности. В нашем музее хранятся три такие фигурки: казашка, туркменка и белоруска в национальных костюмах. А чтобы не запутаться, внизу каждой игрушки имеется соответствующая надпись. Примечательно, что национальность белоруски указана с двумя «с» – «белорусска». Эта ошибка в правописании дает основания полагать, что игрушка изготовлена за пределами Беларуси.

И все же большинство елочных украшений – это сказочные персонажи. На ретро-елке в музее это старик с неводом из сказки Пушкина, Чиполино, Красная Шапочка, Мишка Косолапый, Снеговик, доктор Айболит.

С открытой душой

Долгое время главным атрибутом новогодних праздников (разумеется, кроме елки) были поздравительные открытки. Сейчас их практически полностью вытеснили гифки, стикеры, видеоряды с зимними пейзажами и прочие яркие, но, увы, бездушные поздравления, которые мы отправляем друг другу в мессенджерах и социальных сетях. А когда-то обыкновенные бумажные открытки были самым ходовым новогодним товаром. Их закупали сразу десятками, чтобы передать привет всем без исключения родственникам и друзьям. А получатели украшали ими елку.

В коллекции музея новогодних открытых писем (именно таким было их официальное название) не очень много. Но есть очень даже любопытные образцы. Например, открытка, выпущенная накануне 1917 года. Она, хоть и яркая, по исполнению достаточно скромная, в духе военного времени.

В исполнении советских открыток чаще всего использовались нейтральные сюжеты: ветки, украшенные игрушками, Дед Мороз и Снегурочка. Популярными были изображения лесных зверей: зайцев, медведей, лисичек, белочек. А вот волки встречались реже – из-за того, что часто фигурировали в сказках как отрицательные персонажи.

– Всё изменилось в 1969 году, когда на экраны вышел мультфильм «Ну, погоди!». В особенности, его новогодняя серия. Незадачливого хищника вмиг полюбили и взрослые, и дети, и советские полиграфисты, занятые изготовлением новогодних открыток. Кстати, животные, размещенные на лицевой стороне открыток, не имели никакого отношения к китайскому календарю с его тиграми, крысами, свиньями и петухами, – делится любопытными подробностями Анастасия.

У солдат срочной службы и курсантов военных училищ популярностью пользовались персональные новогодние фотооткрытки. На одной из них, датируемой 1957 годом, изображен будущий военный летчик. В Гомель открытка пришла из Тамбовского военного авиационного училища. Таким нетривиальным способом юноши, оторванные от родного дома, напоминали о себе и поздравляли родных с праздником.

По очевидным идеологическим причинам в Советском Союзе практически не выпускались рождественские открытки. Да и самого праздника долгое время официально не существовало. Появившиеся в уже разваливающемся СССР образцы от новогодних отличались лишь надписью, но никак не библейским сюжетом.

И все же следует признать: пусть новогодняя атрибутика той поры и уступала в яркости и разнообразии современной, от нее до сих пор веет душевным теплом, уютом и умиротворением. А в Новый год это самое главное.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights