Воспитанники гимназии №51 на протяжении многих лет показывают завидные результаты на всех этапах предметных олимпиад. Но если раньше они были лучшими преимущественно в математике, информатике и физике, то есть предметах технического профиля, то в последние годы успешно выступают по белорусскому языку и литературе.
Так, в этом учебном году пять учениц взяли дипломы на областном этапе, а десятиклассница Полина Тимошенко результативно выступила «на республике». Всех этих ребят подготовила педагог Мария Кирюшкина. С ней наш сегодняшний разговор — о том, как распознать в ребёнке олимпиадника и суметь вовремя отпустить его, если всё-таки ошибся.
Мария Ивановна была первой по успеваемости студенткой на филфаке, но это не облегчило ей поиск работы. Прежде чем попасть в лучшую гимназию региона, она пыталась устроиться учителем в несколько гомельских школ и одну деревенскую, но везде получала отказы с формулировкой: «Вы слишком молодо выглядите». Наконец в отделе образования Советского района, куда у выпускницы было распределение, посоветовали обратиться к директору гимназии №51 Александру Пахучему. И будущий педагог отправилась на собеседование в учреждение, о котором раньше даже не слышала. Зато приёмную искать не пришлось: директор как раз руководил ремонтом на первом этаже в спортзале.
— По всему было видно, что Александр Павлович не собирался меня собеседовать, как это делали во всех предыдущих школах. Открыл диплом, увидел оценки, спросил, где мне уже отказали и, внезапно спросил, умею ли я тягать штангу. Затем предупредил, что в гимназии «нельзя ходить в джинсах» и «очень сложно работать». Я ответила, что не боюсь. Он вздохнул: «А мы, знаете, боимся». Наш диалог занял две минуты, после чего директор сообщил, что я ему подхожу и принята на работу. Вскоре я уже проводила диктант для поступающих в 10-й класс. А с сентября мне дали классное руководство в 5-м.
На второй год работы мне поручили вести уроки ещё в одном классе, 8-м «Б», где оказались очень способные ученики, и я впервые попробовала подготовить несколько человек к олимпиаде. Спустя время наша работа принесла первые плоды и по-настоящему увлекла меня. Чем дольше занимаюсь с олимпиадниками, тем ближе к мысли, что с чисто научной, биохимической, точки зрения это настоящая психологическая зависимость: каждую весну, когда заканчивается олимпиада, мы с учениками не знаем, чем себя занять. Сегодня после уроков подошёл ко мне шестиклассник Саша Мелешко и сказал: «Мария Ивановна, чего-то не хватает…». Конечно, отвечаю, не хватает — олимпиадной нервотрёпки.
— Мария Ивановна, представим, что перед вами незнакомый класс из двух десятков учеников. Как среди них распознать потенциального олимпиадника? Наверняка дело не только в оценках, ведь отличником можно быть по всем предметам, а олимпиадником, как правило, лишь по одному.
— У меня есть пример, прекрасно иллюстрирующий, что из ребёнка, на первый взгляд, со средними способностями по предмету может получиться победитель республиканской олимпиады. Это Таня Березняцкая, ныне студентка юридического факультета БГУ. Таня перевелась в нашу гимназию в 7-м классе, до этого училась в обычной средней школе №38. И первой четвертной оценкой, которую я выставила ей по своему предмету, была семёрка, хотя в школе она имела стабильную 9. Таню, как ни удивительно, это лишь подстегнуло. Она стала усерднее учиться, подходила ко мне после занятий и просила объяснить ещё раз, если что-то оставалось непонятным. Я обратила внимание на её редкое упорство: пока Таня точку в предложении не поставит, из-за парты не встанет. И уже в следующей четверти предложила ей заниматься отдельно, как с одарённым ребёнком.
В ноябре, когда начался «олимпиадный сезон», Таня переехала к бабушке на Речицкий проспект, чтобы жить поближе к гимназии. Время, которое она раньше затрачивала на дорогу, освободилось для самостоятельных занятий. Занималась Таня с утра до вечера в выходные дни и до глубокой ночи — отправить задание на проверку могла даже после полуночи. Ошибки попадались всё реже, но если Таня и допускала одну, я могла быть уверена, что назавтра эту тему она будет знать лучше составителей учебника. И это не могло не отразиться на результате: первой моей ученицей, взявшей диплом на «республике», была именно Березняцкая. К тому моменту мы занимались с ней три года.
Проще говоря, я не ищу в детях готовых олимпиадников. Я ищу данные, которые позволят из них этих олимпиадников воспитать. Под «данными» я понимаю в первую очередь желание и готовность много работать, почти солдатскую самодисциплину, умение грамотно распределять время, психологическую устойчивость перед проигрышами и победами и только потом — гуманитарный склад ума и предрасположенность к языкам. Олимпиадник — это десять процентов таланта и девяносто — труда.
— Но ведь бывают дети исключительно одарённые, которым всё даётся легко. Такие наверняка обходят тех, кто «сделал себя сам», не прилагая к этому особых усилий.
— За годы работы в качестве лектора на городских и областных олимпиадных сборах я поняла, что это большое заблуждение. Конечно, даже среди лучших из лучших всегда можно выделить нескольких звёздных детей, на которых подсознательно будешь возлагать большие надежды. Сколько раз так было! Но часто они возвращаются без дипломов. Проанализировав рейтинговую таблицу, приходишь к выводу, что дипломы эти достались их менее способным, но более усердным и усидчивым соперникам.
— Почему?
— Потому что тот, кому дано, не приучен к необходимости ломать голову. Он не привык подолгу сидеть над учебником и зазубривать какое-нибудь особенно упрямое правило — оно не понадобится ему, чтобы, например, расставить орфограммы. Это будет сделано интуитивно. Но интуиция, а точнее то, что мы называем чувством языка, или талант, рано или поздно даст осечку. Осечки не даст лишь знание, приобретённое многократным повторением.
Например, у меня есть одна очень способная ученица. У девочки острый ум, задания она щёлкает как орешки. Но на областном этапе олимпиады взяла диплом всего лишь третьей степени. А всё потому, что лёгкость, с которой девочке даются занятия, не вынуждает её долго и дотошно разбираться в теме: получается — и славно. В это время те, кому дано меньше, натаскиваются, решая множество однотипных заданий, и в результате «набредают» на закономерности, которых не подскажет никакое чувство языка. Поэтому часто менее способные и выигрывают у более способных.
Но с этим тоже можно работать. Пример — история ещё одной моей ученицы Кати Рулевской, занимавшейся вместе с Таней Березняцкой. Катин интерес и предрасположенность к языкам и особенно — к литературе я заприметила раньше всех, ещё в 5-м классе. Если у Тани, благодаря усидчивости, всегда лучше шла грамматическая часть (комплексное задание олимпиады), то у Кати — творческая (так называемый отзыв, который пишут на литературное произведение). В написании отзыва ей не было равных: пока остальные ломали над ним голову, у Кати отзыв лился, как рулада, и сам ложился на бумагу. Одновременно она обладала тем, что в народе называют «врождённой грамотностью», поэтому правила учить не любила и не хотела. В результате в 9-м и 10-м классах свои дипломы на «республике» Катя упустила. Тогда я изменила тактику и сместила акценты в подготовке: заставляла её учить и переучивать правила, проверяла, стала более строгим и требовательным учителем. И в 11-м классе с «республики» она вернулась уже с дипломом.
— Как вы думаете, чему учат такие проигрыши?
— Отвечу словами Кати, которая в выпускной вечер оставила на моём столе прощальное письмо. В нём она вспоминала, как я впервые предложила ей поучаствовать в олимпиаде, каким огромным событием это для неё было, благодарила за веру, знания, но главное — за то, чему научил её этот путь: «Всё произошло вовремя», — написала Катя. И я с ней согласна: победа на олимпиаде, как и любая другая, приходит к человеку, когда он созрел. Победу нужно заслужить, даже выстрадать, потому что победа — это награда за старания. А значит, проигрыш — всего лишь сигнал, что нужно продолжать работать над собой, а не сдаваться.
Конечно, дети долго расстраиваются и рефлексируют по поводу проигрыша. Ведь от него не застрахованы даже лучшие. Например, моя ученица Даша Юдина, абсолютная победительница областного этапа олимпиады, ушла далеко вперёд с большим отрывом и получила чуть ли не исторически максимальный балл за свой отзыв. А с «республики» вернулась ни с чем, потому что переволновалась и в отзыве ушла далеко от темы. Второй месяц думаем: что из этого случайность — победа на «области» или проигрыш «на республике»?
— Как вы сами для себя отвечаете на этот вопрос?
— Победа, как мы уже разобрались, случайностью не бывает. Дашин незаслуженно низкий результат на «республике» — наука для меня, её учителя. Как и в случае с проигрышем Кати Рулевской, нужно изменить тактику, по-другому расставить акценты в занятиях. Я обязательно подумаю над этим летом, и в следующем году Дашу оценят по достоинству, потому что, вне всяких сомнений, она этого заслуживает.
— На пути всех этих ребят были и победы, и проигрыши. Следовательно, по одним лишь результатам олимпиады об их способностях судить нельзя. Но что тогда показатель неэффективности занятий? Когда и как вы понимаете, что олимпиадника из ребёнка не получается?
— Понимаю почти сразу. Опять-таки, проще объяснить на примере. Есть у меня очень активная, лёгкая на подъём шестиклассница. У таких детей в руках всё горит, за что ни возьмутся. Она захотела участвовать в олимпиаде, и я предложила ей заниматься вместе с остальными ребятами. Но для девочки это оказалось изнурительно: в прошлом году на районном этапе взяла диплом второй степени, но дальше не прошла. Хотя готовилась, как все, и верю, что старалась.
Понимаете, с одной стороны, олимпиада требует, чтобы ребёнок полностью посвятил себя выбранному предмету. С другой, как ни парадоксально, она точно так же требует умения балансировать, успевать по всем остальным предметам, то есть многозадачности. Наверное, можно развивать в себе и то, и другое, но во многом возможности ребёнка в этой плоскости предопределены его психической конституцией. Поэтому их границы видно сразу: ребёнок не запоминает столько информации, допускает одни и те же ошибки, не умеет выводить правило из закономерности и так далее. И в этом нет его вины.
В таких случаях я понимаю, что данный ребёнок — просто крепкий и способный ученик, который будет прекрасно успевать по школьной программе, и нужно отпустить его, а не ломать психику.
— Как объяснить это ребёнку, чтобы не ранить и не травмировать?
— Я всегда и всё говорю прямо. Конкретно этой девочке объяснила ситуацию приблизительно в тех же словах, что и вам, и она со мной согласилась. Сейчас учится на девятки и десятки, просто в олимпиаде больше не участвует.
— Опишите, пожалуйста, своё стандартное занятие с олимпиадниками. Работаете вы с каждым отдельно или в группе?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, скажу сначала главное — в нашей гимназии созданы идеальные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала ребят. В этом огромная заслуга Александра Павловича. Он знает и помнит о достижениях каждого ученика, поддерживает и всячески поощряет стремление к победе.
Что касается формата, в котором проходят наши занятия, то работать отдельно нет возможности даже с параллелью, не говоря уже об индивидуальных уроках с каждым учеником. В одном кабинете собираются ребята с 6-го по 10-й классы. И если с грамматикой младшие и старшие более-менее научились справляться, то тренироваться в написании отзывов так нельзя, потому что программа по литературе у всех разная. Более того, девятый класс его пишет на лирику, а остальные — на прозу, то есть в тексте им нужно искать совершенно разные вещи. Эту часть работы приходится давать на дом.
Собираемся мы утром по субботам и занимаемся, как правило, до пяти вечера. У детей получается полноценный рабочий день. Но никто не жалуется, все уже привыкли, ведь и каникул у олимпиадников по факту нет — республиканский этап как раз занимает всю весеннюю каникулярную неделю. Для выпускников это особенно нервное время, потому что, помимо олимпиады, нужно готовиться ещё и к экзаменам. Например, у Полины Тимошенко, победительницы этого года, день был расписан буквально по минутам, головы не поднять. Поэтому главный совет, который я могу дать учителям, готовящим олимпиадников, — быть для них в первую очередь опорой и поддержкой. За вашу веру они вас потом отблагодарят своими успехами.
Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram