Участковый из Гомеля о своих «подопечных» и авторитете отца

Будни участковых милиционеров – это не стрель­ба и погони, как в захва­тывающем боевике. Хотя бывает, конечно, всякое. Чаще от них требуются банальные вниматель­ность, терпение и умение разрешать конфликт до того, как он перерастёт в повод завести уголовное дело. О своей службе в милиции, круге забот и особенностях участ­ка рассказал инспектор Советского РОВД Гомеля Андрей Подсосонный.

Андрей из семейной династии милици­онеров. Дедушка и папа работали следователя­ми, поэтому с выбором буду­щей профессии он определил­ся ещё в школе.

После одиннадцати клас­сов поступил в Академию МВД. Но уже на втором кур­се перевёлся на заочное от­деление, чтобы параллельно работать. Набираться опыта курсанта отправили младшим участковым в Железнодорож­ный РОВД Гомеля. Молодо­му человеку достался беспо­койный участок, включавший в том числе Привокзальную площадь.

– Совмещать учёбу со службой оказалось даже про­ще: когда понимаешь, что учишь и зачем, где это при­годится и как применится на практике, проще усваивать информацию. Если для кур­санта устав – это учебник, то для практика – псалтырь. За время, что я проработал млад­шим участковым, выучил его почти наизусть.

В 2018 году Андрея пе­ревели участковым в Советский РОВД. Новый участок оказался бо­лее спокойным, но со сво­ей спецификой. В основном здесь живут пенсионеры – законопослушные, но часто доверчивые, одинокие люди. Эти их качества и определяют нынешний круг забот участкового.

– Чаще всего, как ни стран­но, граждане обращаются с проблемами жилищно-коммунального толка. По-моему, я уже стал специалистом в этой области. Например, лю­ди годами уговаривают ком­мунальщиков заменить тру­бу или подлатать крышу, но всё без толку. Порой стано­вится настолько за них обид­но, что приходится вникать самому. Звоню знакомым в ЖКХ, пересказываю суть во­проса, прошу помочь. А по­том связываюсь с жильцом и делюсь информацией, кото­рую удалось добыть, – рас­сказывает участковый.

Ещё одна проблема – до­верчивость пенсионеров, ко­торой пользуются мошен­ники.

– Казалось бы, о «лжебан­кирах» и якобы попавших в беду родственниках слышим из каждого утюга, а люди вот уже который год попадаются на один и тот же крючок. Каж­дую неделю обхожу не менее 20 квартир, беседую с жиль­цами и «просвещаю», какие бывают аферы. Но, к сожале­нию, бывало и такое, что че­ловек в беседе со мной пони­мающе кивал головой, а спу­стя месяц приходил в участок с заявлением на мошенников. Ну как же так?

Особая категория – семей­ные скандалисты и дебоширы. По словам участкового, с не­которыми из них профилакти­ческая работа ведётся годами.

– Есть, например, у нас гражданин, на редкость устойчивый к мерам профи­лактики. Мужчина состоит на профилактических учётах, избивает мать. Каждый месяц она приходит в милицию с за­явлением, но на следующий же день его забирает – жале­ет сына. Благо на этот случай законодатель предусмотрел следующую возможность: если пострадавший отказы­вается писать заявление, по­тому что находится в зависи­мости от обидчика, но имеет явные следы истязаний, про­курор может самостоятельно начать процесс. Что мы, соб­ственно, и сделали: сейчас в отношении мужчины ведут­ся процессуальные действия.

Бывает и так, что чьё-то супружество перерастает в непрекращающиеся ссоры и скандалы, но люди не мо­гут разъехаться и вынужде­ны по-прежнему делить одну жилплощадь. Такой быт ещё больше распаляет их взаим­ную ненависть, на регуляр­ный шум начинают жаловать­ся соседи.

– Если это всё происхо­дит ночью, на жалобу должна реагировать милиция. И здесь каждый участковый посту­пает по-своему. Можно один раз выписать штраф – и приехать по этому адресу ещё де­сять. А можно лишь однажды уделить людям время – и во­прос разрешится раз и навсег­да. Поэтому я стараюсь снача­ла выслушать обе стороны и дать совет, если посчитаю это уместным. Часто первый вы­зов оказывается единствен­ным, и больше от соседей жа­лоб не поступает.

По словам Андрея Подсосонного, он никогда не роман­тизировал профессию правоохранителя.

– Конечно, в практике лю­бого милиционера встречают­ся случаи, когда вот-вот – и потеряешь веру в людей и их волю к исправлению. Напри­мер, освобождается человек из заключения — и через месяц снова туда. Или четыре раза побывал в лечебно-трудовом профилактории, клялся и бо­жился, что больше пить и драться не будет – и опять за своё. Счастливый конец у таких историй бывает край­не редко, но зато каждый по­ложительный пример возвра­щает оптимизм: если человек взялся за ум, устроился на ра­боту и вернулся в семью, зна­чит, потенциал есть у всех.

Кроме того, даже из обще­ния с правонарушителем мож­но вынести что-то полезное: всегда ведь лучше учиться на чужом примере, чем на своём. Я стараюсь проанализировать человеческие отношения, по­нять, как брак двух преданных людей превратился в муку для них обоих, как любящий неког­да сын опустился до того, что­бы избивать собственную мать, и делаю выводы. Моя служба сталкивает меня с жизненным опытом других людей, и таким образом во много раз умножа­ется мой собственный.

Конечно, так недолго зара­ботать эмоциональное выго­рание. Спрашиваем, что помо­гает участковому справляться с психологической нагрузкой.

– Пожалуй, грамотное пла­нирование времени. Стара­юсь ставить реальные задачи и справляться если не раньше, то точно к сроку. Осознание, что ты всё успеваешь, придаёт уверенности в себе.

Разумеется, говорит участ­ковый, всегда можно написать рапорт и уйти.

– Но в таких случаях луч­ше остановиться и проанали­зировать, чего ты уже достиг и сколько всего ещё сможешь. И спросить себя: кто, если не я? Этот простой, казалось бы, вопрос всегда возвращает ду­шевный покой. А ещё жела­ние удержать планку, которую задал своей службой папа. Его авторитет до сих пор помнят в нашей милиции. Вот есть бренд, знак качества. Для ме­ня это фамилия отца, которой нужно соответствовать. Наде­юсь, у меня получается хотя бы отчасти.

В тему

С недавнего времени участковые инспекторы ми­лиции каждую среду с 17:00 до 20:00 консультируют граждан лично и по телефо­ну. Опорный пункт охраны правопорядка №2 по Совет­скому району, за которым закреплён Андрей Подсо­сонный, находится по адресу улица 60 лет СССР, 15. Теле­фон для связи: 22-26-93.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights